Первоначально направление символизма было присуще литературе. Но в конце XIX века во Франции зародилось данное направление и в изобразительном искусстве, а в ХХ веке набрало популярность у художников России.

Символизм в России связан с рядом известных имен: Н.Рерих, В.Серов, М.Врубель. Характерной особенностью их живописи можно назвать концентрацию на загадочности и таинственности объекта. Русских живописцев серебряного века интересуют душевные терзания персонажей, а также сцены мифологической тематики. Данный стиль тесно связан с романтизмом.

Несмотря на свой великий дар, при жизни Михаил Александрович Врубель так и не был понят. Как и у всех символистов его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. За свой талант художник заплатил немалую цену. В творчестве М.А. Врубеля прослеживается проблема «демонизма». Иными словами, обращение к разрушению устоявшихся ценностей.

Исследованием творчества М.А. Врубеля занимались многие известные деятели, в их числе искусствоведы, художники, писатели. Мнения о творчестве художника разделились. Одни считали его бездарностью и шарлатаном, другие гением.

Критически к творчеству М.Врубеля относился великий русский писатель Максим Горький, а русский музыкальный и художественный критик В. Стасов называл демонов «ужасающими образцами непозволительного и отталкивающего декадентства».

Demon
Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

Хвалебные отзывы Врубель получил от Ф.А. Усольцева – известного российского психиатра, основателя частной лечебницы, в которой проходил лечение художник:

«Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но также могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником».  

Непредвзятую и обстоятельную оценку живописи М.Врубеля дал всемирно известный русский художник и историк искусств Александр Николаевич Бенуа. В своей книге «История русской живописи в XIX веке» он проанализировал творчество Врубеля:

«Из художников, выдвинувшихся в самое последнее время, наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее».
Avtoportret-Vrubelya
Автопортрет. 1882. Государственный Русский музей, С.-Петербург

М.А. Врубель родился 5 марта 1856 года в семье военного. Мать будущего художника умерла, когда ему едва исполнилось три года. Врубель рос любознательным ребенком, с детства его интересовали музыка, театр, изобразительное искусство, он углубленно изучал латинский язык и читал произведения древнеримских поэтов в оригинале. По настоянию отца занятие искусством отходят на второй план, и в 1874 году М.А. Врубель поступил в Петербургский университет на юридический факультет, чтобы получить рабочую профессию. Но в 1880 году его все же зачислили в Академию художеств.

Обучаясь в Академии, М.А. Врубель уделяет много времени самостоятельной работе. Он считает, что вдохновение – это не что иное, как душевное состояние и следует много и упорно работать для того, чтобы его достичь. Сферой его интересов на протяжении всего творческого пути будет личность. Со своим единомышленником — русским живописцем В.А. Серовым они введут в лексикологию изобразительного искусства такое понятие, как «культ глубокой натуры».

1884 год был определяющим в жизни художника. Врубель принял решение оставить Академию художеств и переехать в Киев по приглашению А.В. Прахова, русского историка искусств, археолога и художественного критика, для реставрации фресок и живописи в Кирилловской церкви.

Soshestvie-Svyatogo-Duha-na-apostolov.-1885
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Кирилловская церковь, Киев

Священники церкви не один десяток лет искали художника, который отреставрирует древние фрески, возраст которых составлял около 700 лет. Никто не решался браться за эту работу, так как Кирилловская церковь имела недобрую славу – на территории церкви ранее находилась психиатрическая больница. Но в 1884 году никому не известный, скромный студент петербуржской академии М.А. Врубель соглашается восстановить загадочные росписи. Данный период творчества в жизни художника именуется киевским.

А.В. Прахов писал о Врубеле: «Сильно ошибается тот, кто, не зная, что толкнуло художника на разработку этой никем раньше не тронутой глубокой литературной темы, приписывает «демонизм» натуре Врубеля и связывает между собой его душевное заболевание с настойчивыми поисками Демона».  

Врубель обстоятельно подошел к работе в древней церкви, он изучал мозаики и фрески древнерусских мастеров Софийского собора в Киеве, а также отправился в Венецию, чтобы ознакомиться с живописью соборов итальянских мастеров.

Первые недели работы М.А. Врубель не выходил из церкви, он скрупулезно выписывал черты лица и каждую складку одежды святых. Погруженный в непрерывный труд он не обращал внимание на посетителей Кирилловской церкви, пока однажды туда не вошла женщина, которая вскоре станет в его судьбе роковой. Ее звали Эмилия, она была женой того самого искусствоведа А.В. Прахова, который пригласил художника в Киев. Женщина поразила Врубеля своей внешностью и манерами. Семья Праховых вела светский образ жизни, регулярно устраивала званые обеды, среди их знакомых было немало художников и известных людей искусства того времени.

М.А. Врубель очарован Эмилией, он использует любые способы, чтобы привлечь внимание замужней женщины. Совсем обессилив от попыток Врубель предлагает изобразить Эмилию в образе Богородицы и та соглашается.

Bogomater-s-Mladentsem.-1885
Богоматерь с Младенцем. 1885. Кирилловская церковь, Киев

Узнав свою жену в образе Девы Марии А.В. Прахов, приходит в ярость и расторгает последующие договоры с художником. В короткий срок М.А. Врубель остается без заказов и средств к существованию. И это только начало тех бед, которые ему придется пережить из-за своей роковой любви. Женщина, которую он любит больше не желает его видеть и он решает своеобразно отомстить ей за это.

В древние века существовало такое предание – нельзя рисовать или играть дьявола на сцене, в противном случае того, кто ослушался, ждет жестокое наказание.

Нарушением запрета Врубель лишил свою жизнь покоя. Именно образ Демона пройдет с ним через весь его жизненный и творческий путь. В 1885 году он начал свою работу над «Демоном». Через год он так описал свой труд отцу: «Дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, но и при всем том Дух властный и величавый».

На сегодняшний день, исследователи, художники и почитатели творчества М.А. Врубеля знают, что у «Демона» был прототип. Константин Алексеевич Коровин – русский живописец в своих воспоминаниях о картине М.Врубеля писал: «Я сейчас же узнал лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Та самая дама сердца художника, Эмилия Прахова.

«Демон» получился настолько ужасающим, что Врубель решил уничтожить его. Но было поздно и с того времени его жизнь пошла под откос.

Demon-sidyashhij.-1890.
Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мистическая тема занимала ведущее место в творчестве М.А. Врубеля. В 1890 году он пишет второго «Демона (сидящего)» – одну из самых известных картин конца XIX века. После того, как эту картину увидел свет, Врубель получил всемирную славу. На картине отображена с одной стороны мощь, а с другой невыносимая тоска и одиночество ее героя. Крупные мазки передают всю трагедию внутренних переживаний персонажа. Картина стала иллюстрацией к юбилейному изданию и одноименной поэме М.Ю. Лермонтова.

С конца 1890-х годов начинается светлый период его творчества. Он влюблен в молодую актрису театра Н.И. Забелу, которая вскоре станет его женой. В этот период появляются такие работы как: портрет жены Н.И. Забелы-Врубель (1898), « Царевна-Лебедь» (1900), «Сирень» (1900) и другие.

TSarevna-Lebed.-1900
Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но «Демон» снова появляется в его жизни. У семейной пары появляется на свет долгожданный ребенок, но мальчик рождается с патологией. Врожденный дефект, так называемая заячья губа, а именно разрыв верхней губы. М.А. Врубель понимает, что это расплата за его грехи, такова цена его всемирной известности.

В 1902 году он работает над последним образом «Демона поверженного», тем самым он хочет положить конец всем бедам, которые обрушились на него и его семью. Картина написана в холодных темных тонах, это дает понять, что лейтмотив произведения – гибель.

Demon-poverzhennyj.-1902
Демон поверженный. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же самом году его творческий путь был окончен. У Врубеля все четче проявлялись признаки душевной болезни, которые поспособствовали прогрессированию его слепоты.

1 апреля 1910 года великий художник Михаил Александрович Врубель умер.

Демон поверг своего творца.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Поделиться
Анна Колодяжная
"Вдохновение - один из основных источников радости".

Оставьте комментарий