«Ежик в тумане» – один из тех мультфильмов, который можно не понять, но нужно посмотреть, ведь не просто так он признан лучшим в истории. О чем же хотели сказать его создатели, и какие тайные смыслы они спрятали в сюжете? Давайте поразмышляем над этими вопросами, но сначала разберемся, как мультфильм создавался.

Как снимали мультфильм «Ежик в тумане» 1975 года

Визуальный ряд «Ежика в тумане» далеко не так прост, как может показаться глазу обычного зрителя. В нем не использовалась уже набившая оскомину компьютерная графика – в мультике совмещены натурные съемки и нарисованные кадры.

Туман создавался с помощью обычной кальки, которую прикрепляли к стеклянной стенке специально построенного фона для эффекта мутности. Позади стенки размещали пленки с персонажами и по необходимости их отдаляли или приближали.

Как снимали мультфильм «Ежик в тумане»
Как снимали мультфильм «Ежик в тумане»

Исключением были мотыльки. Они снимались по-другому – очень мягко выставленный свет направлялся только на них, создавая эффект свечения, и когда свет отодвигался, мотыльки растворялись.

Главного героя составили, наложив друг на друга несколько пленок с нарисованными акварелью иголками, а так же глазами, узелком и лапами – все по отдельности, для возможности двигать ими под стеклом.

Каждый падающий в кадре листик был настоящим. Их нанизывали на проволоку за стебель и вращали перед камерой, делая покадровые снимки для создания объема.

Интересными были съемки отражения Филина в луже и момент, когда он опускает в воду лапу. Для этого использовалась настоящая вода в тазе. Сначала снимали каждое движение филина в отражении, а потом отдельно момент, где он плещет в воде лапой.

Особенности мультика «Ежик в тумане»

От других мультфильмов «Ежик в тумане» отличается наличием важных архетипов, каждый из которых отображен определенным символом. Трактовки этих символов и создают разные версии смысла мультика.

О том, что архетипы находятся в людях на уровне бессознательного, говорится еще в «Теории личности» психиатра Карла Густава Юнга. Режиссер Юрий Норштейн соотнес архетипы с персонажами мультфильма, действие которого представляет собой не менее традиционное «путешествие героя». Это классический сюжет в произведениях искусства – главный герой идет к своей цели, а по пути проходит испытания и взаимодействует с другими персонажами.

Проще говоря, создатели «Ежика в тумане» использовали в мультике все классические составляющие, что позволяет зрителю видеть в главном герое себя и понимать его мироощущение. В этом плане мультфильм сильно отходит от более простой и приземленной одноименной сказки Сергея Козлова, по которой он и снят.

Смысл мультфильма «Ежика в тумане»

Согласно одной из трактовок, персонаж Ежика переправляется из нашего мира в загробный – туда, где можно считать звезды вместе с Медвежонком. Это подчеркивает ярко выраженное движение почвы и ее округлая форма. Туман же создает сходство местности с космосом.

По этой же причине действие разворачивается осенью – в период, когда все живое умирает. Та же участь ждет и Ежика, которому необходимо узнать главную истину до попадания в Царство смерти. Серая сумеречная местность вместе с резкой и пугающей музыкой создает тревожное настроение мультфильма.

Истина же, или даже откровение, которое должен узнать главный герой, представлено лошадью, прячущейся где-то в тумане. Те несколько мгновений, в течение которых Ежик ее видел, он запомнил навсегда и вспоминал, даже когда добрался до Медвежонка. Важность и божественность откровения отображены белым свечением лошади.

Как снимали мультфильм «Ежик в тумане»
«Ежик в тумане», кадр из мультфильма

Но просто увидеть лошадь было недостаточно. Для закрепления познания главный герой должен подойти к дубу – древнему символу Жизни, который в мифологии часто стоит на границе земного, подземного и небесного миров. Ежик удивляется форме огромного дерева, способной поразить и зрителя. Такая разница в размерах героя и дуба отображает безбрежность познания.

Среди персонажей есть и проводники в мир мертвых – собака, нашедшая потерянный узелок, и говорящая рыба. Именно с их помощью Ежик попадает в реку и плывет по течению. Проведя параллель с античной мифологией, можно предположить, что это река Стикс, по которой путники попадают в Царство мертвых.

Есть и немного другое объяснение мультфильма, где Ежик отображает каждого из нас – простого обывателя, стремящегося найти смысл существования, проходящего испытания и сомневающегося перед каждым новым шагом. А в финале мультфильма герой попадает не в подземный мир, а в так называемый «хронотоп» – место, противоположное земному миру, где все привычные нам вещи меняют свои свойства. Намеки на это мы видим, например, в неадекватном поведении филина, который традиционно является символом мудрости, и в умении рыбы разговаривать.

Важность мультфильма «Ежик в тумане»

Многие известные люди, в том числе маститый мультипликатор Хаяо Миядзаки, до сих пор подчеркивают важность «Ежика в тумане» и называют его лучшим в истории. Ведь именно этому мультику удалось воплотить на экране самые потаенные глубины человеческого мировосприятия, включая то, что Юнг называл бессознательным.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

26 комментарии

  1. мультик воспринимается по-разному в зависимости от возраста, по себе знаю и люблю его с детства

  2. Смотрели с маленькой дочкой, больше всего импонируют переживания медвежонка, когда он бегает и зовёт и ищет ежика , боясь потерять его насовсем , и радость и волнение и переживание , когда он его находит и приговаривает про чай и самовар и варенье, как будто миг отодвинувшейся беды в этих переживаниях. Теперь дочка взрослая, но я изредка , по ситуации начинаю голосом медвежонка из мультика звать ёжика ….дочь смеётся.

  3. Пост -глубокая философия на мелком месте.

  4. Многое притянуто за уши….Экзистенциальная тематика имеется…..Но не такая мрачная.как в трактовке автора статьи…Смысловая полифония интересна….Философская проблематика цепляет….В целом это глубокое постижение человеческой души

  5. Автор явно не знает, что такое натурные съемки. В остальном статья — набор бородатых классических представлений Проппа, которым уже сто лет в обед. Автор просто слепил из них «типа что-то умное».

  6. Это одна из трактовок, для взрослых. Для детей будет другая. Козлов отлично прятал смысловые слои в один сюжет, для каждого читателя свой слой. И я не считаю его детским писателем. Вспомните сказку «Правда, мы будем всегда?» О реальности смерти и жизни.

  7. Сергей Козлов отнюдь не писал простые сказки для детей, что и создатели мультфильма прочувствовали. Вспомните «Черный Омут»:

    Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? — крикнул Волк.

    — А что мне тебя бояться? — говорит Заяц.— Я у Черного

    Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?

    и позже :

    «Волка серого не боюсь. Лисы красной — ни капельки. Филина мохноногого — и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются — страшно мне…»

    Пришел к Черном Омуту, спросил:

    — Почему, когда листья сыплются, страшно мне?

    — Это не листья сыплются — это время шуршит,— сказал Черный Омут,— а мы — слушаем. Всем страшно.»

  8. Есть и более простой и понятный психологический смысл: подлинная встреча с другим требует выхода из своего мирка и переживание тревоги, страхов потери своего «я» . Но в конце путешествия — радость совместности.

  9. Почему-то никто не вспомнил литературный первоисточник — замечательную сказку Сергея Козлова. Сказочник хорошо играл на нежных струнах детской души и прекрасно знал, что такое романтика и парадоксальность мышления ребёнка. Всё это есть и в фильме.

  10. Иногда пересматриваю ,,Ёжик в тумане» и всякий раз нахожу новые смыслы.Есть в нем что-то от фильмов Тарковского- парадоксальность и многозначительность при достаточно незамысловатом сюжете. Ёжик — воплощение нервной и рефлексирующей личности , ищущей и творческой, уравновешивает которого Медвежонок предназначение которого более прикладное, как то заварить чаю с можевеловыми ветками.Но итог всего — безграничная вселенная с ее звездами, справа от печной трубы бывшие Медвежонка, а с левой стороны, Ежика.Это ночное небо, мериады звёзд,огромный дуб, непостижимость лошади из тумана и непредсказуемость текущей реки.Каждое живое существо каждый миг является свидетелем чудесного явления- бытия!

  11. Не ищите смысл, это банально, прислушайтесь к ощущениям, эмоциям от увиденного …

  12. Я тоже согласна с Миядзаки Ежика еще никто не переплюнул. И смысл в нем глубокий иначе бы его не смотрели снова и снова.

  13. Сами себе написали, сами прочитали,сами прослезились и сами себя поздравили! А в остальном статья полная хрень!

  14. О чем им рассказываете? Это же те, кто митингуют в Хабаровске, примитивные, как 3 рубля.

  15. Очень внятно разобрно. «Стандартный» путь героя. Можно Юнга с самостью вспомнить. Можно Кэмпбелла. Можно Проппа. Короче, из мира обыденного в мир чудесный, от эго к бессознательному, из мира живых в мир мёртвых. И сила как раз в том, что каждый свое видит, просто потому, что произведение образуется от слияния авторского повествования и опыта чииателя/зрителя.

  16. Мультфильмы создаются для детей. Все написанное в статье детям еще не доступно. Дурацкий мультфильм.

  17. Прочитала знакомому психиатру, вместе пришли к выводу, что Земля плоская…

  18. Да, действительно, автор чет прям завернул лихо про загробную жизнь…ну да, мультфильм действительно с философским подтекстом, но, сколонна к версии Алексея, смысловая нагрузка адекватна жанру. Эдак ведь любой мультик можно под «Теорию Личности» подвести, тот же Винни Пух с друзьями…. что ни личность то прям пациент психиатрической клиники: у Винни Пуха булемия, сова-клиптоманка, про ослика Иа вообще молчу)

  19. Родион Творогин, мультик простой и ясный, не надо грузить его собственным сумрачным сознганием.

  20. И что вы так накинулись на автора статьи? Мультфильм, конечно не детский, и даже не для всех взрослых. В чем то его можно сравнить со «Сталкером» Тарковского. Снят ради идеи, и для идеи. Снято великолепно, озвучка — блестящая, ну а смысл пускай каждый поищет свой….

  21. Смотрел в детстве и подростковом возрасте — мимо. Пересмотрел сейчас, уверенно могу подтвердить: не для детей. Для детей есть много мультфильмов с внятным сюжетом и понятной моралью. Традиционно считается, что мультяшки — это для детей. Что же это? По форме мультик, а по содержанию? Сюжет позволяет выстраивать бесконечное количество ассоциативных рядов, т.е. разговор ни о чем. Примерно, как «Черный квадрат» Малевича. Искусство это или нет? — большой вопрос даже для поклонников его творчества. Выскажу мнение: что все же необходим некий баланс между идеей и формой ее выражения, который в этом мультике, на мой взгляд нарушен. Отсюда ощущение, что это пустышка, как и «Черный квадрат», чтобы там вокруг этого не говорили.

  22. Хорошее настроение- один смысл, плохое — другой, обкурился — третий, набухался -четвертый и тд

  23. Чушь это всё смысл этого мультика в дружбе, в том что нельзя бросать друзей в беде. Вот и всё.

  24. Ну не знаю. Когда я смотрела этот м/ф, у меня мысли о загробной жизни никоим образом не возникали. А смотрела я его уже не совсем дитятей. Мне думается, что такой смысл может придавать мультфильму не совсем здоровый человек.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя