Омск – миллионник, который насчитывает более чем 300-летнюю историю. Город по численности населения занимает 8 место из 1113 городов России и является одним из крупнейших мегаполисов Сибири.

Возникший как оборонная крепость и транспортный узел на полноводном Иртыше, в конце 19-го века Омск стал ещё и железнодорожным центром. Через город пролег Великий Сибирский Путь – Транссибирская магистраль.

Мало кто знает, но в 1918-1920 года Омск был провозглашен столицей Российской Империи во главе с адмиралом Колчаком. Однако об этом факте вспоминает сейчас разве что 132-летняя белая ива – старейшее дерево города.

Вообще, омская история на события богата. Но мы расскажем сегодня лишь об одной «стройке века», которая объединила в себе историю, мистику и самую что ни на есть объективную реальность. Добро пожаловать в несуществующее омское метро.

мем метро ОмскМетромем

То открывающийся, то закрывающийся проект, растащенный, распиленный и расхищенный, то и дело всплывающий в списках обещаний власти, давно стал мемом. Сами омичи перестали верить в чудо, а стройка прославилась на всю страну, как самый показательный российский долгострой.

мем ОмскТак, по интернету гуляет карта Омского метро с изображением всего одной построенной станции – Библиотеки имени Пушкина.

  • Существуют приложения, которые позволяют омичам слышать звук приближающегося поезда.

  • В поп-культуре Омск стал «городом, где нет метро».

  • Но самое забавное – пару лет назад в ледовом городке «Беловодье» был даже создан аттракцион «Омский метрополитен» с автоматическим поездом и единственной станцией.

  • Ну, и как вы уже наверно догадались – популярный омский сувенир – это жетон метро.

Всё это было бы действительно прикольно, если бы не было так печально. Как ситуация дошла до этой черты? Давайте разбираться.

От Омска Челябинску

Об омском метро заговорили рано – еще в 60-х годах прошлого века. В то время на обломках империи активно строился новый мир – тут и там взмывали вверх монументальные сооружения, запускались заводы. Страна показывали миру «кузькину мать» жестами и стройками.

Омск – город протяжённый. Из конца в конец можно ехать долго. Разумеется, эту проблему прекрасно решала скоростная дорога – метро. Самое удивительное, что в те годы на строительство подземки даже было получено финансирование, однако, по какой-то неведомой причине Омску достался скоростной трамвай, а вот деньги на строительство метро уехали в Челябинск.

Восьмидесятые – даешь проект!

В 1986 году о транспортных нуждах омичей вновь вспомнило государство. К 1992 году город получил средства на проектирование и строительство. На проект было отведено 16 лет.

Всего планировалось запустить 4 линии, 57 станций, в том числе 4 пересадочных, а также построить метромост. Первая линия должна была соединить районы по обе стороны от Иртыша, вторая – пройти вдоль реки, третья – в другом месте продублировать первую, а четвёртая соединить город с аэропортом. Таким образом, метро могло существенно разгрузить транспортный трафик города.

По дизайну метро должно было напоминать московскую станцию Строгино – только в других цветах и материалах.

По частотности – поезда должны были ходить каждый 90 секунд, а станциям надлежало принимать 12 000 пассажиров в час.

Стройка началась и продолжалась с переменной интенсивностью.

Напасти двухтысячных

В 2005 году в Омске произошло значимое, а главное — обнадёживающее транспортное событие – был открыт двухъярусный авто-метро-мост.

Вроде бы, всё шло по плану. Но тут в дело вмешалась стихия. Прорыв трубопровода встал на пути у великого комбинатора, то есть, губернатора. В 2008 году подземную стройку затопило тоннами воды. Рабочие эвакуировались. Но стройка встала на годы.

метро омск
Затопленный участок Омского метро

Это интересно:

На ликвидацию последствий из местного бюджета было выделено 3 миллиона 82 тысячи рублей. Деньги прошли, как непредвиденные расходы!

Только в августе 2012 года была сдана станция «Библиотека имени Пушкина». Увы, первая станция оказалась последней. Поскольку станция была единственной, омичи могли пользоваться вестибюлем метро только как подземным переходом. Но импульс был дан. Попытки строительства продолжались.

А может, ещё разок?

Дальше проекту изо всех сил сопротивлялась мистическая сила — на пути метростроевцев вставали подземные реки; путаница с финансированием – непонятно, от кого нужно было ждать руку помощи – от Минфина или Минтранса; банкротство застройщика. А когда под покровом ночи со стройплощадок стали увозить в неизвестном направлении стройматериалы, надежда омичей на комфортное передвижение по городу растаяла окончательно.

К 2014 году по данным РБК на строительство метрополитена в Омске было выделено 10 млрд рублей, а на завершение требовалось ещё 24 млрд.

Правительство Омска предложило оптимизировать проект, соединив метро и трамвай в единую систему. Этот ход экономил почти 15 млрд. Однако, из-за банкротства застройщика проект реализовать не удалось. 10 млрд в прямом смысле оказались закопанными в землю.

Метро – всё!

В 2018 году многострадальный проект решено было завершить. На затопление линий и на заморозку был выделен 1 млрд. На этот момент метро было построено почти на 36% процентов.

При этом Минтранс России рекомендовал проект достроить. Но средств не выделил.

Вот такая вот странная история с плохо сходящейся арифметикой, кривой логикой и перекладыванием ответственности.

Что же делать жителям города? Видимо, создавать мемы и продавать сувенирные жетоны. Ну и понятное дело – «держаться», ведь именно этот алгоритм выхода из любой ситуации спускают нам сверху.

жетон метро Омск
Жетон метрополитена в Омске

Читайте также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here