«НАС ВСЕ БОЯТСЯ» И ДРУГИЕ ПЕРЕЖИТКИ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО

Идея написания данной статьи зрела в моей голове не один месяц. И вот, наконец-то, она как вызревший сыр, готовая к фасовке и оформленная в упаковку, льется в созвучные строчки.

Внимательный читатель наверняка заметил, что я редко пишу о прошлом, предпочитая ему настоящее и будущее. Все верно. Я не люблю вспоминать.

Ведь прошлое — это переход от одного состояния к другому, когда-то и оно было настоящим, а для кого-то и будущим. Жить одними лишь воспоминаниями — губительно. Человек застревает во «временных лабиринтах» и насильно не дает развиваться не себе, не другим.

Тем не менее, сегодня мы поговорим именно о прошлом, вернее о пережитках прошлого, которые как раз и мешают нам двигаться и расти дальше. Почему пережитки? Потому что ничто в мире не стоит на месте. И потому, что от бесполезных (не востребованных) вещей принято избавляться, освобождая место для новых, более актуальных и нужных на данный момент.

ПЕРЕЖИТОК ПЕРВЫЙ: «ВЫ» С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Можно ли при обращении к одному человеку писать «вы» или «ваш» с маленькой буквы?

Не можно, а нужно, так как обратное — это и есть самый настоящий пережиток.

Употребление местоимения «вы» вместо «ты» при обращении к одному лицу само по себе уже представляет непосредственное проявление уважительного отношения. На сегодня лишь в свободной прозе окончательное решение о написании «Вы/вы» (для подчеркивания этого уважительного отношения) принимает автор текста единолично.

Например, до сих пор, не считается ошибкой: «Уважаемый читатель, предлагаю Вам…», но не в коем случае не: «Уважаемые читатели, предлагаю Вам», при множественном обращении «вы» всегда пишется с маленькой буквы.

 

На практике же, при обращение к единице, даже в средствах массовой информации, местоимения «вы» и «ваш», например, в интервью, пишут всегда строчными буквами.

Существуют исключения, когда обращение обязывает ставить заглавную букву: например, при обращении к судье употребляется заглавная буква — «Ваша честь». Также с заглавной прописной буквы рекомендуется писать слова, употребляющиеся вместо слов Бог и Богородица. В церковно-религиозных текстах (молитвах, проповедях) с прописной буквы пишутся местоимения, заменяющие слова Бог, Божий: «да святится имя Твое», «да будет воля Твоя».

В остальных же случаях нет необходимости выделять «всех», тем более при обращении к множеству: «Уважаемые коллеги, внимательно просмотрите ваш график индивидуальный дежурств» — «ваш» с маленькой буквы.

Известный российский дизайнер, изобретатель, бизнесмен, блогер… Артемий Лебедев в своих «Трех правилах про вы» настоятельно рекомендует писать «вы» только с маленькой буквы:

«Совершенно невыносима рекламно-подобострастная манера писать «вы» с заглавной буквы. Вы — это множественное число, при обращении к одному человеку звучит уже достаточно почтительно (по сравнению с ты) и не требует дополнительных украшений.

В качестве особого исключения можно писать Вы при личном обращении к невероятно уважаемому человеку (у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три). В названии магазина «Все для Вас» и в рекламных словах «…потому что Вы можете себе это позволить» читается не уважение, а глупость. Не нужно бояться писать всегда и везде «вы» с маленькой буквы.»

 

ПЕРЕЖИТОК ВТОРОЙ: УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

Да-да, вы не ослышались. Учитель или преподаватель прав далеко не всегда. Говоря обратным языком: учитель может быть и не прав. С ним можно и нужно спорить, но лишь в случае, если ты уверен в своей правоте и тебе есть чем крыть карту. Простые пререкания и выпячивания собственного «я», к делу о правоте не относятся.

Сегодня информация меняется столь быстро, что порой не все учителя успевают отслеживать нововведения. Ученики же, напротив отсекают и отфильтровывают все и вся, намного быстрее и качественнее взрослых. Детям проще. Они более приспособленные к современному темпу. Нам сложнее: мы медлительны, упрямы и неповоротливы.

Учитель давно уже перестал быть «светочем» — единственным источником знаний. Он также больше не является примером для подражания, символом образования. Но это не так уж и плохо. Сегодня учитель — это связующий элемент, необходимый для того, чтобы сделать собственный шаг во взрослую жизнь. А это очень много.

На данный момент мы — родители и дети общаемся с учителем на равных, потому что сами учителя вынуждены постоянно учиться, догонять информационный поток и бежать вприпрыжку за лавиной изменений и нововведений. Для чего? Для того, чтобы быть актуальными, востребованными, интересными. Уметь использовать новые методики. Говорить с учениками на одном языке. Получать достойную оплату за свой труд.

Для того, чтобы быть теми, кем им предназначено сегодня быть: путеводителями, посредниками, проводниками в мир информации. Для того, чтобы реализовать цели, которые перед ними поставлены: научить учиться, научить искать, научить уважать себя и безошибочно делать выбор.

 

У всех ли это получается? Нет, не у всех. Многие, в силу различных причин, не могут перестроиться: не могут или не хотят победить свою гордыню, не желают затрачивать силы на «всякую ерунду». Раньше достаточно было закончить пед. институт и спокойненько, по распределению, лет на двадцать пять-тридцать осесть в одной школе. Сейчас все иначе: повышение квалификации, оценка уровня собственных знаний, ведение электронных дневников и журналов, жесткий отбор при приеме на работу: все это заставляет людей совершенствоваться и двигаться.

ПЕРЕЖИТОК ТРЕТИЙ: УЧИТЬ ИН. ЯЗ НЕ ПАТРИОТИЧНО

Думаю, уже ни для кого не секрет, что оптимальный возраст для погружения ребенка в ин.яз среду — 2-2,5 года, при условии, что вы сами не являетесь носителем того самого второго языка, т.е. не общаетесь в семье на двух и более языках одновременно. Как только ребенок заговорил на своем родном языке, он готов к дальнейшему общению и в принципе, ему все равно на каком именно языке будут с ним говорить. За полгода он научится не только понимать незнакомую раннее речь, но и осознанно и вдумчиво отвечать на нее.

Начинать учить язык в первом классе конечно же поздно. Но если родители сами не владеют иностранным, и не могут себе позволить (или не хотят) пригласить репетитора, то этот вариант вполне приемлем. В семь лет, человек еще способен слышать и слушать. Дальше все будет намного сложнее.

 

А что мы имеем? ​Россия заняла лишь 39-е место из 70 стран, вошедших в рейтинг владения английским языком, составленный компанией EF (Education First). Она оказалась между Эквадором и Мексикой, попав в группу с наиболее низким уровнем владения английским с индексом, равным 51,59. Из европейских стран сопоставимый результат продемонстрировала только Франция: она в рейтинге 37-я.

«Уровень владения английским языком у взрослого населения в России гораздо ниже среднего европейского уровня, при этом мужчины знают язык намного хуже женщин», — пишут авторы отчета EF.

Компетенция россиян в области английского неоднородна и по регионам страны. Лучше ситуация в Центральном регионе — там показатели находятся в диапазоне «умеренного» владения языком. Совсем низкие результаты на Севере и Дальнем Востоке. При этом, женщины знают английский несколько лучше: для них индекс равен 53,51 против 49,66 для мужчин.

С другими, менее востребованными в мире языками, дела обстоят еще хуже. Немецкий, французский, итальянский или испанский… В России их знают единицы.

Знание языков — это не требующий глубоких разъяснений, безусловный плюс: привилегия при трудоустройстве, лёгкость понимания и общения, отсутствие дискомфорта при выезде за пределы РФ. Бывали случаи, когда знание иностранного языка спасало человеку жизнь…

А вспомните советских учителей французкого или немецкого. Они всегда отличались от всего остального пед.состава: одеты с иголочки, улыбчивые, походка от бедра, расправленные плечи… Они явно чувствовали себя на голову выше среди своих коллег.

Почему же до сих пор от многих из нас можно услышать: «Знать язык врага своего не патриотично». А почему врага то, почему не друга? Что за 70 лет «смиренности и безмолвия» дружить совсем разучились?

Или — пресловутая байка Жириновского — «Не нужно учить английский. Изучайте автомат Калашникова и весь мир заговорит » по-русски…» — патриотично? Смешно, не более. Особенно с учетом того, что сам автор цитаты помимо турецкого языка, свободно владеет английским, французским и немецким.

Не могла также не вспомнить о Льве Николаевиче. Толстой в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковно-славянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки…

О пользе изучения английского можно и не говорить – сейчас это один из самых распространенных языков мира, на котором говорит вся Европа, Америка, Австралия, часть восточных стран. Интермедия, биофармацевтика и большинство компьютерных и бизнес программ рождаются именно в США. Больше половины всемирно известных фильмов и песен транслируется на английском языке. К тому же, английский стал безоговорочным языком Интернета. Уважающие себя компании если и запускают сайт на локальном языке, то впоследствии обязательно добавляют англоязычный интерфейс.

Патриотизм не измеряется количеством иностранных языков, которыми вы владеете… Этим измеряется ваша всесторонняя развитость и способность воспринимать информацию.

ПЕРЕЖИТОК ЧЕТВЕРТЫЙ: НАС ВСЕ БОЯТСЯ

Самый «популярный» пережиток прошлого. Мы действительно уверены, что нас все боятся. А вместе с тем, охотно верим, что если боятся, значит уважают. Как только русские входят в зал, все таятся, застенчиво прижимая уши. Может быть отчасти мы и правы. Только — это не страх, а скорее недоверие и непонимание нашего следующего хода. Из какого кармана и что именно вытащит русский не знает в мире никто.

Что касается «избранности» русского народа, то меня такие речи сильно настораживают. Все это больше напоминает слизывание американских штампов о безупречности и исключительности последних. Такое ложное представление часто чревато последствиями. Русский народ — великий народ, но нам всегда (впрочем как и другим) есть над чем работать. История России ни разу не говорила об исключительности русского народа перед другими. Нас не бояться должны, с нами дружить должны и сотрудничать. «И местами прислушиваться к голосу великого русского народа» — добавил бы уже упомянутый раннее Жириновский.

Большинство надуманных нами самими «врагов» в реальности не воспринимают нас всерьез, а некоторые о нас вовсе не думают. Откуда в нашем люде столько гонора — не понимаю. Ведь не всегда же так было. Наверное, Советы заложили максимально не верную профориентацию. Научили искренне радоваться запущенной ракете в космос и закрывать глаза на дыры в асфальте и лужи перед собственным подъездом…

Они смеются над нами, вводят санкции, «замораживают» наши счета, а мы продолжаем верить в то, что они нас боятся. Странно!

Не воевать с нами, не нападать на нас — это не страх… Это предосторожность, хитрость и дальновидность. Враги есть, но они, конечно же, нас не боятся!

ПЕРЕЖИТОК ПЯТЫЙ: МНЕ ВСЕ ОБЯЗАНЫ

Последний в моем списке, но не последний по значимости пережиток: «мне все обязаны.» Или «Я родился и мир обязан вращаться вокруг меня.»

Желание продолжать жить на всем готовом, а не добиваться всего самому — это основная проблема постсоветского человека. Теплый обед на столе, убранная мамой комната, уже выгуленная собака, собранный школьный рюкзак, оплаченный вуз, готовая квартира, доставшаяся от бабушки с дедушкой, одобрена и рекомендованная невеста… Как говорят: «Солдат спит — служба идет.»

Есть притча: когда человек вырастает, он должен купить три буханки хлеба: одну принести родителям, другую оставить себе и третью отдать своим детям. Это сермяжная правда, но в отношениях оно всегда так: есть период, когда тебе кто-то что-то дал наперед и когда в тебя вкладывают; затем наступает время, когда ты сам должен ответить на оказанное доверие, а есть те отношения, где уже ты должен дать что-то авансом.

В человеке все закладывается с детства. Пример родителей формирует базовые составляющие его личности. И все проблемы идут из глубины (с момента рождения), а не лежат на поверхности нынешнего возраста. Беседу об излечении и отлавливании собственных тараканчиков надо вести, начиная с самого раннего периода.

 

Также и в отношениях с государством: у нас есть устоявшаяся привычка: «Государство нам всем должно: образование должно быть бесплатным, так же как и здравоохранение, также как и проезд, телефон, телевизор… Государство должно обеспечить достойную молодость и старость — и это для многих априори.»

«Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!» — делится своим мнением о российском гос.долге Жорж Алферов.

Безусловно, в нашем конкретном государстве, когда мы уже больше века мечемся из одного переходного периода в другой и постоянно ждем, что вот-вот станет лучше, ждать стабильности достаточно глупо.

Но, неужели мы за 100 лет тестирования на прочность еще не поняли, что если хочешь жить лучше, расчитывать нужно только на себя: на свои силы, свой ум, свою смекалку и хитрость. Ждать у моря погоды — это не про нас. Мы должны стать умней и прагматичней. В то же время, нам необходимо научиться смотреть проще на многие вещи, в том числе и на самих себя.

Автор: Анна Федулова

Читайте также:

АНТИКРИЗИСНОЕ ЭССЕ

ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

«ЗАПРЕЩЕННЫЙ МАНДЕЛЬШТАМ» — ТАЙНЫ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Другие статьи

СССР – Империя зла или Великая страна?

29 лет назад, 25 декабря 1991 года в семь часов вечера Михаил Горбачев в прямом эфире Центрального телевидения заявил о прекращении своих полномочий в...

Лень, генная наследственность и «общество потребления»

Недавно, в одном из коротких диалогов с чертовски сексуальной знакомой, я задал вопрос: "Ты ходишь в фитнес зал?". Ответ меня немного удивил - "Я...

Марина Мнишек — царица на час

Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по...

Рихард Зорге – немец, погибший за Советскую Родину

Вокруг биографии известного разведчика Рихарда Зорге до сих пор сохраняется некий заговор молчания. Это произошло со многими советскими героями. Их словно вычеркнули из истории....

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.