Один из самых известных художников-баталистов в России Василий Верещагин использовал свой талант для протеста против агрессивных завоеваний, достигнутых Императорской Россией в отношении ее восточных и южных соседей в XIX веке.

Интересные факты о художнике:

1 Он объехал половину континентов мира (и не ради отдыха, а для создания картин с военными сценами, многие из которых были настолько реалистичными и даже гротескными, что публика их отвергала).

***

2 Кавалер ордена Святого Георгия 4-ой степени, воевал в Средней Азии и на Балканах.

***

3 Он пользовался огромным успехом не только в России, но и во всей Европе, и считается одним из величайших мастеров восточной живописи.

***

4 Верещагин завоевал мировую известность, собрав более тридцати персональных выставок.

***

5 Помимо своих картин он создавал документальные этнографические рисунки и был автором ряда литературных произведений.

***

6 И самое главное, ему довелось настолько разгневать архиепископа в одной из своих командировок (в Вене), что его буквально хотели сжечь на костре, а почитателей его искусства даже призывали к покаянию.

Туркестанская серия

Торжествуют
Торжествуют (1872)

За шестьдесят два года жизни художник неоднократно менял дома и страны проживания. В 1871 году он женился на Елизавете Марии Фишер и переехал в Мюнхен.

В течение своей рабочей поездки в Германии он создал настолько много работ, что поговаривали, будто в подвалах Верещагин спрятал рабов.

Художник написал «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.» — полотно, которое считается третьим по величине в мире. В процессе деятельности вся семья следовала графику живописца: с 5 утра он уже работал в своей мастерской, вход в которую был воспрещен. Весь дом был просто окутан тишиной, чтобы не мешать его труду. Поднос с завтраком приносили к дверному проему. И не дай Бог, чтобы тарелки вдруг зазвенели! Художник вспыхивал моментально.

«Сжечь Верещагина» — чем картины художника разгневали венских архиепископов?
«Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.»

Строгий распорядок дня и работы привел к созданию целой серии шедевров: в Мюнхене он написал серию из 13 своих лучших картин — «Туркестанскую серию». Верещагин не желал продавать их по отдельности, поэтому за каждую картину выставил непомерно высокую цену.

Сергей Третьяков купил в 1875 году всю «Туркестанскую серию» Верещагина примерно за 2 млн $.

Сегодня эти картины поделены между коллекциями Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт- Петербурге. В общей сложности братья Третьяковы приобрели у Верещагина 138 картин и около 400 рисунков.

Палестинская серия

В 1883 году Верещагин посетил Святую Землю — Палестину и Сирию, красотой этих стран он был очень восхищен. То, что изначально планировалось как короткая рабочая поездка, превратилось в двухлетнее приключение, вдохновившее его на создание серии «Палестина».

Ему удалось осмотреть Гробницу Авраама, Долину Эздраэлон, Царские гробницы, остатки древнего города Вифсаида и старые еврейские гробницы возле Иерусалима. Эта серия демонстрирует сцены из жизни Иисуса и Святого Семейства. В изображении библейских сцен Верещагин резко отличился от своих коллег, написав героев как простых людей, без былого прославления.

«Сжечь Верещагина» — чем картины художника разгневали венских архиепископов?
«Стена Соломона» (1885 г.)

Одна из самых известных картин в серии «Стена Соломона» (1885 г.) изображает молодого Иосифа в грязной одежде прогуливающимся среди мусора и кур. В это время молодой Иисус сидит рядом со скучающим взглядом. Получив массу негодований, серия исчезла из публичного обозрения вскоре после своего европейского дебюта. Картины были полностью запрещены и в России, поэтому Верещагин продал их за рубежом.

«Святое семейство», чуть не погубившее Верещагина

Неканоническую трактовку библейского сюжета Верещагин предложил на полотне «Святое семейство». По сложившимся правилам иконописи мастера писали Марию, ее супруга Иосифа и младенца Иисуса с нимбами на голове и в скромных позах. Однако, трактовка Верещагина прямо противоположная: он показывает библейских героев как простых людей, в обыденной обстановке, занятыми домашними и хозяйскими делами. Это бытовой образ семьи, очень любимый у «малых голландцев».

Стоящий спиной к зрителю Иосиф плотничает у верстака. Мария, сидя на земле, кормит грудью младенца. На переднем плане изображен юный Христос. Во дворе гуляют дети.

После демонстрации полотна публике все складывалось благополучно, и Верещагин даже писал Елизавете Кондратьевне:

«Было в первый день (выставки) 1400 человек; хоть это и воскресенье, но для первого дня хорошо…».

«Сжечь Верещагина» — чем картины художника разгневали венских архиепископов?
Верещагин «Святое семейство»

Однако, «новаторская» трактовка слишком уж явно напоминала церкви антирелигиозную карикатуру. Особенное негодование произвели на религиозных представителей два момента — белье, которое сушится во дворе, и домашние куры. Важный момент: картина написана не просто Верещагиным, она написана художником — атеистом, и это было его преднамеренное желание лишить своих героев святости и показать евангельский сюжет исключительно с реальной, бытовой и исторической точки зрения.

Когда на Западе впервые показали картины Верещагина, Католическая Церковь потребовала закрыть выставку и изъять грешные работы. Венский архиепископ, разгневанный тем, что его требования не были соблюдены и выставка продолжала свою деятельность, выдвинул верующим требование: все посетившие выставку Верещагина обязаны будут покаяться, три дня молиться и… вносить пожертвование в пользу католической церкви. Но тысячи зрителей, полюбивших картины Верещагина, продолжали посещать эту выставку, несмотря на запугивания духовенства. Напротив, учитывая весь скандал вокруг работ Верещагина, интерес к ним только усиливался.

Верещагин в декабре писал из Вены Елизавете Кондратьевне:

«…Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, всё спрашивал мой адрес. Другой, как ты знаешь, бросил витроль, и хотя не столько испортил, сколько хотел, но все-таки несколько рам надобно перезолотить, одну маленькую картинку переписать, 5 других поправить и в „Воскресении“ всю правую сторону переписать, если только полотно не лопнет, так как местами кислота прошла через краску». В завершение письма он сообщил: «Я переложил револьвер из заднего кармана в боковой — будь покойна».

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)
Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)

Конфликт художника с архиепископом привлек внимание прессы. Сразу в нескольких изданиях Вены и Парижа публикуются карикатуры, на одной из которых, связанный по рукам и ногам Верещагин, под ликование толпы католиков, дергается с палитрой в руках на костре, куда брошены и его крамольные картины. Подпись под карикатурой гласила:

«Как хорошо для Верещагина, что он живет в настоящее время. В прежние времена его столкновение с патерами могло бы кончиться иначе».

Карикатура на Верещагина
Карикатура. Париж, 1885 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

***

К концу XIX века Верещагин имел большую популярность как в России, так и за рубежом. Его имя часто видели в европейской и американской прессе. А известный американский писатель Теодор Драйзер (1871-1945) создал главного героя в своем романе «Гений» по образу самого Верещагина.

Художник использовал свое искусство, чтобы говорить за тех, кто не мог говорить за себя, задавать вопросы, которые никто не считал разрешенными задавать. Более ста лет прошло со дня его смерти, но ни один художник или фотограф не приблизился к успеху Верещагина, который не только задокументировал войны и конфликты, но и писал искусные полотна.

Огромное разнообразие его работ — это то, что действительно отличает Верещагина от большинства художников любой эпохи. На мой взгляд, величайшую награду свою он получил в 1901 году, когда был номинирован на первую Нобелевскую премию мира.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

10 комментарии

  1. Большие таланты часто не вписываются в общественные нормы и традиции. Неоспаривая Верещегина как действительно выдающегося художника, осмелюсь высказать некоторые соображения по картине «Святое семейство» — то, что действие разворачивается в обычном дворике, где люди работают, куры ходят, детишки играют, может и неканонично, но больше неканонично то, что после рождения Христа, по картине, у Марии родились ещё дети — младенец, которого она качает. Или же надо признать, что молодой человек со свитком это не Иисус, а один из его старших братьев от предыдущего брака Иосифа. В общем, атеист художник вольно интерпретировал Евангелие, отсюда и возмущение верующих, причём, предполагаю, схожая реакция была и у православных.
    Полотна о войне считаю одним из самых эмоциональных её обличений. Здесь Верещагин никем не превзойден.

  2. использовал свой талант для протеста против агрессивных завоеваний, достигнутых Императорской Россией в отношении ее восточных и южных соседей в XIX веке.
    =====
    «Свободолюбивая» Джамиля пытается сделать из Верещагина гибрид «солдатской матери» и Сери Ковалёва. А ведь это ложь. При естественной ненависти художника он никогда не предавал интересов России.

  3. Я когда-то читал, что номинация Верещагина на Нобелевскую премию мира — ложная информация. К сожалению, у меня нет книжной биографии художника. Кто обладает надежными сведениями? Конечно, нет сомнений, что картины Верещагина превосходно показывают ужасы войны, его вклад в антивоенное движение неоспорим.

  4. Интересно, на Боинге или на Эйрбасе Верещагин облетел «половину континентов»?

  5. Да, прочитал. И то что Верещагин выступал против войны как таковой (см.картину «Апофеоз войны»), тоже знаю. Так что отношения были реально сложными. Что же касается католиков — повторю фразу из одного сериала: «в жопу ваш священный уклад законов Ватикана!»

  6. Что ж, вот цитата с сайта Третьяковской галереи — «Верещагин — один из самых разносторонних, если не сказать противоречивых, русских художников. Вслед за антивоенными туркестанской и балканской сериями он создает ряд картин о войне 1812 года. Над этой темой Верещагин работал более десяти лет, прочитав массу литературы и объездив места ключевых сражений. Свою задачу он формулирует вполне ясно: «Цель у меня была одна — показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».»(с) А вот у Вас здесь все как-то линейнее и односторонне, не находите?

  7. Александр,
    Вот «Воспоминания сына художника»:
    В декабре 1901 года в Чикаго была открыта вторая выставка картин отца, которая затем перебывала последовательно в Вашингтоне, Сан-Луи, в ряде иных городов Соединенных Штатов и закончилась в Нью-Йорке в ноябре 1902 года. Имя художника Верещагина было хорошо известно в Америке не только из прессы, сообщавшей о необычайных успехах его многочисленных выставок как в России, так и в городах большинства стран Западной Европы: во Франции, Германии, Англии, Бельгии, Голландии, Данин, Швеции, Австрии. В 1858 году на фрегате «Камчатка» Василий Верещагин побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо. Затем на фрегатах «Светлана» и «Генерал-адмирал» он ходил к берегам Англии, побывал на острове Уайт, в Портсмуте и Лондоне.
    =
    А это из книги Голованова В. Русский «американец» // Новое время:
    «Верещагин – неутомимый путешественник. Индия, Америка, Китай, Тибет, вся Европа и вообще все континенты, за исключением Австралии и Антарктиды».

  8. Максим, https://bm.tretyakovgallery.ru/article/352323931087069252/vojna-s-vojnoj вот на сайте Третьяковской галереи очень подробно описаны взаимоотношения представителей царской России и Верещагина. Особенно, прочитайте, пожалуйста, про картины «Панихида», «Царские именины», «Скобелев под Шипкой» .

  9. Великий был художник. И погиб как герой — в бою, на корабле (кстати, вместе с адмиралом С.О.Макаровым). А мнение католических попов нам не интересно. И насчет выступлени й против завоеваний цароской России весьма сомнительно.

  10. Только лишь для красного словца не стоит писать всякие ляпсусы типа «облетел половину континентов мира». Что значит облетел? На чем? Объехал, так понятней. Половину континентов? Их у нас шесть, значит половина — три. Европа и Азия это понятно. Где он еще был? В статье ни слова. Просветите нас, пожалуйста.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя