Фаберже уже давно имя нарицательное и символ ювелирных пасхальных яиц. Но есть парадокс, с которым я столкнулась сама и, пообщавшись с людьми, посмотрев комментарии в интернете, заметила, что в этом не одинока.

Все мы знаем имя Фаберже, не помня даже, с какого момента жизни. Просто знаем, и всё. Безусловно вспоминаем о коллекции яиц, и что это красиво. Но все ли мы знаем, насколько это красиво, какую историю хранит в себе это имя, и как появились известные всему миру яйца?! Начнем с одного из них…

Коронационное яйцо

Тайны Фаберже — шедевры, покорившие мирОдно из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно было создано в честь коронации последнего российского императора Николая II и его жены Александры Федоровны.

Это был пасхальный подарок императора супруге в 1897 году в память о церемонии. Изделие не простое, а с сюрпризом, как и все пасхальные сувениры Фаберже.

Яйцо состоит из двух половинок, соединённых шарниром. Поверхность его повторяет текстуру царской мантии в день коронации.

Внутри яйца была спрятана точная миниатюрная копия кареты, на которой передвигалась в этот день царская чета. Изготовил карету ювелир Георг Штейн, полностью повторив особенности и механику экипажа: она катится как настоящая, открываются дверцы, за которыми виден идеально воссозданный салон. Крохотные окошки вырезаны из кусочков горного хрусталя, и, если приглядеться, заметишь выгравированные шторки.

Так выглядят 15 месяцев работы художников-ювелиров.

До октябрьской революции изделие находилось в коллекции императрицы Александры Фёдоровны, в 1917 году было изъято Временным правительством и размещено в Оружейной палате Кремля. Советская власть продала его за рубеж, и только в 2004 году яйцо вернулось в Россию. Сегодня оно находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Дом Фаберже. Как все начиналось.

«Мы кто – немцы, французы или все-таки русские?» – спрашивал у своего отца Карл Густавович Фаберже, известный сегодня всем как создатель императорских пасхальных яиц и ювелирных миниатюр, — «Я же родился в Петербурге, значит, я русский».

«Ты подданный Российской империи» – уточнял его отец.

Интересная судьба с трагичным концом сложилась у человека, которого в мире все называли русским ювелиром, а в России – немцем.

Здание фирмы Фаберже на Большой Морской
Здание фирмы Фаберже на Большой Морской

Начнем с самого начала. Ювелирная мастерская Фаберже была открыта отцом Карла, Густавом Фаберже, в 1842 году. Мастерская была одной из многих в Петербурге, и несмотря на хороший поток заказов, не отличалась особой известностью.

Все изменилось, когда мастерскую в 1869 году возглавил его сын, Карл Фаберже, после окончания Парижского коммерческого училища. Карл полностью изменил стратегию, которая повлияла на известность фирмы и связала дальнейшие ее достижения с этим именем.

Целью стало создание оригинальных изделий, а целевой аудиторией – высокопоставленные заказчики.

Но слава фирме пришла не сразу, рынок в Петербурге был достаточно конкурентный. Многие известные ювелиры боролись за заказы высокопоставленных лиц, и, конечно же, за императорские заказы.

Карл предложил своим мастерам ремонтировать и реставрировать ювелирные изделия в государственном Эрмитаже, причем бесплатно.

Есть мнения, что это была хитрость для того, чтобы добиться славы и получить императорские заказы. Другие говорят, что Карл был в глубине души фанатом музеев и предметов искусства, и реставрация была его отдушиной. Каждый из нас в праве решать, какая версия ему ближе.

Карл Фаберже
Карл Фаберже

В 1882 году к Карлу присоединился его брат Агафон, замечательный художник и генератор идей. И в этому же году случился первый успех у фирмы. На Всероссийской художественно-промышленной выставке Фаберже получили золотую медаль за копии керченских золотых украшений 14 века, реставрацией которых они ранее занимались. Появились заказы из-за рубежа.

Зарубежные антиквары готовы были платить большие суммы за изделия Фаберже, но просили не ставить клеймо с названием фирмы, на что Карл отвечал категорическим отказом.

Сегодня точно не известно, сколько всего изделий Фаберже было изготовлено, так как до нас не дошли ни личные архивы владельцев, ни документация. Но известен факт, что на каждом «детище» фирмы был выгравирован порядковый номер, и на одном из них порядковый номер 100 000, по которому мы можем предположить, что их было не менее этого количества.

Тайны Фаберже — шедевры, покорившие мирКарл приглашал на работу ювелиров, владеющих разными стилями. Случалось, что он по всей России искал мастера, имя которого увидел на красивом изделии, случайно попавшем ему в руки.

Большая удача и коллекция пасхальных яиц

Работа в мастерской была сложная, ювелиры и сами владельцы трудились по 17 часов в сутки без выходных и праздников. И, как это обычно бывает, за большие труды в какой-то момент улыбается большая удача.

В 1884 году российская императрица Мария Федоровна получила в подарок от гильдии нижегородских купцов ювелирную корзинку с ландышами, на которой она заметила гравировку Фаберже. Императрица показала корзинку супругу с целью узнать, слышал ли он когда-нибудь это имя. На тот момент император Александр III имени Фаберже не знал, но запомнил и ближе к Пасхе заказал у Карла пасхальное яйцо-сюрприз для Марии Федоровны. Это яйцо положило начало серии пасхальных сувениров для императорской семьи сначала Александра III, затем Николая II.

Faberzhe
Фаберже — яйцо курочка

Давайте посмотрим на него. Яйцо «Курочка» достаточно простое на первый взгляд. На самом деле это сюрприз в сюрпризе. Золотое яйцо покрыто матовой эмалью под цвет натурального яйца, сделано из двух раскрывающихся половинок. Внутри яйца желток из матового золота, а внутри желтка курочка с глазами из рубинов, которая тоже открывалась при нажатии на оперение хвоста. Внутри курочки еще два миниатюрных сюрприза (ныне утерянных): императорская корона, вся в бриллиантах, и рубиновый кулон на цепочке.

Пасхальный сувенир так понравился Марии Федоровне и Александру, что стало ежегодной традицией заказывать подобные сувениры на Пасху.

С 1885 года Дом Фаберже стал официальным поставщиком ювелирных изделий императорского двора. Росла слава фирмы как в России, так и за границей. Карл организовывал участие в выставках прикладного искусства в Нюрнберге и Копенгагене.

В Париже в 1900 году был выделен отдельный зал на выставке для яиц и ювелирных изделий Фаберже. Изделия произвели фурор, а Карл награжден орденом почетного легиона. Работы Дома Фаберже заметно выделялись среди других европейский ювелиров смелостью к экспериментам, новыми оттенками материалов, художественностью и уникальностью каждого изделия.

Интересный факт, осмотр Дома Фаберже входил в обзорную программу российской столицы для иностранных монархов.

Карл работал с императорской семьей 32 года, в течение которых фирмой было создано 50 пасхальных яиц. Каждое яйцо – уникальное произведение искусства. Задумка проекта всегда держалась в строжайшем секрете, что сами заказчики царской семьи не могли узнать заранее, каким будет следующее яйцо. Карлу разрешалось все, кроме того, чтобы делать подобные сувениры для других государственных деятелей.

Фирма Фаберже бралась лишь за редкие единичные экземпляры. Так появилось яйцо-часы для герцогини Мальборо, например.

Яйцо для герцогини Мальборо
Фаберже. Яйцо для герцогини Мальборо

Пасхальные яйца всегда содержали в себе историю или сюжет из жизни будущих владельцев. Карл хорошо знал о любви Марии Федоровны к птицам и в 1911 году изготовил для матери Николая II нефритовое «Лавровое дерево» (символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почета и признания заслуг).

Лавровое дерево
Фаберже. Лавровое дерево

В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и начинает петь, вертясь в разные стороны. Когда пение заканчивается, птичка исчезает.

Коллекция могла бы увеличиваться и дальше, но началась Первая мировая война, которая изменила миллионы жизней, в том числе и владельцев фирмы Фаберже.

С началом войны семья Фаберже, как и большинство иностранцев в России, попала под пристальный надзор из-за подозрения в шпионаже. Угрозой была высылка на каторгу в Сибирь, но спасала работа на императора. Правда, в военное время фирма производила не драгоценности, а царские подарки для солдат и другие, актуальные в военное время, предметы.

Яйцо военное
Фаберже. Яйцо военное

Многие мастера уехали на фронт. В условиях кризиса вышел запрет для ювелиров на работу с драгоценными металлами, но фирма и в таких условиях не прекращала работать.

При этом продолжали поступать и заказы на пасхальные яйца, но выполнялись они уже в строгом стиле. Например, яйцо ‘Военное’ создано в 1916 году для императрицы Александры Федоровны. Внутри яйца традиционно был сюрприз – миниатюрное изображение императора Николая II во время смотра военных частей, которое сделано акварелью на кости художником-миниатюристом Василием Зуевым. В верхней части мольберта укреплены знаки ордена Святого Георгия IV степени, которым Николай II был награждён после своих поездок по фронтам.

Далее последовали крайне напряженные годы для всей страны, и для владельцев знаменитой ювелирной фирмы.

После октябрьского переворота товарищество Фаберже перешло в руки рабочего комитета. Какое-то время Карл еще продолжал работать на свое дело, только на других условиях, пока в июле 1918 года не узнал об убийстве императорской семьи. После этого известия он сдал свой дом в аренду швейцарскому посольству.

Осенью того же года Фаберже получил предложение королевы Великобритании под видом вип-курьера выехать заграницу. Он согласился, собрался за 10 минут вместе со своей женой и уехал, ничего не взяв с собой, ни золота, ни бриллиантов, ни каких-либо ювелирных изделий.

Карл Фаберже портрет
Карл Фаберже портрет

Сейф в Доме Фаберже, который был изготовлен немецкой фирмой в годы расцвета фирмы, защищал током все драгоценности внутри. Только через полгода после отъезда Карла он был вскрыт, имущество конфисковано, но описи не сохранились, и до сих пор исследователи пытаются разгадать все загадки, связанные с имеющимися и утраченными сокровищами Фаберже.

Сам мастер умер в бедности в Лозанне с болью об утраченном деле.

Часть коллекции большевики продали за рубеж, часть яиц вернулась в Россию путем перепродаж на рынке искусств. И сегодня 9 уникальных пасхальных яиц хранится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя