НОВЫЕ ЛЮДИ И ОШИБКИ ПРОШЛОГО

Хочу, чтобы каждый из вас ответил на простой вопрос: «Чего вы больше всего желаете своим детям и внукам?»

Ответили? Наверняка абсолютное большинство желают мира, спокойствия, здоровья и блага.

А теперь, второй вопрос: «Что конкретно вы для этого сделали?» Ответили? …

***

«Если всё так пойдет и дальше, то Россия упадет на самое дно, нужно спасать людей и особенно детей!»

А где для России дно? И не на дне ли она уже? И сколько раз за свою историю она уже на нём побывала?

Мой год рождения 1982. В 89-м я пошла в первый класс. В 91-м мир перевернулся с ног на голову, а вслед за ним рухнул карточный домик бывшего союза. Вспомните, что было в школах, в больницах, в магазинах. Сельское хозяйство, система образования, здравоохранение — все в утиль, все в топку.

Оказавшись в таком положении, многие из нас сложили лапки, но не потому что ослабли, а потому что не получили поддержки от собственных родителей… Только недовольный рык и обвинения. И это в адрес собственных детей…

А те кто выжил, настолько уж они дебильны как многие говорят? Не получив от жизни толком ничего, мы всё равно пытаемся быть людьми и у многих это получается. И никто из нас не орет при каждом удобном случае, в поиске виноватых…

Потому что мы без лицемерия, и несмотря ни на что уважаем и любим своих родителей. Потому что мы добрее.

Возможно, именно сопровождающая нас безмерная злость и алчность заставила нас быть милосерднее… А наши дети стали еще добрее. А дети наших детей…

Так нужно ли нас спасать? Или есть более продуктивные методы взаимодействия старого и нового света? Разберем основные аспекты решения проблем.

Школа, нагрузка и интернет

Школа, в первую очередь, должна научить ребенка думать, приучить к правильной рефлексии. Даже тогда, когда о мировой сети и не мечтали, ни один учитель не мог состязаться в полноте информации с рядовой сельской библиотекой.

Школа учит работать с информацией: искать, обрабатывать, создавать новые смыслы. Всему этому учат педагоги, учителя. Причем чисто «сержантским» способом — так, как учат в армии или в цеху у станка: «Делай, как я!» Грамотным приемам работы с информацией ученик «заражается воздушно-капельным путем», от педагога, родителей, умной книги, авторитетного человека.

система воспитания в россии
фото: img.day.az

Это, если для него работать головой не в тягость. Но думать любят далеко не все. А тех, кто не хочет мыслить самостоятельно, грамотной рефлексии не научишь. Для таких ребят, будущих жертв манипуляторов-пропагандистов, основная опора в учебе — эмоции. (Кстати, очень заметно преобладание эмоций при обсуждении школьных проблем) Но серьезный анализ на эмоциях не выстроишь. И то, что школьниками манипулируют — уже давно не является тайной.

Ребенок в средней школе проводит 5-7 часов, т.е. 25-35 часов в неделю при пятидневке. Из них только 4 (!) часа физкультуры. Все остальное время ребенок сидит на пятой точке и внимает прописные истины. Далее 30 минут на «пожрать» и 3 часа на мучительное вгрызание на то, что не догрызли в классе!

А теперь представьте себе себя, взрослого. Вы отпахали положенный 8-ми часовой рабочий день, приходите домой… И — вуаля… Трудодень продолжается! Телевизор, стрелялки и газета на диване — фиг тебе, паши дальше. Весело? Наверное не очень.

Цель любого образовательного учреждения свести ущерб от перенагрузки детей к минимуму. Цель любого человека не сойти с ума от полученной информации.

В старших классах школы по-прежнему учат огромному количеству ненужных вещей. Ненужных и по объему, и по направлению.

Это давняя проблема, потому что система образования у нас не меняется вообще. Сменился строй, ушла эпоха, а школьная программа в основе своей осталась ровно такой же. И в ней куча ненужного. Сидя на бессмысленных (для себя) уроках, человек совершает сразу две большие потери.

система воспитания в россии

Во-первых, он теряет время. Чем раньше каждый школьник поймет, к чему он приспособлен в жизни, и начнет этому учиться, тем лучше и правильней. Банально, но чем раньше ты что-то начнешь, тем скорее ты чего-то достигнешь.

Во-вторых, отбивается желание. Это важнейший психологический момент. Так не бывает, что ты безмятежно и со спокойным видом отсиживаешь, например, химию или биологию, которые, как тебе кажется не нужны. В это время ты скучаешь, каждую секунду думаешь: «да на фиг мне вообще эта школа нужна, что я здесь делаю?»

С годами изучения ненужных предметов накапливается и приводит к тому, что вырабатывается негативное отношение к учебе в целом, ко всему процессу познания. Скучание и ничегонеделание на бессмысленных уроках не могут пройти просто так — они приводят к тому, что человек больше не любит учиться. А значит, не может по-настоящему получать знания.

Копирование, телефон и селфи

Да, это проблема! Причем, двигающаяся со скоростью 4G и выше.

Винить детей в происходящем не в коем случае нельзя. Впрочем, также как и накладывать всеобъемлющий запрет, который повлечет за собой лишь разжигание интереса. Почему? Приведу как минимум четыре причины:

  • Дети копирую нас

Взрослым всегда стыдно на улице за своих детей, которые повторяют то, что сами взрослые делают у себя дома.

Весь основной сор идет из семьи. Если у мамы на телефоне заставка from НЮселфи: а-ля морда уточкой, грудь персиком, а в башке чертики, то чего стоит ждать от потомков?..

система воспитания в россии

  • Дети не осознают масштаб последствий

Незнание законов не освобождает от ответственности.
Будь это употребление наркотических средств, насилие или «секстинг». О их правах и обязанностях им обязаны сообщать не в следственном комитете, а в школе и дома.

  • Ничто не происходит мгновенно

Ни одна дрянь не прилипает внезапно. На все необходимо время. И если родителям и воспитателям-педагогам пофиг, то процесс запускается сам по себе и со временем переходит в запущенную стадию. А могло бы все закончится иначе. Подчас помогает элементарная физиотерапия.

  • Дети — это дети

Многие сейчас это отрицают, но тем не менее, спорить с данным высказыванием достаточно глупо. За все содеянное ребенком, родитель несет 100% ответственность. И никак иначе.

Как-то так…

Здоровье, физкультура и спорт

Начну с более близкого мне, с воспитания физической культуры.

Первое — нет кадров. Заметьте, не нехватка, не плохие кадры, а их просто нет. Учителей физкультуры, инструкторов, специалистов высокого класса. Кто идет в физкультурники — никто. Ведут физру теже, что и 300 лет тому назад.

система воспитания в россии
Кадр из сериала «Физрук»

На данный момент мы имеем дореволюционный пед.состав с неизлечимой психикой. Посудите, сами: Елена Сергеевна — учитель русского языка, Ирина Васильевна — учитель истории, …, Пал Палыч — физрук!

Все молодые ребята, которые приходят в школу после Педа, вынуждены искать подработку. Они идут в фитнес и почувствовав разницу, в нем и остаются.

Второе — отсутствие практики обязательного повышения квалификации. Не знаю почему, но как-то не принято. Нормативы не пересматривались с 80х гг., слава Богу хоть гранату перестали бросать.

Третье — отсутствие залов. Такого понятия как физкультура по выбору в школах нет. И именно отсутствие залов и «некуда впихнуть в расписание» являются причиной. Во многих платных школах есть понятие: специализация. Т.е., помимо обязательных нормативов, школьник может выбрать интересное ему направление: плавание, футбол, борьба и т.д., и отработка часов идет именно в нем. В обычных СОШ этого нет. К сожалению.

Четвертое — и снова родители. Мы готовим детей к школе. Русский — математика — чтение. При поступлении в школу ребенок ДОЛЖЕН уметь читать и писать. Норма! А вот сколько раз ребенок должен отжаться и сколько метров пробежать никого не волнует. А ведь все это есть. Все ГОСТы по ОФП прописаны и хранятся без грифов «секретно».

«Ну, да. А что хорошего в том, что среди нас будут сплошные здоровые лбы?» — вся прелесть в том, что они будут «здоровые»!

Статистика детских хронических заболеваний шокирует. Гастрит, панкреатит, ожирение, сахарный диабет, дисфункция ЖКТ, вегетоневроз, повышенная возбуждённость, сердечно-сосудистая дистония… А что мы? Мы продолжаем ахать и охать, причитать, винить систему, винить школу, министерство, винить всех, кроме себя.

Штампование липовых справок от физкультуры — вот истинная родительская забота о здоровье ребенка современных родителей. Отсюда столь глобальная катастрофа сегодняшней реальности.

Жестокость, игры, внимание

Современный мир жесток! Или лучше так: современный мир жесток также как и несовременный. Никакой разницы в прошлой и современной агрессии нет. Поменялась лишь оболочка. Она стала ярче, хитрее, и с хорошим разрешением экрана.

Помните, уже вошедшую в обиход шутку про девочку, которая раздвигала стекло пальцами, чтобы получше рассмотреть птичку, сидевшую на дереве за окном. Смех сквозь слезы. Все было бы хорошо, если б не было так плохо.

система воспитания в россии
Фото: mobilegram.ru

Развивая в ребенке «двупальцевую моторику рук», вы забываете о главном: личностные качества и характер человека, а также жизненные цели и принципы формируются в самом раннем детстве. Девиз «я его слепила из того что было» здесь не уместен. Нельзя отворачиваться от ребенка в момент, когда он так в вас нуждается. Нельзя позволять прогрессу творить регресс. Нельзя желать своему чаду зла.

Чья вина? В первую очередь ваша. Ребенок явно не сам пошел в магазин за новеньким планшетом. Явно не сам закачал в него тысячу и одну игрушку. Не сам включил. Не сам разрешил. Поэтому отдавайте себе отчет в своих действиях. Не перегибайте палку.

Ну и конечно создателей. Для них большее число зависимых прямо пропорционально размеру прибыли от продукта. А сделать бизнес на детях — вообще святое!!! Горшки с планшетом, качалка с планшетом, кроватка с планшетом, защитные пленки от слюней…

Все во благо человечества, ибо чем оно тупее, тем им проще управлять. (Сразу перед глазами нарисовалась картинка: стадо овец пялятся в экраны и пытаются копытами расширить экран:) — все бы было хорошо, если б не было так плохо)

Сейчас как никогда очень важно дать ребенку возможность познавать мир. Видеть, слышать, ощущать.

Подумайте… Что для вас лучше: сидеть и рассматривать альбом с чужими фотографиями с отдыха на море или самому побывать в этом замечательном месте. Увидеть, услышать, ощутить… Уверена, что второе. Тогда почему вы ограничиваете развитие своего сына или дочки и предпочитаете «альбом» живому действию?!

Не ленитесь разговаривать. Не ленитесь слушать. Все дети страшные почемучки. Вопросов в их голове гораздо больше, чем ответов. Ни один планшет и ни одна программа не ответит на них лучше, чем родители.

система воспитания в россии

Сейчас так много всего для детей. Ботанические сады. Тематические музеи. Спортивные секции. Совместные посещения обучающих центров. Поездки зарубеж.

Огромное количество книг: очень красочные, фантастически красивые, безумно увлекательные. Пусть книга и не передает всей правды и красоты жизни. Зато она позволяет маленькому человеку мыслить.

Церковь и основы православия

Церковь (церковность) сейчас как никогда важна. Являясь одним из органов власти и запасным рычагом управления массой, она всегда (почти всегда!) являлась главнейшим институтом духовности.

система воспитания в россии

Церковь, вера и религия есть разные лучи одной звезды. Основы православия схожи с манерами этикета или основами семейной жизни, которые преподносить надо и именно в школе. Теология и религиозная философия — это науки. Их изучают в университетах. Так что мухи и котлеты существуют отдельно.

Как бы мы к ней не относились вчера, сегодня с ней снова нужно считаться.

Ибо без ее канонов и традиций, современное общество не сможет существовать во благо своим гражданам: безмятежно, рационально, духовно.

Протоиерей Андрей Ткачев: «Вопрос усвоения нашими детьми русской православной культуры — вопрос жизненно важный. Вопрос будущности русской цивилизации. Потому что голый патриотизм, утративший высшие духовные смыслы, слишком легко вырождается в нацизм… Невежество в вопросах собственной духовной идентичности, разрушает общество страшнее, чем «политические бомбы». Поэтому я и говорю сейчас о насилии, которое мы совершаем сами над собой и над своими детьми. Когда мы даем знания, но не даем образование, спрашиваем о фактах, но не объясняем их смысла».

©Анна Федулова

Читайте также:

ИСКАЖЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

ЦЕРКОВЬ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОБЩЕСТВО

КАК ЧЕРНЫЙ РЫНОК СПАСАЛ САМУЮ ЧИТАЮЩУЮ СТРАНУ В МИРЕ

Другие статьи

СССР – Империя зла или Великая страна?

29 лет назад, 25 декабря 1991 года в семь часов вечера Михаил Горбачев в прямом эфире Центрального телевидения заявил о прекращении своих полномочий в...

Лень, генная наследственность и «общество потребления»

Недавно, в одном из коротких диалогов с чертовски сексуальной знакомой, я задал вопрос: "Ты ходишь в фитнес зал?". Ответ меня немного удивил - "Я...

Марина Мнишек — царица на час

Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по...

Рихард Зорге – немец, погибший за Советскую Родину

Вокруг биографии известного разведчика Рихарда Зорге до сих пор сохраняется некий заговор молчания. Это произошло со многими советскими героями. Их словно вычеркнули из истории....

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.