Именитые советские актеры отказывались играть свои роли и буквально воевали с режиссером Альбертом Мкртчяном. Владимиру Высоцкому запретили сниматься, а персонажа Олега Даля пришлось «убить» из-за пьянства актера. Сергей Шакуров назвал Даля и Дворжецкого предателями и отказался с ними общаться.

Это только малая часть страстей, кипящих на съемочной площадке отечественного приключенческого блокбастера «Земля Санникова», который считают самым скандальным фильмом в истории советского кинематографа.

Неопытные режиссеры, плохой сценарий, отказ от съемок

«Земля Санникова» — классика советского приключенческого кино. Картина была снята в Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Идею снять фильм о таинственном острове в Северном Ледовитом океане, который в 1811 году, якобы, видел промышленник Яков Санников, пришла в голову режиссеру Леониду Попову. За основу взяли книгу советского писателя Владимира Обручева.

Проблемы с фильмом начались еще на стадии написания сценария. Так как Попов до этого снимал только научно-популярное кино, ему в подмогу выделили молодого режиссера Альберта Мкртчяна, который успел снять только комедию «Опекун».

Альберт С. Мкртчян
Альберт Мкртчян с другом актером Николаем Аверюшкиным

Над сценарием работал драматург Владислав Федосеев, который написал его в стилистике «Затерянного мира» Конан Дойла. Мкртчян такой вариант сценария отверг. Режиссер видел картину вестерном, похожим на «Белое солнце пустыни», которое за несколько лет до этого «порвало» советский кинопрокат. Правки в сценарий вносил Марк Захаров. Он придал сюжету динамичности, придумал новых героев, убрал саблезубых тигров и прочую доисторическую живность.

Неопытные режиссеры Мкртчян и Попов решили привлечь к съемкам настоящих «звезд» того времени. В роли ученого и руководителя экспедиции Ильина видели Армена Джигарханяна, слуги золотопромышленника Игнатия – Евгения Леонова, а каторжника-революционера Губина – Игоря Ледогорова.

Почему «Земля Санникова» самый скандальный фильм в истории советского киноВсе актеры по разным причинам отказались сниматься и «звезд» заменили на молодых Владислава Дворжецкого – Ильин, Сергея Шакурова – Губин и уже популярного Георгия Вицина – Игнатий. Однако у режиссеров остался «туз в рукаве». Сыграть офицера-авантюриста Крестовского согласился сам Владимир Высоцкий, а невесту Ильина Марина Влади.

Исключение Высоцкого

Роль импульсивного и авантюрного Крестовского понравилась Высоцкому. Его привлекала и возможность спеть в фильме несколько песен, которые Владимир Семенович сам и написал. В том числе и «Кони привередливые», ставшие одной из самых значимых песен в его творческом наследии. В марте 1972-го на берегу Финского залива планировалось начать съемки зимней натуры. Группа готовилась к выезду, однако пришло распоряжение генерального директора Мосфильма Владимира Сизова убрать Высоцкого и Влади.

Владимир Высоцкий в образе Евгения Крестовского, офицера-авантюриста
Владимир Высоцкий в образе Евгения Крестовского, офицера-авантюриста

Оказалось, что на радиостанции «Немецкая волна» транслировались песни Владимира Семеновича, что было расценено как критика советской власти. По «мосфильмовской» легенде Высоцкий уговорил Мкртчяна на три дня задержать начало съемок, а сам поехал к Василию Шауро, который руководил Отделом культуры ЦК КПСС.

Замена Высоцкому

Высоцкий приехал домой к чиновнику и пел ему песни, написанные для «Земля Санникова». Шауро их похвалил, но разрешения на съемки не дал. В письме Станиславу Говорухину Владимир Семенович написал:

«…нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью».

Олег Даль в фильме «Земля Санникова», 1973 год
Олег Даль в фильме «Земля Санникова», 1973 год

Заменил Высоцкого Олег Даль, который не любил сниматься у незнакомых режиссеров и очень обиделся, что на роль Крестовского он был №2. Участники съемок вспоминали, что на площадку Даль приехал пьяный в дым. С первых дней между актерами и Мкртчяном вспыхивали ссоры. Особенно с режиссером «воевал» Сергей Шакуров, который в один момент просто отказался его слушать и играл роль, как сам считал нужным.

«Сидим в говне на волчьих шкурах»

Конфликт закончился телеграммой в «Мосфильм». Актеры просили убрать пару молодых режиссеров и прислать одного, но опытного. Заканчивалось послание уже легендарной фразой:

«Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

Управление стало на сторону режиссеров. «Мосфильм» месяц обрабатывал актеров, которых постоянно вызывали «на ковер».

Первым сдался Вицин, затем Дворжецкий, которому пригрозили исключить его из очереди на квартиру. Продолжить работу согласился и Даль. Шакуров сниматься у Мкртчяна и Попова наотрез отказался. Уговоры не работали, и ему дали выговор и убрали из картины. Так как переснимать зимние съемки было дорого, то сцены с Шакуровым оставили, но его имя из титров убрали. На роль Губина взяли Юрия Назарова.

Сергей Шакуров
Сергей Шакуров

Сергей Шакуров на всю жизнь обиделся на Даля и Дворжецкого и отказывался с ними общаться. В одном из интервью актер сказал:

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться… Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…».

Безграмотный Мкртчян и обмороки актеров

С уходом Шакурова атмосфера на съемочной площадке здоровей не стала. Мкртчян вспоминал, что тяжелей всего было с Далем, который часто приходил на съемки пьяным. В интервью режиссер говорил:

«Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…».

Сам Даль в своем дневнике так охарактеризовал режиссеров «Земля Санникова»:

«…клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…».

Племя онкилонов - съемки фильма
Племя онкилонов — съемки фильма

Сцены с участием племени онкилонов снимали в окрестностях Нальчика. Главный костюмер фильма Алина Будникова вспоминала, что работать с Альбертом Мкртчяном было непросто. Съемки проходили в 30-градусную жару и на открытом солнце. Особенно тяжело пришлось актерам, игравшим онкилонов. Среди них было много детей, а съемки часто проходили по 12 часов и при полном гриме. Хотя по КЗОТу их могли снимать не дольше четырех часов. Из-за жестких условий дети и взрослые падали в обмороки.

Алина Будникова и главные актеры высказали все Мкртчяну, который разозлился, но на неделю остановил съемки, пока не построили навесы от солнца. Юрий Назаров обвинял Мкртчяна, который прямо на съемках правил сценарий, в безграмотности. Актер вспоминал, что режиссер утвердил текст с его репликой: «Кто-то толщен остаться. Я научу их перезимовать».

Когда для улаживания очередного конфликта из Москвы прилетел руководитель творческого объединения Григорий Чухрай, то Назаров спросил у начальника — может ли он произносить свои реплики по-русски, а не как хочет режиссер?

«Убийство Даля» и размер гонорара

В октябре 1972 года съемки проходили в Ялте. В Крыму режиссеры Мкртчян и Попов настолько устали от пьяных выходок Даля, что решили его «убить» и сбросили Крестовского с горного обрыва. В отместку зимой 1973 года они переозвучили песни, которые Даль исполнил в фильме. Спел их Олег Анофриев, а песня «Есть только миг» стала шлягером.

Когда мучительные съемки картины завершились, то художественный совет присудил ей 3-ю низшую категорию. Однако произошло неожиданное. Фильм стал хитом, и в 1974 его посмотрел 41 миллион зрителей. Со всего СССР в Мосфильм посылались письма, в которых люди хвалили «Земля Санникова», и через год ему дали 2-ю категорию.

Гонорары главной четверки актеров, по советским меркам, были небольшими:

Даль получил самый маленький гонорар – 2850 рублей. Дворжецкий — 3270 р. Вицин чуть больше — 3672, а Назаров – 3412 р. Сергей Шакуров удостоился самого мизерного гонорара — 258 рублей, но и снимался в картине он всего 10 дней.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

63 комментарии

  1. К сведению автора Александра Бражника: Академик В.А.Обручев (1863-1956) занимает в мировой науке такое же место, как его современник Л.Н.Толстой (1828-1910) в мировой литературе. Поэтому позиционировать первого как писателя то же, что второго назвать просто помещиком, хотя и то, и другое верно.

  2. Блестящий фильм ! Такая ностальгия … «Из тысячи тонн словесной руды» (то бишь скандалов) выковали такой шедевр. Послушайте как Пупо поет «Есть только миг …» из терзаемой Италии, чтобы ощутить насколько все было сделано сильно. И музыка просто завораживающая.

  3. Песня » Есть только миг»..моя любимейшая и как лейтмотив моей жизни

  4. Потешно читать комментарии Сплошь Станиславские и Белинские А мнения Либо чёрное либо белое

  5. фильм средний как и пираты 20 века..в этих фильмах постоянное ощущение что чего то не хватает что что то не так..но прошли на ура видимо в то время народ соскучился по приключениям.

  6. Отличный фильм для того времени!Всегда смотрели его в летнем кинотеатре!

  7. Плутония Обручева достойна экранизации гораздо больше сабжа,так еще и фильм полная отсебятина,как многие отмечали выше,от книги 10%,не больше,кажется,целиком так ни разу и не посмотрел

  8. Фильм откровенная поделка. Помню было полнейшее разочарование после просмотра. Зачем было называть фильм «Земля Санникова» если с замечательной книгой он имеет очень мало общего. Только песня и осталась. Совсем не хочется пересматривать фильм

  9. Прочёл книгу, потом посмотрел фильм, и сильно разочаровался. Сценарий далёк от первоисточника. Песни хорошие. Режиссеры таланты актёров не показали. Хорошо что вставили танец Эсамбаева. Сейчас, кроме ностальгии по советским временам, при просмотре иных чувств нет

  10. В то время мало было приключенческих фильмов, вот люди и ходили толпами на что то подобное, даже на индийские типа Зиты и Гиты, поэтому же и вышедший попозже Пираты 20 века имел такой ошеломительный успех.

  11. Даль спел слабенько(продекламировал), на мой взгляд. Думаю замена его декламации на пение Онуфриева, вполне оправдана.Хорошо, что в фильме не было Шакурова, для меня он омерзителен в любых его ролях. Эсанбаев играл и плясал, как на сцене большого театра, абсолютно неестественно для аборигена-онкелона, которого он пытался сыграть в фильме, кто бы что ни говорил.

  12. Фильм по тем временам великолепный. Я тогда в старшую группу детсада ходил. Потом играли во дворе в онкилонов и путешественников. Автор статьи забыл ещё один момент. Уже позже в году так 1977, когда я уже умел читать, в какой-то газете, которую выписывала моя семья (наверно, «Труд»), была опубликована статья с критикой центральной песни этого фильма. Мол, как может советский человек жить только одним мигом («Есть только миг — за него и держись»), ведь у нас в стране, например, пятилетний план развития общества и т.п. … Мне эта песня всегда нравилась и сейчас её пою. Правильные там слова. Потом уже в 80-е тоже какой писака тоже в какой-то центральной газете критиковал главного героя алкоголика-врача из фильма «С лёгким паром». Мол, негоже советскому врачу так себя вести, а значит фильм этот нужно убрать с экранов телевизоров … И его тогда убрали. На 1год :)))

  13. у нас тогда были какие то странности у сценаристов и у кинорежиссеров, брать какой нибудь роман и перелопачивать так, что от от самого произведения оставались только название, имена героев и 1/10 часть событий. В Земле Санникова пропали носороги, мамонты. В фильме «Сердца трёх» племя затерянных душ, очень сильно напоминает онкилонов из «Земли Санникова» и поведением и одеждой, и гардемаринов оказалось слишком много. И глупые отговорки про непохожесть Морганов)). Про приключения капитана Блада даже говорить не стоит, как будто сценарий писался по детским воспоминаниям о прочтенной книге., перепутались имена героев и подвиги, которые они совершали.

  14. По моему один из запомнившихся приключенческих фильмов того времени

  15. Я помню что в СССР фильм был безумно популярен . Интересный сценарий и прекрасный образ Российской Империи. И ще образы героев тоже очень русские и очень притягательные (кроме вицина так как комичный). Сейчас такие образы не создают. Где привлекательные мужчины в кино? Одни стручки типа хабенского и ему подобных (теперь митя какой то шибзик)

  16. Я не берусь говорить о достоинствах фильма, как художественного произведения. У каждого поколения свой взгляд. Может фильм получился вопреки всему. Задумайтесь, кого не зазови — все прекрасные актеры, не знаю есть ли сейчас такие. Ну а песни, проиграли они в исполнении Анофриева, гладенькие они какие то стали, голосистые, очень киношные. Поищите на просторах интернета песни из этого фильма в исполнении Олега Даля, увидите, что это дистанция огромного размера. Даль спел несомненно лучше, в характере своего героя. Прекрасный голос не всегда украшает песню, а может сделать ее сусальной, как и получилось в данном фильме.

  17. Превосходный фильм для своего времени. У Обручева был еще потрясающая повесть Плутония, но это уж точно для голливуда, мосфильм такое бы не потянул.

  18. Какая-то однобокая рецензия на давно отшумевший фильм. Правда, познавательная оказалась. Лично я даже и не заморачивался с тем, кто там был режиссёром, а их, оказывается, было аж двое. Зато теперь мне понятно, откуда в художественном фильме такой интересный взгляд на необычную природу. Тогда говорили, что все эти вулканы и гейзеры снимали на Камчатке. Помните, как в термальной грязи кипятили чайник? Только после этой статьи понял, что в этом заслуга Попова, который до этого снимал только научно-популярные фильмы. А вот про композитора Зацепина тут ни слова не сказано. А тогда, в 70-х, звучание электронных музыкальных эффектов в кино было для зрителей ещё в диковинку. А про Махуда Эсамбаева, сыгравшего роль злобного шамана и талантливо исполнившего очень оригинальный танец, тоже вовсе не обмолвились. Автор данной статьи даёт слишком узкий взгляд на этот фильм, так сказать, в современном формате, когда стало модным копаться в грязном белье и преподносить это широкой публике под видом высочайшей благодетели. Ну, чисто в стиле «Пусть говорят», «А на самом деле», «За стеклом», «Дом, дом-2» и т.д. А почти полвека назад мировосприятие зрителей было совершенно иным. Фильм был сделан людьми того времени и для людей того времени. Современному поколению многие вещи уже не понятны. Как пример, могу привести недавно слышанный диалог деда с внуком: — Посмотри этот фильм. Это очень хороший фильм! Мы в молодости просто убивались в очередях в кассы кинотеатров, что бы билет на этот фильм раздобыть! А тут ты дома, сел и посмотрел в любой момент! Какая проблема? — Деда, это не кино, а полный отстой! Графика отстойная, саунд отстойный, экшн нулевой, компьютерных эффектов нет вообще! Никаких!!! Вообще не понимаю, как это можно было смотреть?!

  19. ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ ОБРУЧЕВ — это не просто «советский писатель», а АКАДЕМИК АН СССР, ГЕОЛОГ, ПАЛЕОНТОЛОГ, ГЕОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ПИСАТЕЛЬ И ПОПУЛЯРИЗАТОР НАУКИ!

    Видимо за пределами «киношных» скандалов эрудиция автора сходит на нет, и имена известнейших ученых нашей страны автору ни о чем не говорят. Увы!

  20. И находятся же такие «эксперты», разбирающиеся во всех скандалах и всей грязи ( а взять любой фильм , порасспросить тех, кто над ним работал, кто был рядом — всюду найдете горы грязи и мусора ), но не берущие во внимание произведение целиком, каким оно получилось. А получился фильм занимательный, познавательный, будящий воображение и интерес к дальним краям, к северу- как рассказы Джека Лондона, как романы Жюля Верна. Да, это картина для подростков, так пусть они и смотрят «Землю Санникова», а не всякие тупые ужастики и пошлость.

  21. По моему мнению,если глубже смотреть, фильм про неизвестную землю с ее тайной,людьми ,жизнью. Прочитал отзывы/ + и —/,борьба противоречий,значит фильм затронул в каждом те струны о которых он и не знал. Сюжет про историю,о чем мы и не догадывались,не знали,Песни шикарные,в тему да еще в исполнении Олега Онуфриева! Судя по комментам, чем не паскудней произведение тем оно народней. Обсуждаем сам фильм,а кто сколько там заработал меня лично не щекотит.Всего доброго.

  22. лерик Янв 23, 2020 at 17:44
    НИФИГА СЕБЕ МАЛЕНЬКИЙ ГОНОРАР! ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ СЪЕМОК В ДЕНЬ 25 РУБЛЕЙ!!!!!!!!!! да еще в курортных местах при отдыхе за государственные деньги бесплатно.
    Согласен с комментом. Получить за фильм больше 1000 рублей (понятно, что они актеры, не за все фильмы так получали) В те времена это были большие деньги.
    А послушаешь или посмотришь их, с экранов телека сейчас, плачут мол мало зарабатывали. Так и хотелось спросить их, зачем тогда в актеры пошли. Шли бы в другие народные специальности. Так нет ломились именно в актеры. Значит имели свою выгоду. Жизнь в Москве, всенародная слава, почести, блат, шмотки импортные — 2 штуки, магнитофон импортный тоже два,,, помните эти слова из фильма «Иван Васильевич меняет профессию…» звания «Народный артист СССР», «Заслуженный артист СССР», за эти звания деньги тоже доплачивали к зарплате. Про это до сих пор молчат, тайну делают служители культуры. Плюсов у них было больше, чем у простых работяг. Так что, пусть не ноют с экранов, что были обделены чем-то.

  23. Это фильм для детей…подростков. Снятый в 70е прошлого века. Хороший фильм для того времени.

  24. Смотрел этот фильм много раз и желание не пропало посмотреть ещё . Да не однозначный фильм — есть явные «дешевые» сцены, все-таки режиссер слабоват для такого фильма, но в целом картина удачная . Жаль убрали песни в исполнении Даля — он лучше их спел пусть и полупьяный. Стоящий фильм ,действительно шедевр кинематографа. Современному кинематографу до него как до луны пешком.

  25. Конечно,сравнивать роман и фильм нельзя!От романа в фильме 25%.Но где взять носорогов,мамонтов,вампу?И большой киноляп :матросы ставят паруса,корабль причален !!!Чтобы оторвать пирс?Матросы в форменках,а капитан и старший офицер в дождевиках?В жару?Но для пацанов это классный фильм.

  26. фильм довольно слабый, но реально романтичный романтичный. Дворжецкий хорош.
    И великолепен Эсамбаев, жалко, что там его мало.

  27. Фильм посмотрел в самый последний день показа в кинотеатре. Купил билет, вошел в фойе, услышал музыку из-за двери зрительного зала, заглянул, увидел…… очнулся когда пошли заключительные титры. Как так-то? Оказалось, что заканчивался предыдущий сеанс. Я в дверь, она закрыта, контролёрша или билетёрша не пускает. Я 12-ти летний пацан чуть не в слёзы, последний день показа, последний день зимних каникул, последние 20 копеек на билет истратил, от фильма в восторге, а посмотрел лишь 10 минут. Сжалилась тётенька, сказала чтобы вышел на улицу и снова зашел через фойе, а она на входе замолвит слово. Пропустили!!!! Ух я и получил праздник!!!

  28. Непонятно,почему в некоторых комментах утверждают что «Белое солнце пустыни » вышло на экраны позже «Земли Санникова».

  29. Некоторые фильмы можно смотреть не раз и не два. Посмотрев картину «Земля Санникова» я и не понял понравился мне этот фильм или нет. С тех тор прошло уже много времени, но желания посмотреть его ещё раз у меня не возникло

  30. Фильм снят зато без компьютера !!!! И ходили смотрели и не раз !!! И на индийское ходили. Народ вечерами хоть прогуливался после фильмов .А не сидел дома. Это сейчас модно хаить прошлое. Да вы сейчас посмотри кино смысл все сериалов украл выпил в тюрьму. Тема одна. И роли наиграные слова! Вспомните сцену из «Вечного зова» — как Агата вышла на дорогу встречать Ивана! Да сколько отечественных фильмом снято без всяких компом!

  31. Отличный фильм моего детства! Кто бы что не утверждал. А музыка, а песни! При всех перечисленных недостатках получилось отлично! Роман Обручева «Земля Санникова» я прочёл гораздо позже. Может, поэтому впечатления от фильма хуже не стали. А сейчас, зная закадровую подноготную съёмок, вообще потрясён появлению этого брильянта советского кинематографа!

  32. По-моему, фильм какой-то надрывно-недоделанный, псевдомногозначительный. Видна какая-то снобистская натянутость игры актеров (как будто пытаются сказать друг другу: «ты- говно, а вот я- Фекалия. Звездная болезнь?)! Поэтому от фильма остается какой-то неприятный осадок. Количество зрителей- не показатель. Зритель в кино и на индийские фильмы ломился и смотрело «индию» гораздо больше миллионов!!! Это что, показатель высокого искусства индийского дерьма?! Я уж молчу про количество зрителей телемыльных «рабынь Изауры» (для людей с болезнью Дауна)…

  33. Как же давили Высоцкава!! Он и на пузе поползал перед начальником и все равно не дали. Он бы на месте других отказался бы сниматься, если бы других не пускали, а оне его предали. Зато фильм получился шедевральным.

  34. Фильм очень слабый. Прекрасный роман Обручева перекроили до полной неузнаваемости, сделав исключительно ущербным. Даже сильнейшие актёры не вытягивают. Печаль. А вот роман могучий.

  35. Пишут все такие разбирающиеся, что фильм и нудный, и слабый, да и вообще совок. А его посмотрело 41млн человек. Если учесть, что раньше в кино ходили по советам друзей, то это говорит о том, как люди восприняли фильм. Как хорошо сейчас рассуждать о достоинствах фильма, после всяких компьютерных прибамбасов. Да и смысл у фильма был нормальный, не меркантильный, хотя и поход задумывался с целью открыть и заработать, чтобы окупить поиск неведомой земли.

  36. фильм , конечно, слабый, как будто репетиция далеко еще не генеральная. И белое солнце пустыни вышел в 1969.

  37. Никогда не любил этот фильм.Актёры собраны прекрасные ,но сценарий слабый,комбинированные съёмки очень слабые и режиссура тоже.Фильм затянутый и нудный.

  38. Только фильм ,,Белое солнце пустыни» вышел гораздо позже ,,Земля Санникова»… А так очень замечательная игра актёров и фильм удачным получился!

  39. Всегда любил этот фильм и считал его просто гениальным, а после этой статьи и дебильных комментов подчёркиваю дебильных во всеуслышание хочу сказать это шедевр.

  40. Сама тема, задумка манящая. Исполнение грешит провальными сценами, ну что поделаешь. Сейчас можно было бы на эту тему талантливо снять фильм. Приключения всегда интересны.

  41. Замечательный фильм, несмотря на сложностях при съемках. Высоцкий в фильме совсем не нужен, как скандальный бард своего времени хорош, как актер однозначно слаб ( за исключением роли в фильме «Хозяин тайги». но там его роль была выиграшная — играть подонка всегда несложно). Гонорары за фильмы не так уж и малы, ведь похоже Дворжецкий еще и квартиру получил. Фильм несколько наивный, но и персонажи, которых играли актеры, были наивные и чистые, чего в современном отечественном кинематографе уже не может быть (если представить съемки этого фильма в настоящее время. какое убожество мы увидели бы на экране, кроме гонораров актеров).

  42. фильм откровенно слабый. его буквально «за уши вытянули» талантливые наши и просто гениальные Дворжецкий, Даль, Вицын……….только ради того чтобы их увидеть смотрю этот фильм………и еще музыка, песни…………..

  43. Режиссуру и гонорары — не обсуждаю!!! Когда смотрю фильм, то вспоминаю, как пил пиво в кафе «Каштан» (угол Ленина и Головко, Нальчик, август 1972 г.) с В.Дворжецким. Кто он такой, узнал только когда увидел его в ходе творческой встречи на К-Б ТЕЛЕВИДЕНИИ. А среди аборигенов много моих друзей со спортфака КБГУ.

  44. НИФИГА СЕБЕ МАЛЕНЬКИЙ ГОНОРАР! ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ СЪЕМОК В ДЕНЬ 25 РУБЛЕЙ!!!!!!!!!! да еще в курортных местах при отдыхе за государственные деньги бесплатно.

  45. Вот ведь парадокс.Неопытные режиссеры,слабый сценарий,отказ от съемок и т.д.А фильм хороший,интересный.
    В наше время.Гениальный сценарий.Бюджет в миллионы рублей.В ролях
    сплошные «звезды».Дорогущие декорации.Компьютерная графика.Реклама звучит только что не из утюга.А посмотришь-фильм то слабенький.И второй раз смотреть нет желания.Вот как так получается?

  46. Автор бредит,сначала вышел фильм Земля Санникова,а потом Белое солнце,а не наоборот

  47. Отличный фильм! Хороший сюжет и хорошие песни! Не сравнить с современными фильмами, которые посмотрел и не можешь вспомнить, а что собственно смотрел. Раньше снимали «с душой», а сейчас — «за деньги».

  48. При таком техническом оснащении и плёнке, при всех скандалах и разногласиях фильм — живой. Пусть местами и наивный. Молодцы. Лучше уже никто не снимет.

  49. в Северном Ледовитом океане, а не «в Северном-Ледовитом океане»

  50. Отличный фильм, кто бы чё не говорил. Спасибо за статью.

  51. Автор думает, что роман Обручева — это имя и фамилия)))

  52. Интересная статья. НО:
    «За основу взяли книгу советского писателя Романа Обручева» — ужасающая ошибка.

  53. Фильм страшно неровный. Есть как бы ударные эпизоды, вроде Крестовского, лезущего на колокольню, или танца шамана. Между ними — иногда просто манная каша. «Клиповый монтаж», так это по-современному называется. Кто спорит, что песни хорошие? Но режиссеры таки не потянули. Вот еще бы чуток опытности — и все бы сошлось.

    Сравнивать с книгой Обручева бесполезно. У Обручева — чистые фантазии на уровне Атлантиды Платона. На таком фильм не снимешь: должно быть весомо, грубо, зримо.

  54. Вы спутали двух Альбертов Мкртчянов. Режиссер фильма «Земля Санникова» — Альберт Саркисович Мкртчян (родился в Ереване). Брат Фрунзика (на фотографии) — Альберт Мушегович Мкртчян (родился в в Гюмри), тоже известный режиссер, только он не имеет никакого отношения к «Земле Санникова»…

  55. Мне даже маленькому фильм показался слабым и дешёвым, и пошлым. Но для совков- в самый раз.

  56. самый маленький гонорар от самого мизерного отличается почти на порядок.
    разве это не одно и тоже?

  57. Фильм помню нетвердо, но помню, что большого впечатления на меня он не произвел. Книга, по которой он был сделан, много красочнее и талантливее. Видимо, правы были актеры — режиссура сильно отставала от оригинала.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя