Искусство во все времена было очень важной частью духовной жизни отдельного человека и общества в целом. Существует много современных видов искусства, выражающих ту сумбурность в душах художников, которую порождает технический прогресс. Но есть то искусство, которое было пронесено сквозь века и социально-экономические потрясения – театр.

На театральных подмостках разных стран и времен разыгрывались целые драмы, высмеивались общественные пороки и выкристаллизовывались идеологические ценности нового поколения. Театр любили сами короли, а иногда и они с удовольствием играли в постановках знаменитых маэстро.

В современном мире театр точно так же не может существовать без поддержки государства, как и раньше. Россия сегодня не самая подходящая площадка для деятелей театрального искусства, но никто не собирается прекращать нести свет в массы, несмотря на то, что добротной театральной постановке современная молодежь однозначно предпочтет кинопремьеру очередного блокбастера в кинотеатре.

Порассуждаем о том, какие отношения планируются между государством и искусством согласно новому законодательству.

Отношения государства и театралов напоминают рыночные двусторонние. Художник желает быть свободным в своем творчестве, но кушать тоже хочется, поэтому нужен тот, кто за творчество платить будет.

На практике это выражается в желании получать субсидии от государства, не имея контроля над расходованием средств и работой театра в целом. Государство, в свою очередь, не хочет платить за творческий процесс, который, возможно, даже не увенчается результатом.

Увы, в парламенте заседают практики, которым есть куда девать деньги и без театров. Сколько социальных программ нуждается в капитале! Но как же аксиома, что народу нужны хлеб и зрелища?

Три формы управления театром или Театр в законе

Немаловажный финансовый вопрос в театральной сфере плохо отрегулирован в Российской Федерации. Особенно сильно это бросается в глаза, если сравнивать европейское или американское законодательство относительно финансирования театров с российским. Вооружившись достижениями заокеанских коллег, государство предложило в добровольно-принудительном порядке перейти от одной управленческой формы к трем сразу.

1. Учреждения.

Собственником остается полностью государство. Такая форма есть и сегодня. Единственным различием будет тотальный контроль над финансированием. Не секрет, что многие театры нашли способы зарабатывать деньги самостоятельно самыми разными способами. В учреждениях государственные субсидии будут урезаться согласно сумме приработка театра.

Комментарий театралов:

«Будем жить, как в советское время – с куском хлеба и стабильно, но без масла».

2. МАНО (Муниципальная Автономная Некоммерческая Организация).

Управление самой организацией напоминает рыночную структуру. Роль государства сводится к минимуму. МАНО не будут получать стабильных ассигнований из бюджета, они станут жить на собственные заработанные деньги и помощь меценатов. Возможность получения бюджетных денег остается в форме оплаты государственного заказа на серию спектаклей, право на постановку которых театры смогут получить с помощью тендера.

Финансовыми средствами, то есть бюджетом театра, руководитель сможет распоряжаться только с согласия попечительского совета. В его состав войдут учредитель (государство) и спонсор (бизнес). Все имущество театра должно принадлежать самому театру.

Комментарий театралов:

«Как и прежде нам жизненно необходима будет поддержка местных властей и хороший культурный уровень местных меценатов».

3. Государственное автономное учреждение.

Имущество в оперативном управлении, самостоятельное распоряжение средствами и работа по заказу либо учредителя, либо государства.

Птица о двух крыльях или Дебаты театралов о новых порядках

Почему именно два крыла? Господа театралы любят выражаться образно и красиво, поэтому сами сравнили театр с птицей, которую, с одной стороны, поддерживает государство, а с другой – общественность. Государство финансирует и помогает развитию культуры, но это ничего не будет стоить, если общественности не нужен будет театр. Честно сказать, на крыло общественности птица «Театр» сильно припадает.

Театралы выразили мнение, что искусство должно нести в массы какую-то информацию, идеологию. Привели пример хорошо поставленной идеологической работы в США и в бывшем Советском Союзе. Сравнивая с современностью, деятели искусства посетовали на тот образ, который уходит в массы в последние годы — бизнесмена без моральных принципов.

Другими словами, театралы предложили государству задать образ, который нужно нести в массы, соединить приятное с полезным. Кажется, госзаказ никого не пугает, люди готовы ставить социально значимые спектакли наряду со своими творческими проектами высокого искусства.

Театралы считают, что при новых порядках выживут только те театры, которые умеют выдавать результат, а не просто работать, но не выдавать спектаклей, ссылаясь на отсутствие вдохновения.

Театр в России — гордость страны. Со сцены льется правда и откровение на злободневные проблемы, и зритель, покупая билеты в театр, приходит не за развлечением. Государство это понимает, должно понимать. Российский театр прославлен на весь мир и поддержка со стороны государства крайне важна, также как и его популяризация.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here