«ОГНЕННЫЙ ТАРАН» НИКОЛАЯ ГАСТЕЛЛО. ФАКТЫ И МИФЫ

1
6993
podvig gastello

Gastello_portraitО подвиге советского летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Это был не первый воздушный таран с участием советских летчиков, но он был действительно особенным и не совсем воздушным. Во всяком случае, если придерживаться сомнительным официальной версии и сводки Советского Информбюро, породившие множество ненужных мифов и слухов в этой истории. Но перед этим коротко проанализируем военную ситуацию на момент подвига…

22 июня 1941 года, в 3.30 утра Германия без объявления войны вторгается на территорию СССР. Советский народ ждет голоса своего вождя — Сталина, но вместо него советским людям в полдень 22 июня 1941 года о начале войны с Германией объявил народный комиссар иностранных дел СССР — Вячеслав Молотов. А в последующие дни это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Далее, 24 июня в СССР создается информационно-пропагандистское ведомство — совинформбюро, которое подчинялось партии и лично Иосифу Сталину.

Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны.

Далее — 3 июля по радио выступает Иосиф Сталин. Говорит много, читает страстно:

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»

В этот же день война стала называться Великой Отечественной.

А незадолго до обращения Сталина к народу, 27 июня 1941 года, вождю, который отмалчивался более 10 дней было присвоено высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.

Ну а далее на головы советского народа посыпалась фронтовая сводка от информбюро, которая перед выходом в эфир попадала на стол молчаливого Генералиссимуса.

Советский философ и партийный деятель Кружков Владимир Семёнович вспоминал:

«Сводки о боях на фронтах мы всегда перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми… Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолёты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ей Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны! В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя».

В подготовке к этой статье я прочел всю сводку от 5 июля 1941 года — в ней было отображено немало любопытных подвигов, героизма стойкости и мужества советского солдата и народа… Что из заявленного в сводке было правдой, а что ложью мы никогда не узнаем.

Интересно, если предположить, что большая часть информации в сводке — «липа», то получается, что совинформбюро — это классический пример лжи во благо. Ведь, если людям говорили реальные вещи, что творилось в годы войны на фронтах, о всех ошибках генералов и начальников штабов, данные о настоящих потерях со стороны советской армии, и о многом другом, то войну бы мы не выиграли…

Но вернемся к подвигу капитана Николая Гастелло и самых спорных моментах в сводке и официальной версии. Я подчеркну самые спорные строчки в этих громких заявлениях.

Сводка от Советского Информбюро, 05 Июля 1941 г.

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»

Больше похоже на красиво написанный сценарий к историческому кино. Этим же предложением сводка перечеркивает последнее предложение в официальной версии…

Официальная версия

podvig gastello

«26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Оказывается сохранились парашюты и тела летчиков… При взрыве цистерн и десятка машин вместе с самолетом летчика… Почему сводка противоречит оф. версии?

У меня нет причин сомневаться в подвиге и героизме капитана Гастелло, ни в коем случае не отрицаю подвиг. Как сказано выше, правды мы никогда не узнаем. Я лишь хотел продемонстрировать — насколько непрофессионально подходили люди к освещению этого конкретного подвига. Из подчеркнутых строчек ясно, что сводка перед оглаской определенно прошла через самого вождя или человека отвечающего за пропаганду.

И именно благодаря ей 5 июля 1941 года страна узнала имя капитана Николая Гостелло, а его подвиг мгновенно разлетелся по штабам и всей стране, а его примеру последовали сотни советских летчиков, бившихся с врагом до самой последней секунды жизни. Таран наземной цели Гастелло стал образцом героизма и самопожертвования.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной.

«Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Точных и достоверных цифр в ходе войны и после нее мы никогда не узнаем.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение.

  • Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.
  • Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года.
  • В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
  • В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло — Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло — Алексея Александровича Калинина). Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

gastello

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова.

В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) — из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага — иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле русским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;
  • по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести». Впрочем, как и сами рапорты Воробьева и Рыбаса.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло — старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

nikolay-gastello

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» — как наземных, так и морских целей — то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева).

Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

Гастелло совершил свой подвиг в одиночку

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

Гастелло совершил таран, управляя истребителем

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина — Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Вывод

Мы победили в Великой Отечественной войне правдой и неправдой, — ценой непоколебимой стойкости советского народа. Мы победили в войне, где погибали трусы и герои, в войне, где славы удостоились не все, в войне, забравшей наших дедов и прадедов. Мы победили и цена победы высока.

Но все, что мы можем здесь и сейчас — помнить. Помнить всех и каждого, всех тех, кто не вернулся из боя, кто отдал жизнь за свое Отечество, и чей подвиг остался незамеченным… Для меня и Александр Маслов и Николай Гастелло — они как и все, кто сражался с фашистами — герои моей страны, защитники земли русской!

Был ли в действительности подвиг или не был, важно одно — в мужестве великого советского народа сомневаться непозволительно.

Рекомендуем также:

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА — ДЕНЬ, КОТОРЫЙ МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ!

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В ЦВЕТЕ

У РОССИИ ЕСТЬ СВОИ ГЕРОИ

ЭТОТ АНИМАЦИОННЫЙ РОЛИК ДОЛЖЕН ПОСМОТРЕТЬ КАЖДЫЙ

В ПОДВИГИ ЭТОГО РУССКОГО ЛЕТЧИКА ТРУДНО ПОВЕРИТЬ…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. К сведению автора сего, так сказать, аналитического материала — Сталину звание Генералисимуса было присвоено не в 1941, а в 1945 году. Да и звание Маршала Советского Союза он получил только в 1943 году. Внимательнее надо быть к мелочам, тогда и остальному, может быть, поверят)))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here