sergei-kapitca-min«Если вы перед людьми изображаете умника, говорите с ними на каком-то заграничном языке – этого они вам не прощают»

Слова из заголовка были сказаны Сергеем Петровичем еще в 2009 году, в одном из интервью газете АИФ. Тема духовной, культурной и нравственной деградации поколений в России была ему особенно близка. Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы, советский и российский учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица для большинства из нас не нуждается в представлении.

Но вернемся к словам Сергея Петровича, ведь они оказались пророческими. На дворе 2016 год, и поколение современной молодежи по-прежнему все меньше читает русскую классику, уже не так разборчиво пишет, чернила, ручки, книги сменились электронными игрушками, гаджетами и мобильными приложениями. Поколение мобильных и самоуверенных, информированных и псевдопрогрессирующих людей, с головой ушедших в оцифрованный мир, с легкостью подменивший настоящий, где нет места чувствам и эмоциям.

Сергей Петрович неоднократно делился своими мыслями о современном поколении, а также нередко объяснял разницу между поколениями.

Мы собрали самые важные, на наш взгляд, выдержки из интервью великого мыслителя Сергея Петровича Капицы, и попробуем разобраться, понять, что изменилось с 2009 по 2016 год, есть ли повод раздувать панические сопли и так ли все плохо в современной России?

Предыстория: В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? По этому поводу в 2009 году газета АИФ взяла небольшое, но развернутое интервью у профессора С. П. Капицы. Вот выдержки из этого интервью:

«Россию превращают в страну дураков»

«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.

Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»
Зачем человеку читать?

«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.

Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.

Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»
Роль ЕГЭ в образовании

«Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания.

А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.»

Чувства вместо умов

«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции.

Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей.

Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!

И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это.

Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть.

Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом?

Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Мы сами себя разрушили

∗ Выдержка из интервью за 2008 год.

— Сколько вообще теперь понадобится лет, чтобы российская наука вновь отвоевала утерянные позиции?

— Моего отца в 1935 году Сталин оставил в Советском Союзе, за два года построив ему институт. У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было.

— В массовом сознании сложился устойчивый стереотип: развал страны — это диверсия Запада. А как вы считаете, что послужило причиной этому: наша безалаберность, глупость или борьба за передел мира, чтобы сильную и мощную страну опустить до какого-то предела и потом её доить: нефть — газ, нефть -газ?

— Такие попытки были, но они не удались. Мы сами себя разрушили.

На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны. И закончил словами:

«Если вы и дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у такой страны нет». Вышел скандал, и председатель сказал, что согласен с мыслями профессора Капицы, но не с его формулировками.

— Как вам среди этих стрессов, борьбы, обид удалось сохранить такую энергию, остроту ума?

— Нужно уметь находить себе дела. Когда меня прогоняли с телевидения, я занялся демографической наукой. Когда не мог заниматься ускорителем, нашёл себе другое занятие. И так было несколько раз в моей жизни.

И потом, у меня есть пример моего отца. Ведь отец, после того как Берия снял его с руководства Институтом физических проблем и кислородной промышленности, 8 лет прожил хоть и внутри страны, но, по сути, в изгнании — на даче. Меня тогда тоже уволили из ЦАГИ, карьера в авиации не состоялась. Я стал помогать отцу, и вместе начали заниматься экспериментальной работой по изучению течения тонких плёнок жидкости. Чем это кончилось? В прошлом году я был введён в совет премии «Глобальная энергия». И один из её лауреатов — англичанин — получил её как раз за изучение тех самых плёнок, которыми занимался мой отец, и трогательно заявил об этом при получении премии!

— Получается, что самый главный секрет долгожительства — увлечённость своим делом?

— Конечно! И тогда всё будет в порядке.

Пора внедрять добро

— Сергей Петрович, объясните, пожалуйста, такое несоответствие. Сегодня Интернет связал мир в единую сеть, развиваются нано-технологии, ведётся активное изучение стволовых клеток, клонирования… Казалось бы, учёные всё делают для того, чтобы жизнь человека стала лёгкой и безбедной. А в реальности люди по-прежнему болеют много, живут мало и тяжело.

— Думаю, дело в том, что общество не может правильно распорядиться своими знаниями.

— А как можно обвинять общество? Говорят, к примеру, мол, люди сами виноваты в том, что спиваются, потому что неправильно используют водку, — Менделеев её открыл в научных целях. Ну а как её ещё использовать? Только для примочек? Или взять создание ядерного оружия…

— Ядерное оружие — самый страшный пример. Мечта о самой большой бомбе завела человечество в тупик. Великое счастье, что во время всех этих переворотов, которые прокатились по миру, не случилось ядерной катастрофы.

Сейчас ядерные арсеналы уменьшаются, но медленно. И человечеству надо учиться жить с этим злом. Но проблема ядерного оружия не только техническая. Это ещё и проблема человеческого сознания и воспитания.

Смотрите, в Америке оружие носят все — включая школьников и людей с нездоровой психикой. Оружие стало более доступным, а мозги человеческие — менее устойчивыми. Эта неустойчивость — реакция на технический прогресс, когда наше сознание не успевает освоить созданную нами же технику. С моей точки зрения, это один из самых глубоких кризисов современного мира.

Поэтому ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, — путь к самоубийству. Ведь человек отличается от животного только наличием культуры. Хотя и у животных не всё так примитивно — у них тоже есть запреты.

Звери не поедают самих себя — волки волками не питаются. В отличие от людей, которые легко «пожирают» себе подобных. Поэтому пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять. Ведь та же заповедь «Не убий!» не требует пояснений — она требует исполнения.
На игле чужих технологий

— А почему человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад.

— А вы взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10-20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» — энергии, оружия — у нас сколько угодно. А программное обеспечение — назовите это культурным потенциалом — отстаёт.

— У компьютеров, по крайней мере, проблема «железа» решена, но медицинская наука ещё не может решить проблемы человеческого тела.

— Тут уже много зависит от вас: пропиваете ли вы свою жизнь, перегружаете ли стрессами. Да и мозг, к сожалению, изнашивается гораздо быстрее тела. В Америке есть старухи, которым почти под 100 лет, они доживают свой век в одиночестве, в отелях, страдая от болезней Альцгеймера или Паркинсона. Жалкое зрелище! Получается, что душа умирает раньше тела. А это неправильно: нужно умирать вместе! (Смеётся.)

— Но всё равно мы даже грипп и насморк не можем победить! Про рак уже не говорю!

— В этом случае прежде всего нужна ранняя диагностика. Если вовремя заметить болезнь, шансы на исцеление многократно возрастают. Но подобные процедуры требуют и много денег, и квалифицированных врачей, и техники. Если бы приборы для ранней диагностики были доступны не только богачам, то смертность от рака снизилась бы.

В своё время — «в той жизни», как я говорю, — я занимался разработкой ускорителей. У них есть две сферы применения. Первая — безопасность корпусов ядерных реакторов. Но с их помощью можно было излечивать людей от рака. Прибор воздействовал на поражённый орган, не задевая ничего вокруг. Перед тем как в стране всё рухнуло, у нас было сделано 6 машин: одна до сих пор работает в Институте имени Герцена, через неё прошли 20 тысяч человек. Чтобы обеспечить весь СССР, нужно было 1000 машин, и мы были готовы их производить. Но тут, в эпоху чудовищного хаоса, к российским чиновникам пришли немцы и сказали:

«Мы дадим вам миллиардный заём, чтобы вы смогли купить наши машины». В результате мы оказались посаженными на иглу немецкой технологии. Мы писали письма, что у нас есть и клинический опыт, и что наши машины дешевле в эксплуатации, а мне отвечали: мол, чтобы изменить ситуацию, нужно дать такому-то чиновнику 20% «отката». И так — в любых областях.

От редакции: Сергей Петрович Капица был выдающейся личностью. Он относился к категории людей, меняющих этот мир к лучшему. Мудрых, гениальных людей хочется слушать сутками, прислушиваться к их жизненному опыту, суждениям, мыслям, вдохновляясь идеями внедрять в свою жизнь самое лучшее — такие люди плохого не посоветуют, плохому не научат.

Сергей Петрович прожил долгую, насыщенную жизнь, умер в Москве 14 августа 2012 года, в возрасте 84-х лет.

«А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространённая формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии»

sergei-petrovici-kapitca-min

Что изменилось с 2009 по 2016 гг? Очень трудно давать оценку происходящему. Во-первых, злополучный эксперимент над детьми ЕГЭ все еще жив, и кажется, бороться с этим явлением бесполезно. Во-вторых, кабинет министров культуры и образования существенно не поменялся, точнее качество работы не особо отличается от 2009 года. Менялись лица, старые ушли — пришли новые, а проблемы остались. Нельзя утверждать, что ничего не решают, но существенных результатов и достижений все еще не прослеживается. Ах да — прошлый год был годом литературы, этот — год кино. Комариными шагами двигаемся вперед. Правда, вперед к чему?

Если о проблемах в образовании — зарплаты учителей до сих пор высчитывают как средние по стране. В стране с 11-ю часовыми поясами как-то неправильно высчитывать «среднюю зарплату по стране». Нужно обнародовать реальные цифры, сопоставить с данными в регионах. К примеру, недавняя публикация в Новосибирской газете с кричащим заголовком: «Минимальная зарплата учителей и врачей заморожена на уровне 9030 рублей», говорит об обратном, что все данные слишком завышены и преувеличены, а профсоюзы учителей уже давно не работают… И таких вопросов много. Конечно, можно долго рассуждать о неуместном занимании должности Дмитрия Ливанова, добиваться его смещения, а дальше что? Придет другой человек — системный, и отличаться от Ливанова будет только фамилией и цветом волос… А проблемы останутся. А хочется, чтобы менялось отношение к проблеме, к системе в целом. Не отношение народа, а тех людей, кто водворяет эту систему в нашу жизнь.

На одной из своих последних встреч со зрителями Сергей Петрович признался:

— Лет 20 назад мне казалось, что главная проблема на нашей планете – это проблема мира, потому что мы были вооружены до зубов, и неизвестно, куда эта военная сила могла нас привести. Сейчас, мне кажется, нам надо обратиться к самому существу нашего бытия — к росту населения, к росту культуры, к целям нашей жизни. Мир, и не только наша страна, переживает глубокий перелом в своем развитии, вот этого не понимают ни политики, ни большинство людей. Почему происходит этот перелом, с чем он связан, как на него повлиять, как реагировать? Сейчас люди должны разобраться в этом, потому что прежде чем действовать, надо понять. Когда я пойму, то обязательно расскажу вам.

Теперь поймем ли мы сами, без него?

В статье использованы материалы: газета АИФ 


Рекомендуем:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

68 КОММЕНТАРИИ

  1. Человеческий мозг всегда учится, он устроен так, это его физиологическая потребность. От самого же человека зависит чему он учится.

  2. Нужно законом внести Российскую ГОСУДАРСТВЕННУЮ Премию во всех отраслях , а не оглядываться на Нобелей- (с выделением крупных гонораров за счёт толстозадых» воров в законе от правящих»),тогда молодёжь будет стремиться к достижению любых высот и моральных в том числе, так как ничего ты не достигнешь не перелопатив всю литературу(классическую,техническую,специальную и т.д) — независимо из книг(для души),или из интернета,а награда должна быть как моральная,так и материальная, особенно для молодых людей.Россияне я считаю что наш НАРОД(многонациональный)- самый талантливый в мире, поэтому и самый терпеливый(до поры до времени).Жалею не о том что умер С.П Капица(все мы смертны),а то что ушёл он с болью о несправедливости к Великому народу.Пишу как могу не взыщите,но от ДУШИ.

  3. Недавно посмотрела фильм Little boy. Он о том, как в маленькому мальчику встретившиеся на его пути взрослые помогали растить чистую душу. Сначала это был его отец, который вместе с ним читал книги и с которым они представляли себя героями этих книг, потом другие замечательные добрые и чуткие люди, встречавшиеся на его пути. Мальчик рос духовно и буквально творил чудеса.
    А начиналось все с чтения книг.

  4. Статья про культуру и грамотность. Читаю «поколение современной молодежи по-прежнему все меньше читают русскую классику, уже не так разборчиво пишут,»
    Поколение — единственное число; читают, пишут — множественное число.
    Это в статье.
    А уж в комментариях..
    «более половины не читают ни чего» — «ничего» тут будет слитно.
    «Позволю себе добавить эту глубокую и мудрую мысль Сергея Петровича Капицы своим умозаключением.» — А? Что-что?

    В общем — с культуркой язычка печалька.

  5. Владимир! И ВЦИОМ и Левада… все это инструменты влияния на массы в чьих-то умелых руках… и доверять сегодня этим двум компаниям можно, но с большой погрешностью, опаской, и с юмором…)

  6. Уважаемая Вика! Если рассуждать в такой плоскости, то боюсь представить, что именно восстановит церковь…

  7. Правдиво сказано! ВЦИОМу не доверяю! Леавда- Центр более похоже на правду!

  8. Вот и нужно в храм ходить и всё вернётся и уйдёт пессимизм автора

  9. Вот именно и надо в Храм ходить, и поверьте, всё вернётся … Только Церковь и может удержать.И восстановить.

  10. Слава Богу. что еще рождаются умные и здравомыслящие люди! значит еще не все потеряно!!!!

  11. 2,5часа ушло на то чтоб журналисткую статью о Капице Сергей Петровиче с коментами к ней прочесть(2раза чуть-приуснул)[наверно надо было осилить >2раз быстрее=>образовованности нехватает], вопрос: жуть, а когда работать то?, суть её (как я понял)что общяя образованность это хорошо(культурно ввиде накопление опыта человечества и => натренировование интелекта) и =>пусть образовованные(уже сильные,=>оценённообразцовоэлитные) люди командуют(ведут нас к светлому будущему)=>чтоб им было это сподручней надо им дать денег(потому что непросто бороться православноатеистическим+академическипрофесорским образом с оговняниванием производства(вся) и общества(всех) от «необманёш не проживёш» и в 2009 он обещял что как досообразит как это дело заприаритетить, то поделится, и прожив 84года(до 2012) вносил лепту, как и его отец в просвещение, да?

    p.s. А небыло ли это «поделюсь» случаем сценарий-програмка на торжество всеобъемлюещего ИИ(искуственного интелекта) чтоб потом прийти к ИНТЕРАКТИВУ?, али можит всёже наоборот(сначала к интерактиву, а потом к ИИ), или возможны разные гибридности, во славу и в радость БОЖЬЮ?, да?

  12. Никакой паники по поводу того, что какого-то автора из программы исключили, а какого-то включили! Дети все равно читают не то, что им велят, а то, что им интересно. Я помню, классе в 8-м или 9-м кто-то принёс в школу Томаса Манна, «Признания авантюриста Феликса Крулля» — так прочитал практически весь класс, по строгой очереди! И самое смешное было, когда выяснилось, что преподавательница литературы про такого писателя не слышала — ну, не было его в программе не только школы, но и пединститута!

  13. Не надо считать религиозное мировоззрение единственным механизмом или фундаментом ДУХОВНОГО РАЗвития!Религиозная вера и не синоним нравственности. Вера- механизм ЗДОРОВОЙ ПСИХИКИ, но вера в Бога- это только частный случай. например,психотерапия души или система ограниченного объяснения мироустройства. Но ВЕРИТЬ можно ( и нужно) во многое другое: справедливость, в возможности человека, неисчерпаемость познания, в науку и т.д. Книга никакой не анахронизм, важно ЧТО ТЫ ЧИТАЕШЬ и О ЧЕМ ДУМАЕШЬ ( а не НА чем читаешь). А эту привычку- читать, размышлять, сопереживать, представлять- быть соавтором- воспитывать надо в семье; передавать ЛЮБОВЬ и удовольствие ДУМАТЬ в школе! А преодоление и трудность ВОСПИТЫВАЮТ волю и САМОСТЬ!!!!У сожалению, сейчас пропагандируют УДОВОЛЬСТВИЯ примитивного уровня, труда (особенного умственного) избегают. Кто-то сказал, что целью многих стали два желания- прославиться ( все равно чем ) и разбогатеть (любым способом)! А психологи констатируют СНИЖЕНИЕ( почти отсутствие) рефлексии ( самоанализа и самопознания) у подростков. Возможно, ее заменили ( подменили) созерцанием или ЗАПОМИНАНИЕМ готовых «эталонов», в том числе религиозных.

  14. На МИР мне наплевать! Но РОССИЯ катится к дебелизму (идиотизму)!!! Даже у руководства я не вижу здравого смысла. Но я простая гражданка Российской Федерации и ДОЛЖНА поддерживать политику правящей партии! Не могу забыть фразу одного из директоров нашей киностудии — дураками — легче управлять!!! Это девиз наших современных политиков! Сделать из россиян бездумных идиотосв !!!
    ДУРАКАМИ ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ !!! Но я, почемуто не хочу быть дурой!!!

  15. Интирестно читать статью и приятно читать коментарии. Приятно , что в России еще есть много умных, интилигентных, думающих людей. Всем успехов.

  16. С огромным удовольствием прочитала и статью и комментарии. «Караван мой в пустыне далёкой» набрёл на оазис! Сергей Петрович Капица — великий ум, щедро делившийся с желающими внимать. Целиком согласна с его мыслями, и очень страшно за судьбу страны и населяющих её народов!

  17. Такое ощущение что статью наклепал какой-то студентик фрилансер, не думая совсем:
    «На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных.» — блять какие квартиры на 12 миллионов? 3 однушки в подмосковье?

  18. Для Джина.
    Как известно, Х. Колумб открыл Америку вместо пивной. А Вы открыли ЗАКОН, что в мире всё меняется. Но помнится, кто-то еще из древних греков говорил это же. Дело не в том, что меняется. Из Ваших рассуждений получается, что всё прошлое — туфта, а всё новое — фрай Фея. Но в ОТС существует закон однонаправленности вектора развития. Больше 100 лет назад он был сформулирован без доказательства в биологии. В России его знали раньше. «Сжалься, матушка-царица! Ведь нельзя переродиться!» В ОТС этот закон выводится из самых фундаментальных законов природы. Смысл его в том, что новое лучше старого до поры, до времени, пока развитие системы не прошло максимум. А на этапе старости, распада всё наоборот. Не трудно показать, что развитие нынешней Мировой цивилизации свой максимум прошло. Со всеми вытекающими последствиями. Так что советую осторожнее хоронить книги. Да, они уходят, и не вернутся никогда. Но этот колокол звонит не только по книгам, но и по джинам.

  19. Для графа Монте-Кристо.
    «Мир, и не только наша страна, переживает глубокий перелом в своем развитии, вот этого не понимают ни политики, ни большинство людей. Почему происходит этот перелом, с чем он связан, как на него повлиять, как реагировать? Сейчас люди должны разобраться в этом, потому что прежде чем действовать, надо понять. Когда я пойму, то обязательно расскажу вам».
    Давайте уж я расскажу Вам. Во-первых, такое уже было, самый яркий пример-Древний Рим. А происходит это потому, что за развитие надо платить. Платит общество распадом связей между людьми. В тот момент, когда этот распад делает невозможным дальнейшее усложнение общественной системы, начинается упадок и разрушение. То же самое, что старость.
    Сложнее вопрос «что делать?» Само общество обновиться не может, как не может человек сам себе вырезать аппендикс. качестве врача должна бы выступать власть. Но у нее как-то не видно желания, ей и так хорошо.

  20. Здравствуйте! вот исток, вот «перелом» Капицы и всего человечества=Не убей. Возлюби ближнего как самого себя.=Исполнять!

  21. хе ) ! как можно отвергать книги , если ты их никогда не читал ,а видел только издалека … ? )) поколение кока-колы этих советов не пойметЬ никоХда ! вот в чем проблема — в упущенном периоде ! их забросили на четверть века ! они и выросли на немецкой бесплатной порнухе ! Капица их застал и видел ! заглавие — говорит именно о них ! + страна повернулась обратно в жуткий феодализм под управлением узколобия и улюлюкает по его команде ! фсе ! это надолго !

  22. И огромное спасибо Сергею Петровичу Капице за влияние он оказал на меня и мое поколение. В частности научил мыслить критически.

  23. Книга – анахронизм!
    При всем моем уважении к Сергею Петровичу — в данном случае он на стороне проигравших.

    Книги – продукт уходящего индустриального общества. Они были единым средством хранения и доставки очень разных типов информации: технологической, развлечения и политической. Постиндустриальное общество создало множество способов хранения и доставки специализированых для типа информации. Книга стала просто одной из них и должна бороться за свою часть рынка.

    Этого не изменить культурологическими заклинаниями и призывами к нечисти, вроде не к ночи упомянутого Мединского.

    Не только книга, а вся система образования изменится. Так же как ушло классическое образование с латынью и греческим, так необходимое тысячу лет назад. Существующая система с заучиваем Гоголя выглядит и является таким же анахронизмом.

    Всем толкователи священных текстов, будь то Талмуд, или «Мастер и Маргарита» — Времена, они меняться (Боб Делан)

  24. Таких людей с мыслями его Капицы миллионы в Мире и мы как овцы на заклание идем на поводу правительства которое нам обещает сладкую жизнь ,,Держитесь крепитесь исполняйте и вы получите обещанный Рай,, помню свое детство школу в 4-5 классе у меня были одноклассники которых я вел по своей линии и они меня слушались верили мне курить так курить пить так пить украсть так украсть ,директор школы узнала об этом и нас четверых вызвала к себе в кабинет ,меня отдельно поставила те трое друзей в другом углу и она им так сказала ,, Вы что же делаете им говорит слушаетесь это пшено которое вами правит и как треснет мне по голове ладошкой я присел и моих подчиненных друзей как подменили они стали меня от меня уходить и я остался со своим мнением и жизнью один притягивая других друзей и они конечно нашлись ,но это я говорю о нашей жизни та же история тот же сценарий нас ведет правительство только вот директора нет у нас который бы как дал по башке ладошкой тех кто нас ведет в нехорошее будущее …Все..

  25. Тест на безмозглость
    Если оставшись наедине с самим собой (очередь, поездка в метро, любой режим ожидания) через минуту достается мобильник – тест пройден, мозгов нет.

  26. Какой то сюрреализм происходит в сегодняшней России, иногда смотришь и кажется, что это дурной сон. Но это страна, в которой родился и вырос, из сердца то не вычеркнешь.
    А какое будущее ей готовит свора нынешней вороватой власти? Нужен Крым и мост к нему за 230 000 000 000 рублей?! В то время когда пол страны в нищете! Когда учителя и врачи в провинции получают по 10000 рублей!
    Когда люди, обучающие деток, имеют зарплату в 150 долларов (!), а Абрамович, имеющий в России бизнес, связанный с продажей ее полезных ископаемых, покупает на Манхэттене 3 элитных дома за 80 000 000 долларов и оба его ребенка специально были рождены в Штатах, дабы автоматом получить их гражданство!
    Кремлевские чиновники и новорусские нувориши будущего для себя и своих детей в России не видят, она ими уже продана и поделена.

  27. Авторское интервью с видным учёным весьма занимательно. Младший Капица интеллигентный и высокообразованный человек. Журналисту повезло, что он с ним встретился и получил ответы на вопросы от человека выдающегося, соответствующего выбранной к государству и его населению позицией. Жаль, что такой учёный ушёл от нас слишком рано. А прибавить к разговору комментаторов мне нечего. Все они говорили ясным, пусть иногда даже нервным языком.

  28. «Сила правительства держится на невежестве народа и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это!» Л.Н.Толстой.((((((((

  29. «Атеизм ошибочная теория. Пришло время духовного развития» — Виль!! Вы всерьез думаете, что Духовное развитие без Веры в Бога не возможно???

  30. Нет гражданского общества. Власть «делает» нас, а не наоборот! В этом — вся беда. Если повезёт, будет у нас «умный, просветлённый царь или генсек» — будет нормальное развивающееся общество. Не будет такого руководителя — получим то, что получаем после развала СССР. А я считаю — после смерти Сталина! Хотя он не был «академиком», университетов не оканчивал, но понимал, чтО даёт развитие стране и народу. Поэтому при нём были заложены основы наших побед и в культуре, и в науке. Кто-то скажет, а репрессии?! Я не об этом. А, после его смерти, наши «цари-генсеки» были сравнительно «мелкого пошиба», поэтому и докатились до жизни такой, до развала. После развала страны пришли лидеры не лучше. Путин, конечно, выделяется среди них, но система, которая породила самого не даёт ему возможности обеспечить интеллектуальный прорыв в стране. Если бы Путин пришёл в политику вместо, скажем, Горбачёва, до распада страны, то всё могло бы пойти по более благоприятному сценарию. Но он появился поздно. Слишком много разрушили Горбачёв с Ельциным. Исправлять их ошибки — одного Путина не хватит! Если их вообще можно «исправить»! Теоретически можно. На это нужны десятилетия и совсем другая государственная политика России.

  31. таких как Капица надо скорпулёзно выращивать,таких людей единицы на Земле ,но за ними будущее

  32. ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С КАПИЦЕЙ!!! БОЛЕЕ ТОГО — МЫСЛИ НАШИ С НИМ СОВПАДАЮТ: цитата «Звери не поедают самих себя — волки волками не питаются. В отличие от людей, которые легко «пожирают» себе подобных». Увы, люди ныне стали аки крысы или тараканы — только эти твари могут съесть своих собратьев.
    По поводу тлетворного влияния Запада на Россию скажу вот что: не Запад виноват в этом бардаке, который ныне творится в нашей стране; не Запад виноват в коррупции и росте преступности — ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ МЫ САМИ! РАЗ УЖ ВСЕ ЭТО ДОПУСКАЕМ И МОЛЧА СОГЛАШАЕМСЯ, ДА ЕЩЕ ГДЕ-ТО И УЧАСТВУЕМ.. Простой пример: каждый россиянин от 18 и старше имеет право голоса. Но.. много ли россиян пользуются этим правом? Почему россияне молча соглашаются с тем, что в число депутатов «протаскиваются» , мягко говоря, не совсем честные и не совсем порядочные люди? За большинство россиян выбор совершается где-то в кулуарах, где делят между собой бюджетные средства. И дальше продолжается эта цепная реакция — конца-края нет этому. Кого выбираем — то и имеем.. тех, кто нас с вами имеет по полной программе! Эххх!..

  33. Хорошо, когда у современного человека достаточно свободного времени на осознанное чтение…

  34. Сижу в интернете, смотрю ТВ (21 год работала на телевидении), хожу в кино ( профессиональный киновед), много общаюсь. но, если перестаю читать, просто хуже себя чувствую, сбои нервов, упадок сил, хуже сон. И вот думаю, то, что сейчас часто уходят совсем молодые люди не дожив до пенсионного возраста, не связано ли с тем, что они перестали черпать силы в осознанном чтении?

  35. А разве из животных можно делать животных? «Я политическое животное: и в ЦК работал …», взял на себя смелость заявить в недавнем прошлом гендир ТАСС Виталий Игнатенко. Человек и есть животное, живет копируя «братьев наших меньших» и остается им до тех пор, пока не обнаружить у себя свой главный орган, который называется разум и дан он человеку для того, чтобы включив глаза и уши своего разума, начинать общение с Богом. Верно говорится, таланты по наследству не передаются, отец был гений, а сын — бедолага, пытался доказать кому-то, что белое — это белое, в общем, столько лет пудрил мозги миллионам, сам того не понимая, превращали их в дураков.

  36. Полностью согласна с автором статьи.Надо вернуться к своим корням,к старой советской школе образования.Нам когда-то завидовал весь мир,нашему образованию и считал нашу страну \СССР\ самой читающей в мире. А СЕЙЧАС ???????

  37. Почитайте статью журналиста Александра Минкина из Московского Комсомольца посвящённой событиям в Америке, когда террористы на захваченных пассажирских самолётах атаковали здания с людьми, так вот он задаётся вопросом прочитали ли эти варвары хоть одну книгу великих писателей.НЕТ.Культура формирует внутренний мир человека, его отношение к окружающей жизни и людям.

  38. Ездил по разным странам, жил там и скажу так — процветающий и прогрессирующий дебилизм в народе — это всеобщее явление. Но скажу больше — не это самое страшное. Важнее тот факт кто дебилами управляет. Должна быть в стране крепкая, интеллектуальная Элита — тогда и само общество будет двигаться в нужном направлении…
    В России Элиты НЕТ. ( её «вырезали» ещё в 1917 и до сих пор не создали). У власти нквд-шные выродки. Именно этот факт (отсутствие управления) и ведёт Россию к деградации.

  39. Забавно как люди пишут «Вся молодежь глупая и ограниченная, но мой сын — тот не, он одной рукой держит книгу Ницше, другой рисует акварелью». Интересно, люди, которые утверждают, что молодежь деградирует вообще с этой самой молодежью пробовали общаться? Не читать какую-то статистику, а общаться? Я преподаю у второкурсников, а ранее занималась репетиторством с детишками 7-14 лет. И вот, что я вас скажу. Эти дети прекрасны! И во многом поумнее своих родителей, которые в погоне за пятерками заваливают их дополнительными занятиями так, что дети впадают в состоянии хронической усталости. Наша молодежь умная, непосредственная, они читают, интересуются живописью, у них незашоренный комплексами и предрассудками мозг. Я знаю 15летних девочек, которым ничего кроме клубов и шмоток неинтересно, но в то же время, я знаю, 15леток, которые уже в этом возрасте думают над идеями для бизнеса, развиваются и много делают для своего будущего. То, что ребенок курит около школы и ругается матом не значит, что он автоматически дебил. Есть особенности возраста и не нужно ставить штампы. Да, дети разные. Но дети — это отражение своих родителей. Не спешите ругать целое поколение, ведь воспитали его прежде всего вы, а не Эрнст с Путиным.

  40. Что ждёт Россию??? В школах отменили изучение произведений Русских писателей ! Чехова…Чехова отменили…!!?? Осталось отменить сам предмет Литературы. Русский язык !!уроки сократили, .. А ведь именно образованием мы были Сильны прежде всего, в годы СССР. Верны Слова — В знании Сила!!!!! Да, Знание — это Сила.!!!! А у нас растёт поколение безграмотной молодёжи…. В чём же будет Сила будущей России.???? печально, очень печально смотреть как за школой стоит группа школьников с сигаретами в зубах и их разговор идёт на языке мата… Одно меня радует, что мой внук в 13 лет читает Пушкина, интересуется Перельманом, заглядывает в мои школьные учебники 60 х. годов, хочет быть писателем и пианистом.

  41. «Теперь поймем ли мы сами, без него?»

    Даже понять — не проблема! Принять — практически невозможно. Некому!

  42. Да всё правильно он говорит. Жалко мужика. Как ему было горько смотреть на сегодняшнюю жизнь..

  43. Я с уважаемым академиком не вполне согласен. Например.
    «Традиция устного сказа угасла»; «угасает и традиция чтения».
    Эти традиции перекочёвывают в ТВ и интернет.
    «ЕГЭ построен лишь на знании или незнании фактов». Факты надо знать.
    «Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры».
    Мир переживает сейчас расцвет в сфере культуры: большинство шедевров культуры становятся доступными в любой точке Земли.
    «Никому не нужны умы — нужны ощущения». Нет статистического исследования для проверки этой умозрительной гипотезы.
    «ТВ занимается разложением сознания людей». Согласен. Но главное (для меня), что «в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса!».

  44. Как-то давно прочитал, в старые времена босяков, не умевших читать и не желавших научиться, принудительно собирали в избах и читали им вслух разные книги. Как ни унизительна эта процедура, если ничего больше не придумывается, к ней можно было бы вернуться.
    Также: при приеме на любую работу — тест на прочитанные книги. При повышении в должности — обязательная сдача мини экзамена по культуре с адекватным повышением уровня по мере роста должности.

  45. Наивный Капица ! Разве нужна иностранной диаспоре умная «эта страна» ?

  46. Верю, что Россия возродиться. Она же феникс:)) Вы посмотрите, какие дети растут!

  47. кто будет менять? ставят у руководства не талантливых, трезво мыслящих менеджеров, а преданных, наглых, проверенных в воровстве, т. е. своих. и дальше по факту… сажать не пересажать!

  48. Уважаемый GrandPapa, Бог с ними — псевдоэлитными школами, эти супермальчики по-любому в жизни протиснутся, и ЕГЭ для них — не препятствие! А вот когда из деревень в города, да с Юга России — в Москву и Питер едут 100-балльники, отжимая тех, у кого мозги есть, а денег на покупку ЕГЭ нет — вот это уже приговор всей системе образования!

  49. Cлово «Капица» стало воспоминанием о чем то далеком и полезном. А Вот если бы он смог поспорить по телику с Нагорным — запомнился бы лучше!

  50. Только одно примечание провинциального преподавателя к этой статье: ЕГЭ — единственный способ поставить на место псевдоэлитные школы.

  51. ЕГЭ — единственный способ разоблачения псевдоэлитных школ, их сейчас тьма-тьмущая. А статья — правильная.

  52. Благодарю, Владимир! Закрутили ) Про три составляющие — тут Вы правы, только машины не пришли сами по себе — их создал тот же человек, и да — согласен с Вами, что противоречий в развитии много. К сожалению, противоречий из года в год все больше…

  53. Позволю себе добавить эту глубокую и мудрую мысль Сергея Петровича Капицы своим умозаключением.
    Человек состоит из трёх составляющих: физической силы, ума и его внутренней культуры.
    Изучение эволюции человека начинается с тех времён, когда люди сплачивались вокруг физически сильного человека, для того что бы прокормить себя и вырастить потомство. С приходом машин люди объединились в коллективы, возглавляемые умными людьми для достижения всё тех же целей. И во главе этих коллективов встал человеческий разум.
    Сегодня приходит период развития человечества, когда общество сможет дальше развиваться и растить поколения только на основе сильной, нравственной, интеллектуальной культуры, носителем которой является каждый член этого общества. И в этом будет состоять сила этого общества. О чём говорил великий Учёный.
    А пока нам нужно вспомнить восстания людей против машин и индустриализации промышленности. И что развитие всегда идёт через противоречия. Только, к великому сожалению, носителями этих противоречий сегодня являются уже не простые люди…

  54. Очередной цивилизационный поворот — интернет. Предыдущий — книгопечатанье. До этого — огонь, колесо, лук и стрелы. А читать можно и с экрана, где видео подкрепляет текст. И так далее

  55. Василий, благодарю за трезвый комментарий. Остается надеяться, что ситуация еще не дошла до стадии необратимости. и что-то еще можно поменять. А то, что нам Нобеля не дают — считаю политическими решениями. Наши ученые не слабее западных.

  56. Весьма адекватное описание текущего состояния в России. Почти полвека государство ориентирует свою экономику на доходы от продажи газа и нефти. При этом не вкладывая получаемые доходы в развитие науки и технологий. Одним из результатов такого отношения к развитию науки, является тот факт, что уже 112 лет государству не присуждают Нобелевские премии по медицине. Тогда как США за это время получили около 100 премий. За это же время Англия, Германия и Франция — вместе получили более 60 премий. История демонстрирует, к чему приводит подобное развитие экономики стран. Всем ясно и понятно, кто в России конкретно несёт ответственность за такую пагубную стратегию развития. Ясно и то, к чему в итоге это приведёт…

  57. Прекрасный человек )))
    У нас на Украине не все читают — но не все так печально ))
    Знаю много молодых людей которые читают ))
    Так что мы сами куем свое счастье !!))

  58. Обожаю этого гениального человека!
    За его ум,верное мышление.
    За то,что он был когда-то в моей жизни и я его всегда помню с любовью.

  59. ВЦИОМ как всегда врет и не покраснеет, более половины не читают ни чего из читающих ещё полвина только просматривает или листают яркие толстые журналы, типа Космополитен Бурда и так далее.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ