Перестроечное детство — это не только самодельные рогатки, переплавка свинцовых пластинок из старых аккумуляторов тайком от мамы и прыжки в резиночку. Это — дебри незабываемой советской мультипликации, сквозь которые мы шли без советов Людмилы Петрановской и рекомендаций Андрея Курпатова.

Собрали самые долгоиграющие психоделические трипы нашего с вами детства.

Крылья, ноги и хвосты
И. Ковалёв
А. Татарский
1986

Крылья, ноги и хвостыЦиничный гриф, склонный к садизму и (на первый взгляд) глуповатый страус пытаются добраться за мифическими вкусностями в пустыне. Впрочем, есть еще некая философская ящерка, от которой, правда, тоже никакого толку.

Король психоделических мультиков, режиссер Александр Татарский, рисовку которого невозможно спутать ни с чем, вспоминал:

«Скажем, «Крылья, ноги и хвосты» были запрещены, так же как и почти все остальные мои фильмы. Там не должно было быть текста никакого – все было построено на междометиях, одна абракадабра. Уже потом записали Сашу Филиппенко, который очень хорошо сделал озвучание, но мне кажется – фильм был и без текста очень понятный. Он должен был входить в альманах «Кубик». Его выкинули оттуда, а остальные сюжеты просто удлинили».

Это интересно:

Страус и птица, похожая на грифа, появлялись также в четырёхсерийном мультсериале «Следствие ведут колобки».

С философской точки зрения — мультфильм о том, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, которые и делают нас уникальными. У грифа крылья, у страуса ноги, а у ящерки хвост. Собственно, каждый персонаж в конце мультика это понимает и идёт своей дорогой

Большой ух
Ю. Бутырин
1989

Большой ухЗдесь удивляет примерно все: волчонок спит в валенках на раскладушке, упоротая сова извиняется перед птичками, а откуда-то сверху падает инопланетный уродец.

За 10 минут экранного времени вы услышите душещипательную историю о том, как на планете консервных банок подрались банки с тушенкой, пройдете курс медитации на кувшинку и прослушаете краткий мюзикл со словами: «Мы веселые медузы, мы похожи на арбузы».

Это интересно:

Мультфильм называется “Большой Ух”. Я думаю, что если спросить у вас, как зовут главного ушастого героя, вы ответите, что ну да, так и зовут. Тем не менее сам герой представляется немного по-другому: “Я Большое Ухо!”

Голубой щенок
Е. Гамбург
1976

Голубой щенокИдеей рассказать историю о щенке-изгое загорелся поэт-песенник Юрий Энтин, когда увидел спектакль по сказке венгерского писателя Дюлы Урбана «Щенок, с которым никто не дружил». Правда, в оригинальной сказке щенок черный, а не голубой (намек на кое-какую другую дискриминацию?). То, что сейчас вызывает смех и слезы, тогда, в 1976 году никого не смешило.

Голубой цвет ассоциировался не с целующимися мужчинами, а с романтикой, мечтами, полетом творческой мысли… Энтин сильно изменил сюжет сказки, написал песни, которые потом исполнил целая толпа знаменитостей (Я обижен злой судьбой/Ах, зачем я голубой?), а режиссёр-мультипликатор воплотил все это в технике, необычной для всех времен и стран, — пятен туши.

На современном языке это все называется синдром HPPD: Трип, который не заканчивается.

Это интересно:

Все роли в сказке должен был озвучить знаменитый пародист Виктор Чистяков, обладавший уникальным даром звукоподражания, однако в мае 1972 года Чистяков разбился в авиакатастрофе под Харьковом.

На момент создания мультфильма слово «голубой» означало «не от мира сего» или романтичный, прекрасный, возвышенный и не имело никакого гомосексуального подтекста. Однако с 1980-х годов это слово приобрело новое значение и стало устойчиво ассоциироваться с гомосексуальной ориентацией. Юрию Энтину и другим создателям мультфильма неоднократно приходилось комментировать восприятие сказки в качестве своеобразного гимна толерантности:

«Поверьте, я в жизни бы этого не сделал, если бы мог предположить, с чем это будет ассоциироваться. Это в прямом смысле удар ниже пояса. У меня огромное количество знакомых нетрадиционной ориентации, это замечательные люди, с которыми я в самых нежных отношениях. И так издеваться над ними я бы себе никогда не позволил».

Контакт
В. Тарасов
1978

Контакт«Солярис» в пересказе человека, который уже покурил. Инопланетянин в растаманских цветах прилетел на нашу планету наладить с нами контакт, но наткнулся на хипоса-битломана. Тот сначала пугается, а потом учит внеземное существо петь мелодию Нино Роты «Speak Softly Love (Love Theme From The Godfather / песня из фильма Крёстный отец)». На том и сошлись.

Осьминожки
Р. Страутмане
1976

ОсьминожкиДовольно странный мультик, посвященный детскому насилию: например, папа-осьминожка складывает детей в авоську, чтобы прополоскать в ванной (лайфхак для многодетных семей!). А затем происходит стычка с другим отцом, который пришел с нетривиальным желанием кого-нибудь поколотить. Пока папы выясняют, кого, собственно, колотить, дети-осьминожки перемешиваются между собой.

Заканчивается все тем, что уставшие отцы-деспоты ждут маму, которая должна прийти от подружки-камбалы и определить, кто из детей — ее, а кого отдать обратно соседям.

Железные друзья
Б.Дежкин
1960

Железные друзьяНазидательная лента, которая рассказывает о том, почему сбор металлолома важен для народного хозяйства СССР. Здесь будет либретто в исполнении гвоздя (да, это еще и мюзикл), грустный рассказ бидончика и борьба экскаватора с примусом. Впрочем, есть еще злая ржавчина, которая предстает в виде трех насекомых. Ваше понимание искусства точно не будет прежним.

Халиф Аист
В. Угаров
1981

Халиф аистСтрашная и грустная притча о том, что с человеком делает скука. Здесь будет Халиф, сошедший с картин Обри Бердслея, психически не здоровые животные, злой волшебник со змеями вместо глаз и фея, которая разговаривает голосом Инны Чуриковой.

Чтобы окончательно склонить вас к самоубийству — фоном идет скрипично-клавесинная тема.

Ух ты, говорящая рыба
Р. Саакянц
1983

интересная рыбаВсе начинается с того, что старик поймал рыбу. И может быть, дальше все было бы по-фольклорному понятно и предсказуемо, если бы мультик не делался на студии «Арменфильм». Благодаря этому шедевру, наше детство обогатилось яркими образами без дегустации LSD, а фраза «Какой заяц!? Какой орёл!? Какая блоха?!!!» стала синонимом острого психотического расстройства.

После таких лент на диснеевского Джина без слез не взглянешь.

Это интересно:

«Ух ты, говорящая рыба!» — вариация сюжета о Золотой рыбке, мультфильм создан в 1983 году, по мотивам сказки Ованеса Туманяна «Говорящая рыбка»

Чудовище
Е. Нитылкина
1990

ЧудовищеЕще один шедевр, снятый на самом хвосте советского времени, перед перестройкой. Коммунальная история о том, как ужиться с чудовищем (все-таки гребаный интеллигентишко), которое не входит ни в один учебник по зоологии. Здесь будут, кухонные сплетни, дележ продуктов и мелкие пакости друг другу. Короче, если забыли, как это: жить всем вместе, то милости просим назад в общую кухню.

Конфликт
Г. Бардин
1983

конфликтОдин из самых страшных и правдивых мультфильмов Советского Союза. Спички-люди, атомная бомба и гроб. 7 минут о жизни всего человечества. Всего 7 минут, которые навсегда изменили наше детство и отношение к кукольным мультикам. После этого даже фильм про Чаки с его подружкой не трогает.

Это интересно:

Идея фильма пришла Г. Бардину во сне:

«…фильм мне просто приснился. Я проснулся с ощущением большого подарка. Спички, не поделившие коробок. Одни с синими головками, другие — с зелеными. Ссора переросла в ядерную войну. И сгорели все».

Смех и горе у Бела моря
Леонид Носырев
1988

Смех и горе у Бела моряЭпический фэнтези-трэш по мотивам сказок русского севера: баба, которая голосом своим может пилить не только мужа, но и деревья, апельсин, который пророс в море и остросюжетное роуд-муви, как Жучка с Махой шли до городу Парижу. В почти часовом повествовании участвуют голоса Евгения Леонова, Клары Румяновой и Татьяны Васильевой.

Ну и конечно, хозяюшкам на заметку ответ мужчине на все случаи жизни: «Ваня, я ваша навеки!».

Выкрутасы
Г. Бардин
1987

ВыкрутасыЕще один метафорический рассказ о том, как просто стать невротиком в современном мире. Здесь будут терзания, совсем немножко эротики и огромная катушка с проволокой. Даже странно, что мы все все-таки решились после такого напутствия завести семью.

Пластилиновая ворона
А. Татарский
1981

Пластилиновая воронаСюрреалистическое стихотворение Эдуарда Успенского «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…», которое специально для режиссера Александра Татарского переделалось в «А может быть, ворона, а может быть, собака…», чтобы больше напоминать басню Крылова.

Пластилиновая техника в советской анимации практически не использовалась, так что мультипликаторы были не только, в своем роде, первопроходцами, но и обладали воистину адским терпением: на создание всей истории ушло 800 кг пластилина. 

Благодаря такому труду, мы уже с детства были морально готовы к приходу Дэвида Линча: что нам его «Малхолланд драйв» или убийство Лоры Палмер? Мы с ранних лет медитировали на перевоплощение дворника в страуса, коровы в собаку, а пальмы в арбуз!

Это интересно:

Мультфильм хотели запретить, так как он оказался «идеологически безыдейным». Спасли картину Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, показавшие наперекор цензорам «Ворону» в одном из выпусков «Кинопанорамы».

После успеха «Пластилиновой вороны», Татарский снимает еще один мультфильм, в этом же жанре «Падал прошлогодний снег». Героем делает дворника из «Пластилиновой вороны».

***

Полина Песня, психолог-консультант

Полина ПесняО влиянии мультфильмов на детей пишут и спорят очень много, причём часто можно наблюдать противопоставление «высокоморальной» советской анимации «бездуховной» западной. Дескать, чему научат ребёнка «Черепашки-ниндзя»? Там слишком много насилия — то ли дело «Кот Леопольд»! Он про дружбу, взаимовыручку!

Кроме того, многим не кажутся «психоделичными» перечисленные в статье сюжеты. Даже современный родитель с более легким сердцем покажет ребёнку «Голубого щенка», чем «Покемонов», из-за тех же убеждений в необходимости «моральной составляющей» анимации.

При этом часто забывается, что основная функция мультфильмов – развлекательная. Всё-таки ждать, что духовности и нравственности ребёнка научит телевизор – несколько наивно.

К тому же психоделичные сюжеты не самая большая проблема – сегодня психологи и родители бьют тревогу из-за мультика «Маша и Медведь», в котором нет никакого явного сюрреализма, кроме медведя, вопреки всему заботящегося о буйной девочке.

Даже к безобидному «Лунтику» есть претензии — и персонаж непонятно кто, и по характеру «размазня», то есть плохая ролевая модель.

Возвращаясь к советской мультипликации, вполне приличный «Аленький цветочек» — это по сути сказка про стокгольмский синдром, что наверное тоже не научит молодое поколение хорошему.

Одним словом — найти угрозу для детской психики при желании можно абсолютно в любом мультфильме.

Но на самом деле любая анимация не принесёт вреда, если соблюдены несколько условий — ребенок начинает смотреть мультфильмы не раньше 3х лет (до этого возраста ведущая деятельность — познание мира сенсорно, поэтому статичный просмотр мелькающих картинок на экране тормозит процесс развития), смотрит их дозировано, и все спорные моменты обсуждаются с родителями. Также важно, чтобы мультфильм соответствовал возрасту.

Поэтому если у вас есть свои дети – при соблюдении описанных выше условий вы можете со спокойной душой показывать им любые мультфильмы. Вреда от них будет не больше, чем от любого другого праздного досуга. А самому поколению 90-х можно не переживать о том, какой отпечаток оставили советские мультики на их психике – в то время происходящие на экране странности вполне органично дополняли те, что мы наблюдали в реальности.

2 комментарии

  1. Да их гораздо больше!!! Остров сокровищь, капитан врунгель, пластелиновые боксёры, про новый год, домовёнок кузя ) и т.д. и серия армэнмультфильмов )

  2. В который раз встречаю упоминание какой-то «Клары Румянцевой». Её не существовало. Существовали Клара Румянова («Ну, погоди!») и Надежда Румянцева («Девчата»).

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя