Фото к нам приходит

«Остановись мгновение, ты прекрасно!» — воскликнул Гёте в 1808 году. И что же?! Прошло всего несколько десятилетий, как граждане вполне наловчились мгновения останавливать, а Россия стала отнюдь не отстающей страной в списке «фотографических» держав.

В 1839 году академик Гамель, тот самый, что дал Николаю I легендарную расписку «не есть в Америке человеческое мясо», привез в Россию из Англии хитроумную машину, позволяющую печатать снимки в нескольких экземплярах. Таким образом, изобретение появилось у нас почти сразу, без хрестоматийного отставания от Европы, и было подхвачено и даже модернизировано русским научным сообществом.

Первый в России «кабинет» основал полиграфист Греков в 1840 году. Всякий желающий получить малюсенький портретик должен был неподвижно просидеть в жутковатом  кресле с фиксаторами от двух до пяти минут. Столько длилась выдержка.  

Первые фотомодели

Sergej-Levitskij
Сергей Левицкий

В 1849 году открылась мастерская «Светопись», в которой творил фотохудожник Левицкий. Кстати чуть позже именно Левицкий придумал использовать в качестве рекламы «селебрити» — Николая I, Александра II, Гоголя. Кто знает, продержись дерзновенный Пушкин еще лет пятнадцать, возможно в советских девичьих спаленках висели бы не Есенинские, а Пушкинские фотопортреты.

Imperator-Aleksandr-II-v-rabochem-kabinete
Император Александр II в рабочем кабинете. Фотография С. Л. Левицкого (1880 г.)

Коллега и конкурент Левицкого – Андрей Деньер  в своем «Дагерротипном заведении» также снимал прославленных современников — Тургенева, Аксакова, Тютчева, Фета. Ретушером в мастерской Деньера работал будущий передвижник Крамской, представленный сегодня в Третьяковской галерее. Но первой цветной фотографией знаменитости стал портрет Льва Толстого, сделанный в 1908 году Прокудиным-Горским.

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПРОКУДИН - ГОРСКИЙ
Лев Толстой, 1908 г. Фото: Прокудин-Горский

Но вернемся назад — начиная с 50-х годов позапрошлого века, возникла некоторая конкуренция среди фотографов. Дагерротипные ателье и художественные кабинеты возникали то тут то там. Несмотря на дороговизну, фотоуслуги пользовалась большим спросом у горожан. И речь шла даже не о собственных портретах – предметом особой роскоши считалось обладание фотографией коронованной особы, красавца-артиста или вообще пейзажа.

Так, например, картинки с видами Саратова, изготовленные в мастерской Муренко в 1864 году, уходили как баранки в базарный день по 3 рубля за штуку. Снимок считался изысканным подарком, и в 1890 году уже выпускались целые подарочные альбомы с городскими видами по 7 рублей.

Для сравнения, пошив сюртука стоил 8 рублей, а брюк – 2 рубля.

Жалование приказчика исчислялось суммой в 25 рублей, а пенсия отставного майора составляла 33 рубля. То есть на модную сувенирную вещицу, купленную на зависть соседям, вполне можно было потратить четверть зарплаты.  

Шаг в 20 век

Дорого или дешево было искусство фотографии для народа — но уже в начале 20 века в модные фотоателье выстраивались очереди. Фотографироваться спешили и стар и млад. В 1913 году в Петербурге работало около 150 фотографов. Среди них были и бюджетные мастера, и очень дорогие, элитные фотографы. Разброс цен был довольно велик, от 1,5 рублей за десяток портретов-визиток до 12 рублей за так называемые кабинетные снимки. Надо понимать, что сам процесс превращался в настоящую пытку – посетители салона должны были довольно долго сидеть, а то и стоять неподвижно, не смея чихнуть или поморщиться, чтобы не повредить толстый слой пудры. Но результат того стоил!

Кстати, уловка с птичкой, забытая в эру смартфонов, применялась довольно широко. Когда к фотографу приходила большая семья с детьми, нужно было, чтобы все смотрели в одну точку. Этой точкой была латунная птичка, которая в самых продвинутых салонах еще и издавала трели.  Отсюда и произошло выражение «Замрите, сейчас вылетит птичка».

Karl-Karlovich-Bulla
Карл Карлович Булла

Легенда Невского проспекта

В Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, 54 сегодня устроен музей фотографии. Легендарная фотомастерская Карла Буллы – место, по которому можно проследить длинную и противоречивую историю отечественной фотографии с середины 19-го века по наши дни.  

На протяжении полутора веков у ателье менялись владельцы, названия, даже адрес, но одно оставалось неизменным – успех у публики. Возможно, дело было в светской ауре места – рядом располагался Пассаж и Гостиный двор, а возможно — в уникальном фотографе, оставившем след не только в истории фотографии, а вообще в Российской истории.

Так, в 1903 году именно Булле было поручено сфотографировать каждый дом на Невском проспекте для специального юбилейного издания, посвященного 200-летию Петербурга.  
Bulla-Na-Nevskom
Фотоателье Карла Буллы на Невском проспекте

Маститый фотограф, снимающий парады, банкеты, балы и конгрессы, находил возможность делать снимки повседневной работы фабрик и заводов, больниц и приютов. Благодаря Булле до нас дошли фотографии наводнений, пожаров и революционных демонстраций. Мастер снимал Толстого, Шаляпина, Горького и даже Керенского и Распутина.

Vnutrennij-vid-Passazha-vpervye-osveshhennogo-elektrichestvom
Внутренний вид «Пассажа», впервые освещенного электричеством, дата съемки: 1900 — 1903. Карл Булла

***

Я люблю рассматривать снимки столетней давности. В каждом снимке того времени есть даже не столько историческая ценность, сколько ценность эмоциональная. За каждым кадром стоит изменяющийся и тревожный большой мир, которому противостоит простое и понятное желание отдельно взятой семьи оставить след в истории, передать нам свое послание, отправить в будущее  себя. Хотя бы в виде фотоснимка.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here