Финальная сцена балета гениального композитора Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Гаснут софиты. Зал аплодирует стоя.

За кулисами юная и талантливая балерина Галина Уланова и подающий большие надежды Константин Сергеев – исполнители главных партий. Эмоции зашкаливают от триумфа.

Galina-Ulanova-v-detstve
Галина Уланова в детстве

В январе 1910 года, в семье, напрямую связанной с миром искусства родилась девочка, которой суждено было стать великой балериной. Мать будущей артистки, Мария Романова была известным педагогом в Ленинградском хореографическом училище, а ее отец Сергей Уланов работал в Мариинском театре — в одном из самых знаменитых музыкальных театров оперы и балета России.

Несмотря на то, что будущий род деятельности был определен, девочка долгое время не проявляла интереса к балетному искусству. С детства Уланова оставалась безучастной к тому, что нравилось обычным девчонкам: игры в куклы и мягкие игрушки, но с неподдельным удовольствием она лазала по деревьям и играла с мальчишками в прятки. Для Гали беззаботное детство закончилось лет в девять, когда ее приняли в Петроградское хореографическое училище, где первым преподавателем танцев была ее собственная мать. Занятия и репетиции оставляли много часов и сил в балетном зале, поэтому на то, чтобы просто быть ребенком времени вовсе не оставалось.

В восемнадцатилетнем возрасте Галина Уланова становится полноценным артистом труппы Мариинского театра. Педагогом, который занимался с ней в конце 1920-х годов, стала именитая к тому времени артистка балета Агриппина Яковлевна Ваганова. Именно под ее контролем и с ее помощью Уланова сформировалась как балерина и впоследствии, стала образцовой артисткой, которой доверяли главные партии.

Galina-Ulanova-in-Romeo-and-Juliet
Галина Уланова в «Ромео и Джульетте»

Больше десяти лет Галина Уланова служила искусству в Ленинградском театре оперы и балета. Дело всей жизни родителей пришлось ей по душе. Она любила театр и была очень привязана к своему родному городу. Но в 1944 году правительство вынудило ее сменить и то, и другое. Уланову долгое время приглашали стать ведущей балериной главного столичного театра, в середине сороковых приглашение обратилось категорическим условием: либо продолжение карьеры в Большом, либо ее окончание…

Выступая на сцене Большого театра, Галина Уланова совершенствовалась с каждым днем. Она научилась безупречно владеть своим телом, четко выводя линии каждого своего движения. Держалась строго и величественно, мастерски исполняя ведущие партии в легендарных постановках известных композиторов и режиссеров. Нежная Одетта в «Лебедином озере» П.И. Чайковского, романтичная Джульетта в «Ромео и Джульетта», мечтательная Золушка в одноименном произведении  С. С. Прокофьева, влюбленная и обманутая Жизель в «Жизель, или Виллисы» А. Адана – это все Она.

Galina-Ulanova-ZHizel
Галина Уланова. «Жизель»

 

В середине пятидесятых известность советской балерины выходит за пределы Советского союза. Галина Уланова покоряет зрителей Австрии и Англии. В 1959 г. Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду. А спустя несколько лет она объявляет об окончании своей карьеры в качестве артистки балетной труппы. Имея бесчисленное количество наград, она продолжает свою деятельность в роли балетмейстера и педагога.

Ulanova-i-Plisetskaya
Мая Плисецкая, Николай Фадеечев и Галина Уланова

Надо отметить, что Галина Уланова была потрясающе красивой женщиной, до последних дней держала себя в отличной физической форме и имела безукоризненный вкус. Первостепенно она привлекала своих почитателей загадочностью, внутренним огоньком, своей отдачей которую она вкладывала в каждую из ролей. Эта хрупкая и нежная женщина создала вокруг себя чудесный мир, но, увы, не один из ее трех браков не подарил ей счастья материнства. Наверное, поэтому лейтмотивом ее жизни навсегда осталось одиночество в толпе.

В марте 1998 года Галина Уланова покинула мир, оставшись в памяти и сердцах публики талантливой Музой перевоплощения. 

Galina-Ulanova-London-1993-g
Галина Уланова, Лондон 1993 г.

Факты о Г. Улановой

1. Бег с плащем

Легендарная сцена бега к Ромео в балете «Ромео и Джульетта» — один из первых драматических эффектов, который Уланова привнесла в классическую балетную школу.

2. Тост Улановой 

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала… Однако спектакль не был отменен. Однажды на репетиции партнер Улановой Константин Сергеев раздраженно воскликнул: «Эта какофония бесконечна». В ответ из зала услышал реплику Прокофьева: «Как и глупость балетного актера». Улановой тоже не нравилась музыка Прокофьева и после премьеры на банкете она отважившись, произнесла тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Над шуткой смеялись все, даже сам композитор. Позже он назовет балерину «гением русского балета».

3. Уланова и королева Англии

Galina-Ulanova-v-roli-Dzhuletty-v-balete-Romeo-i-Dzhuletta
Галина Уланова в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», 1952 г. Фото: РИА Новости/ Толчан

В 1956 году на гастролях в Лондоне Галина Уланова имела триумфальный успех. На родине великого Шекспира перед взыскательной английской публикой в возрасте 46 лет она танцевала юную Джульетту. По свидетельству участников гастролей, после спектакля восторженные англичане начали хлопать балерине до того, как встала королева. Это было удивительным для того времени триумфом. А чуть позже поклонники таланта балерины подняли автомобиль с ней и понесли на руках.

4. Цветы вместо слов.

Galina_Ulanova

В семье Улановых решительно не поощрялись искусственные улыбки, показные чувства. С детства в Галине Сергеевне воспитывали скромность и естественность. Но стеснительность мешала девочке во всём. Она не могла заставить себя отвечать на уроках, и, потупив голову, глотала слезы, когда учитель вызывал её к доске. Интересно, что подобный «речевой» зажим остался у нее много позже.

Однажды после долгой болезни артистка появилась в театре, где товарищи по сцене устроили ей сердечную, тёплую встречу. Растроганная Галина Сергеевна стала думать, как ей ответить на это. «Завтра, перед началом репетиций, — советовали ей, — скажите всем несколько слов благодарности». Но это было выше её сил, страх перед необходимостью сказать «речь» обрекал Уланову на безмолвие. Тогда она заказала в цветочном магазине маленькие букетики и на следующий день на пюпитре каждого музыканта, на гримировальном столике каждого актёра лежали цветы от Улановой. В этом поступке была вся Уланова, с её органическим неприятием пышных слов…

5. Неулыбчивая балерина

Galina-Ulanova-balerina
Галина Уланова в роли Джульетты из балета С. С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Репродукция. РИА Новости/РИА Новости. Автор: klimbim

«Это была балерина неулыбчивая, — говорил руководитель балетной труппы Кировского театра Ф.Лопухов, — лишённая даже тени кокетства, желания нравиться». А ведь балерина обязательно должна кокетливо и задорно улыбаться, как думают многие. Даже мама Улановой, стоя однажды во время спектакля дочери за кулисами, умоляюще шептала: «Галя, ну улыбнись, ради Бога, улыбнись, хоть разочек…» Но Галя не хотела улыбаться заученной улыбкой, жить придуманными чувствами. Она существовала в танце, как подсказывало ей сердце. С первых шагов на сцене Уланова жила в танце по своему. И не потому, что была она строптива или желала казаться оригинальной, а потому, что не могла выражаться иначе. Это было прекрасное «своенравие» гения.

6. Гастроли в США

В 1959 г. Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду. Выступление советских артистов было запланировано на сцене «Мэдисон сквер Гарден» в Нью-Йорке. Желающих увидеть советскую труппу во главе с ведущей балериной Большого театра Г. Улановой было более 3 млн человек, со вей Америки. По воспоминанием организаторов выступления, восторженная публика аплодировала стоя 15 минут.

7. От тюльпанов и алмазов до астероида «Уланова»

Galina-Ulanova-foto

Уланова была живой легендой балета, единственной балериной, которой еще при жизни установили памятники в Стокгольме перед Музеем танца и в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».

Имя «Галина Уланова» присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии и вошедшего в коллекцию из более чем 400 именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.

Астрономы Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали открытый ими 14 октября 1982 года астероид в честь балерины (5421) Ulanova.

Galina-Ulanova-v-1968-godu
Галина Уланова в 1968 году

Анна Ахматова о Галине Улановой

«У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой то «дар природы» — у одной редкая красота, у другой изумительные ноги, у третьей царственная осанка, у четвёртой сверхъестественная неутомимость и сила. У Улановой не было ничего этого, она была скромной и незаметной Золушкой среди них, но как Золушка победила всех своих сестёр, так и она поднялась на особую, недоступную остальным красоту».

***

О Галине Сергеевне снят замечательный документальный фильм «Одиночество богини»:

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here