Uchitel-v-Rossii
Фото: Газета.ру

О реалиях современного российского образования говорится много, везде и всюду. Меньше на телевидении и в прессе, больше в социальных сетях и онлайн ресурсах. Больше или меньше — уже не имеет существенного значения, верно одно — слишком много громких слов и заявлений, беспорядочного анализа и галдежа со стороны общественности, экспертов и критиков, но мало конкретных действий со стороны тех, кто непосредственно причастен к реалиям современного образования в России. Тех, кто за него в ответе.

Понятие образование в русском языке этимологически восходит к слову образ. Через образование формируется образ человека, его социальное и нравственное лицо. Образование в этом плане противостоит безобразию.

Основная функция образования состоит в трансляции социального опыта и накопленных знаний из поколения в поколение. А вместе с ними и ценности для конкретного социума. Весьма энергозатратный, долгий и сложный процесс для каждого учителя (педагога), тем более что к основной функции добавились еще никому ненужные отчеты — описание образовательной деятельности.

Еще летом, в 2016 году премьер Д. Медведев поручил законодательно ограничить число отчетов, которые должны писать школьные учителя, чтобы они могли больше времени уделять детям. Так сказать — перестать «душить учителей отчетностью». Также Медведев обещал улучшить финансовое состояние учителей.

Выполняется ли данное поручение и что изменилось за год известно только учителям.

Редакция moiarussia.ru провела опрос в самых известных сообществах учителей в социальных сетях. Мы хотели прояснить ситуацию, установить наконец правду, показать действительность, ту, о которой не принято говорить на федеральных каналах и в прессе подконтрольной государству. Всех принимающих участие в опросе учителей и педагогов мы попросили дать максимально объемный комментарий происходящему.

Наши вопросы были в следующем: За год что-нибудь изменилось? Или по-прежнему рутинные отчеты и описание образовательной деятельности? На прежнем ли уровне зарплаты?

По просьбам большинства учителей мы не называем фамилий. (К нашему удивлению, большинство учителей запуганы и не хотят, чтобы их фамилии светились в наше статье, аргументируя, что их могут уволить, а работу найти очень трудно…)

В опросе за два дня приняли участие более ста человек со всей России. Публикуем самые интересные и объемные комментарии:

Виктория, Омск

«Прибавилось…особенно много отчетов по тем классам, в которых работаем по ФГОС*. Один отчет вчера целый день делала, а их гораздо больше. Зарплата на прежнем уровне.»

*Прим. редакции: ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты

Зарина, Оренбург

«За этот учебный год ничего не изменилось… В таком же количестве отчёты, такая же зарплата и такие проверки различных министерств, которые приезжают, проверяя даже то, о чем мы и думать не могли… А на следующий учебный год обещают сделать пятидневку, а следовательно сокращение ЗП. Как так жить ума не приложу))»

Марина, Слободской

«Точно не убавилось. Ещё и мониторингами замучали. А зарплата стала меньше в среднем на 3-5 тысяч. Видимо, мы живём с господином Медведевым на разных планетах.»

Галина, Ачинск

«Отчётов горы, на каждый «топ» бумажку напиши… А ещё заставляют хранить разнообразные контрольные и диагностические работы каждого обучающегося за все годы его обучения. Где хранить то? Места нет. Да и смысл, только для проверки. Если у меня дети уже в 4 классе, какой смысл хранить контрольные за 1 класс? Не понимаю. Также вызывает вопросы проведение диагностики ЦОКО*, профили по которой приходят через пол года. Сидишь неделю убиваешь, забиваешь эти результаты, а толк с этих профилей какой? Я и без этого знаю своих детей. Зарплата никак лучше не стала. А после повышения окладов на 30%, оклад ещё и меньше стал.»

*Прим. редакции: ЦОКО — Центр оценки качества образования.

Наталья, Ярославль

«Зарплата меньше, отчетов больше. Речам Медведева и иже с ним только далекие от педагогики люди верят и завистливо мне доказывают, что работы у нас стало меньше, а платят больше. Ага.»

Елена, Саранск

«А у меня отпускных стало меньше в 1,5 раза, хотя работы было больше в 3 раза…»

Варвара, Кубань

«Моя невестка работает методистом в сельской школе, 0,5 ставки (мало детей) 8 т.р. Работа весь день. Бумаг столько, что и до ночи не справляется!»

Виктория, Шарья

«Стимулирующие урезали, за классное руководство не платят уже 4 месяца»

Анастасия, Тюмень

«В плане бумаг не заметила изменений. Перешли на веб-образование, однако отчеты дублируем в печатном виде, зачастую ещё и в другой форме. А з/п … В этом году отпускные меньше, чем в прошлом году, хотя нагрузка была больше.»

Александр, Воткинск

«Бесплатно не дают работать даже с лицами с инвалидностью…. это прогресс!!!! На 2-й Зимней Всероссийской Спартакиаде среди лиц с инвалидностью было 30 команд-регионов……из 91! и это дети с 14-18 лет! Преступления во всех масштабах…»

Светлана, Челябинск

У нас оклад был 10 тысяч за ставку, с февраля этого года — 15 тысяч. Однако повышение произошло при сохранении фонда заработной платы: повысили оклад за счёт урезания (а правильнее ликвидации) стимулирующих и доплат (за стаж, категорию, звания и т.п.).

Отчетность растет параллельно росту количества различных мониторингов. И непонятно, кому и зачем нужны результаты этих мониторингов, всегда ли сам факт их проведения оправдан.

Пример: в этом году все девятиклассники города в марте писали «пробный экзамен» по обществознанию, чтобы — цитирую — «проверить готовность учащихся к сдаче ОГЭ». Зачем было писать тем, кто не сдает ОГЭ по данному предмету, — тайна, покрытая мраком. Какие выводы о готовности можно сделать по цифрам, где не разведены показатели сдающих и не сдающих? Но помимо детей помучались и учителя, которые проверяли до позднего вечера эту кучу работ в рамках работы районно-городских комиссий. Бесплатно, разумеется.

Ей-богу, не хочется выглядеть нытиком и пессимистом, но здравый смысл в требованиях вышестоящих инстанций временами отсутствует напрочь.

Марина, Нефтегорск

У преподавателей СПО* горы документации, входящей в УМК*. Например, метод рекомендации к практическим работам доходят до 600 страниц. Найти в интернете невозможно. Вопрос: где академики, доктора наук из министерств образований, которые раньше это все разрабатывали? Сейчас они чем заняты? За что получают зарплату, если я, как преподаватель, должна разработать такие труды на 12 групп разного профиля за нищенскую зарплату. Причём, в свободное от работы время.

*Прим. редакции: СПО — Среднее профессиональное образование. УМК — учебно-методический комплекс.

Ульяна, Калуга

«Надо вести бумажный журнал и электронный, он дублирует бумажный. Еще надо писать статьи для рейтинга школы и своей аттестации, чтобы добавить копейки к зарплате. И никого не волнует, что вы не ученые, надо же дырку затыкать, когда эмигрировали многие ученые, давайте загрузим учителей.»

Елена, Орехово-Зуево

«Зарплата не то что не выросла, а все сокращается. Стимулирующих не видим вообще, а теперь ещё и надбавки 15% за работу в гимназии снимают, так как по новому закону нет разницы школа или гимназия.»

Елена, Ярославль

«У нас бумаг прибавилось. Но часто это так организована работа завуча. С нас, например, требуют документы в электронном и бумажном виде, причем часто в 3 экземплярах.

Усложнился анализ контрольных работ по ФГОС. ФГОС вообще увеличил бумаги в несколько раз. Зачастую это никому не нужные отчеты и анализы.
Теперь нужно предоставлять тексты контрольных работ с прописанными УУД*, планируемыми результатами и пр. Анализы этих работ нужно хранить не 1 год, как раньше, а несколько лет.

Помимо программы по предмету, нужно иметь рабочую программу учителя и аннотацию к программе.

К аттестации результаты за 5 лет вносятся в электронном виде, при этом нужно обязательно указывать данные приказов и постановлений. Победил твой ученик в школьном этапе олимпиады — укажи номер приказа департамента.

Едешь с детьми в театр — куча бумаг и согласований, в том числе маршрут автобуса, дети два раза расписываются за инструктаж. А уж выехать за пределы МО… Набегаешься.

Ведешь/везешь детей на ОГЭ, ЕГЭ — куча бумаг: приказы, справки, инструктажи, согласия… все это делает классный руководитель.

Участвует ребенок в Олимпиаде — родитель напиши заявление, согласие на обработку персональных данных… а классный руководитель все это должен распечатать, раздать, собрать, проверить, отдать завучу, отчитаться. А если ученик едет на муниципальный этап, то к этим бумагам добавляется заявление ребенка о том, что он согласен принять участие в этом этапе (!), плюс сопроводительные бумаги.

Наши дети теперь даже на уроках литературы говорят на канцелярском языке.
Освободить учителя от бумаг? Да. Больше доверяйте нам!

Насчет зарплаты. Учитель 1 категории за 19 часов учебной нагрузки (помним, что ставка — 18 часов) с классным руководством получает 13 т.р. в месяц. Этим все сказано.»

*Прим. редакции: УУД — Универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Елена, Казань

«В конце учебного года сдала:

• стандартный мониторинг по каждому классу за 4 ч и за год (класс, количество детей, «5», «4», «3», % качества, успеваемости, средний бал);

• мониторинг прохождения программы;

• мониторинг на каждого ребенка 5-6 классов (ФГОС) в виде графика, где прослеживается качество знаний за весь год (оценки по контрольным и четвертям);

• подробный анализ Итоговых контрольных работ по каждому классу, с подшитыми контрольными и списком детей;

• анализ контрольных работ в виде таблицы (по типу мониторинга);

• отчет по классу за год; сводную ведомость класса;

• анализ по воспитательной работе с классом за год на 10 страницах;

• рабочую программу с проставленными фактическими датами и учетом изменения за 2016-2017 уч.год;

• завтра сдаю распечатанную и прошитую рабочую программу на 2017-2018 уч. год.

Еще вставляла в личные дела учащихся своего класса годовые оценки. Еще нужно составить рабочую программу по внеурочной деятельности в классах ФГОС, план воспитательной работ на год. При этом почти каждый день на ЕГЭ и ОГЭ.

Зарплата не выросла, премии квартальные максимум 1000 р. Помню начало 2000-х давали 13-ю зарплату в размере оклада к отпускным и выделяли деньги на метод.литературу. Сейчас этого нет.»

Читайте также:

ege

ЕГЭ — успешное нововведение или кризис образования?

София, Тимашевск

«Не знаю как в других регионах, а у нас все курсы за свой счёт, ФГОС* (каждые три года) в обязательном порядке, вебинары и другие прелести — всё из своей зп! А организаторство в ЕГЭ не оплачивается никак, одними обещаниями, хотя знаем, что положено (((. Зп на уровне пятилетней давности, реально — 15-18 тыс. (средняя) при 1,5 ставки+кл. руководство. Бумажной работы море, не до детей, если честно, руки опускаются…»

Татьяна, Ижевск

«Бумажная нагрузка огромная у классных руководителей, по любому поводу требуется подпись родителей — ознакомлены и согласны. Ставка на 18 часов — 9.150 руб + 1000 за категорию. Классное руководство на усмотрение администрации от 10 до 30% от ставки. В этом году премий вообще не было.»

Веста, поселок Коноша

«В апреле отправили на курсы, командировочные за ранее не выдали, едь как хочешь, и никого не волнует, на какие деньги ты там две недели будешь жить и как обеспечишь оставшегося дома двухлетнего ребенка. К слову — командировочные до сих пор не выплатили. Отпускные пришли намного меньше, чем в прошлые года. Чтоб выползти из финансовой ямы — летом устраиваюсь на вторую работу и беру репетиторство. Здравствуй, отпуск.»

Анастасия, Бийск

«В прошлом году хотя бы не было ВПР* в 5 классах, на которые идут большие затраты: распечатка работ (по 8 листов) и это никто не финансирует. То что сидим и проверяем их, тоже никак не оплачивается. Школа бумагу не выделяет (может, конечно, в других школах выделяют), но у нас все ВПР были за счет учителей. А потом еще и отчет по ним писали. Еще добавились УУД, которые заполняем каждые полгода. Бумаг добавилось, а зарплата как была нищенской, так и осталась.»

*Прим. редакции: ВПР — Всероссийские проверочные работы.

Мария, Киров

«Льготы отменили на садики, денег на премии нет, убрали все компенсации и стимулирующие. Стаж работы 6 лет, без категории — аванс 4000р., зарплата 6000, ни больше не меньше. Ещё хотят, чтоб молодёжи работала, скоро все разбегутся в бизнес или по репетиторствам, а старое поколение не вечно. Бумаг стало только больше. Вообщем, пару лет назад можно было работать, а сейчас чувствуется , что узел затягивается все туже.»

Лиза, Нефтекамск

«Утопаем в бумаготворчестве! Даже в отпуск, сказали, не уйдем, если не напишем груду ненужных отчетов (анализы пед работы, планы, отчеты никчемные…) Охота сбежать и не вернуться… Наверно, так и сделаю. Многие хотят уйти. Господи, кто будет учить наших внуков?!»

Екатерина, Тольятти

«Рабочая программа, КТП*, заполнить журнал печатный, потом электронный, записи сделать детям в дневнике, написать план, а потом и отчёт по работе с одаренными и одуренными, составить на каждого такого ребенка личную карточку, написать анализ воспитательной работы, план и отчёт по самообразованию, если есть двойки написать план и анализ по решению проблем с учащимся.»

*Прим. редакции: КТП — Календарно-тематическое планирование.

Ольга, Вятка

«Не почувствовала, что бумаг стало меньше. Но у нас в области с этого года стали драконовскими для большинства учителей критерии для аттестации. Если работать в обычной школе (а тем более в сельской), многим просто не реально аттестоваться на 1 категорию. Про высшую тем более речи нет.»

Татьяна, Ягкедж

«Муж- директор. У нас дома типография, можно сказать. Принтер отдохнуть не успевает… Летом опят будем пыхтеть над рабочими программами: опять что- то новое ввели, что-то убрали… И так бесконечно. Чтоб жизнь медом не казалась.»

Инна, Москва

«Когда же школу просто оставят в покое…. Когда мы будем просто учить детей, а не вздрагивать от новшеств за день до экзаменов…Такое ощущение, что школа-единственная проблема в стране. И решают Ее все: от министра до таксиста. И все знают, как лучше… Только учителей и детей забыли спросить.»

***

Читайте также:

kapitca-min

Сергей Капица: Как Россию намеренно превращают в страну дебилов

Повторюсь, мы получили более ста откровенных комментариев и не было ни одного в пользу хоть каких-то улучшений.

Прошел год, а результата нет. Все как обычно — вранье и пустое многословие… И давайте уж на чистоту — так было, есть и будет…

Говоря о реалиях современного образования и отношении к учителям со стороны властей не могу не вспомнить слова величайшего ученого России Сергея Капицы:

«Я предупредил министров: «Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего»…

Управляют уже давно, и учителями и детьми… Цель и задача Министерства Образования понятны — страна дураков. России больше не нужны квалифицированные учителя и педагоги. Накопленные знания отныне транслируются в ином ключе — меньше творцов и ученых, больше предпринимателей, бизнесменов и потребителей.

Российское образование потеряло статус одного из лучших в мире, теперь мы воспитываем и обучаем квалифицированных потребителей. Об этом, кстати, в 2011 году совершенно не стесняясь говорил Андрей Фурсенко (2004-2012 министр образования). Цитата, которая объясняет многое. Цитата, в которой заключен весь смысл современного образования:

«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Министр Фурсенко «творил» до 2012 года. Его благополучно сменил Дмитрий Ливанов (министр образования 2012-2016), подтвердивший своими действиями всем известное правило — «от перемены мест… голова кружится»:

«Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии.»

И вот в январе 2017 года, казалось бы для «российского образования» наступает переломный момент. Уже новый министр образования и науки Ольга Васильева выступает за возвращение «к лучшим традициям советской школы». Об этом она сообщила в интервью «Независимой газете»:

«Все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд?»…

Справится ли с новыми задачами новый министр? Сможет ли убедить всех тех, кто по сути, открыто и не стесняясь выступает против учителей, против должного образования, против одной из самых успешных моделей образования в мире, к которой еще не поздно вернуться? Сможет ли Ольга Васильева услышать и прислушаться к мнению учителей в регионах, со всей России? Сможет ли новый министр вернуть престиж профессии учителя?

И наконец, когда власти нашей страны перестанут быть такими близорукими, когда перестанут рассуждать и говорить о проблемах образования, и начнут делать то, что должны?

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя