Талантливый во всем, чем бы он ни занимался, Константин Коровин, прежде всего, известен как прекрасный живописец. Его полотна выставлены в лучших музеях – в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Лувре. Коровин заслуженно считается одним из самых лучших импрессионистов в мире. Не зря в свое время он был удостоен ордена Почетного Легиона во Франции – родине импрессионизма.
Konstantin-Korovin
Константин Коровин. Париж, 1893

Константин Алексеевич Коровин вырос в обеспеченной семье купцов-старообрядцев. От матери, писавшей акварелью, мальчик получил любовь к искусству, которая и определила всю его дальнейшую судьбу. Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там преподавали знаменитые мастера А. Саврасов и В. Поленов. В 1883 году, в 22 года, молодой художник впервые заявил о себе, и громко заявил.

Portret-horistki
Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Произведение под названием «Портрет хористки» позже назовут «первой ласточкой» импрессионизма в России. Великий Репин был впечатлен необыкновенно яркой и самобытной работой Коровина настолько, что воскликнул: «Покажите мне, кто создал это?! Кто!»

Но большинство художников и критиков не приняли новый стиль, в котором работал Коровин. Впрочем, не избежал этой же участи и другой выдающийся русский живописец, товарищ Коровина по училищу  И. Левитан. Обычная история – новаторам приходится нелегко! Но жизнь подарила обоим художникам возможность реализовать себя и в этой непростой обстановке. В 1884 году их учитель Поленов свел Коровина и Левитана со знаменитым меценатом С. Мамонтовым. В его кружке, куда входили многие деятели культуры тех лет, Коровин заявил о себе как о необычайно талантливом театральном декораторе.

I.-Repin-V.-Surikov-S.-Mamontov-K.-Korovin-V.-Serov-M.-Antokolskij-1880-e-gg
И. Репин, В. Суриков, С. Мамонтов, К. Коровин, В. Серов, М. Антокольский, 1880-е гг

В частной опере Мамонтова художнику больше всего нравилось оформлять представления, поставленные по сказкам. Ведь именно там особенно буйно могла разыграться неуемная фантазия Коровина, именно в этих театральных работах он мог по максимуму проявить свой дар великолепного колориста. Сам Коровин определял это так:

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета – сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра.

Eskiz-dekoratsii-k-opere-Vindzorskie-kumushki
Эскиз декорации к опере О.Николаи «Виндзорские кумушки» (выполнен совместно с М.А.Врубелем). 1888. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Большую роль в жизни Константина Коровина сыграл Париж. Здесь родились знаменитые этюды «Парижского кафе», ярко-красочная картина «Бумажные фонари» (в которой художник изобразил свою будущую жену — Анну Яковлевну Фидлер), «Парижская Терраса». Все эти шедевры — особая гордость Третьяковской галереи.

Parizhskoe-kafe.-1890-e
Парижское кафе. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Parizhskoe-kafe.-Vtoraya-polovina-1890-h
Парижское кафе. Вторая половина 1890-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из воспоминаний художника: 

«Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда. Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты – у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Bumazhnye-fonari.-1898
Бумажные фонари. 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Terrasa.-Parizh.-1908
Терраса. Париж. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еще не раз побывает Коровин во Франции, но, при всей своей любви к этой стране, он останется глубоко русским по духу. Меценат князь С.А.Щербатов вспоминал:

«Невозможно себе представить более русского человека, чем Коровин, со всеми русскими прелестями, очарованиями и недостатками…Коровин был одним из наиболее “красочных”, ярких людей, которых мне приходилось встречать».

Za-chajnym-stolom.-1888
За чайным столом. 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.
Severnaya-idilliya.-1886
Северная идиллия. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин очень любил русскую литературу, особенно впечатляли его произведения Пушкина и Лермонтова. Доскональному знанию отечественной литературы поспособствовало и личное знакомство живописца с Чеховым, Буниным, Куприным, Горьким. Он очень любил читать наизусть стихи… Вообще, нужно отметить, что с юных лет Коровин владел даром отличного оратора, умеющим надолго удерживать восхищенное внимание окружающих. Например, художественный критик и историк А. Бенуа так отзывался о нем:

«А каким рассказчиком был этот красивый и пленительный человек… У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько «любовались талантом» рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу».

V-lodke.-1888
В лодке. 1888. Изображены Константин Алексеевич Коровин и художница Мария Васильевна Якунчикова. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако, несмотря на всю свою любовь к литературе, в живописи Константин Коровин исповедовал совсем другие принципы.

«Прежде всего, надо избегать литературности в живописи… Сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи … Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко…» – писал он в своих заметках.

Gammerfest.-Severnoe-siyanie
Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Na-beregu-morya-v-Krymu.-1909
На берегу моря в Крыму. 1909. Этюд. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и жить умел легко. Можно сказать, что он был одаренным человеком даже в дружбе. Недаром его друзьями были такие неординарные личности, как И. Левитан, В. Серов, М. Врубель, Ф. Шаляпин.

Portret-F.I.SHalyapina.-1911
Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Но, несмотря на умение быть легким, Коровин не был легкомысленным человеком. Иначе из него не получился бы лидер целой художественной школы «Союз русских художников». Именно благодаря этому творческому объединению сформировались прекрасные живописцы А. Архипов, К. Юон, С. Виноградов и др., продолжившие путь Коровина, пионера в русском импрессионизме. Необычайно было и трудолюбие художника – за свою жизнь он написал очень большое количество картин (более 300).

U-balkona.-Ispanki-Leonora-i-Ampara.-1888-1889
У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Резко изменилась жизнь Коровина после Революции 1917 года. Он не подвергся гонениям, напротив, в 1918 году художник был принят в состав Отдела пластических искусств и нескольких других советских организаций. Тем не менее, новые порядки его тяготили — «Боже, как надоела политика!», — жалуется он в одном из писем. «Волк в печальной стране моей лучше нас, озлобленных людей. Волк лучше нас и свободнее…». И в 1922 году, уже на седьмом десятке лет, по совету Наркома просвещения А.В. Луначарского Коровин эмигрировал во Францию.

K.A.Korovin-1939-god
К.А.Коровин, 1939 год

К сожалению, его живопись не пользовалась большим успехом, поэтому жил Коровин очень скромно. А в последние годы художник практически совсем лишился зрения, что заставило его прекратить писать картины. И здесь ему пригодилось еще одно качество – талант писателя. Коровин оставил после себя рассказы и заметки об искусстве, о друзьях и путешествиях. Его очерки-воспоминания о России публиковались в русских газетах во Франции, в Советской России они были под запретом.

По России художник скучал. Франция была чужой страной. Единственной мечте художника — «вернуться на Родину, хочу умереть в России» — не суждено было сбыться.

11 сентября 1939 года замечательный русский художник Константин Алексеевич Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа… Был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. Похоронен скромно и без почестей. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

***

Из воспоминаний ученика Н. М. Чернышёва:

«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here