Ещё при жизни Максимилиан Волошин стал легендой. В наши дни его жизнь приобрела оттенок мифа. Тем не менее, он прочно вошёл в русскую культуру. Ярчайшие следы он оставил в поэзии, прозе, живописи, искусстве перевода, философии и искусствоведении. Он осуществил светлую мечту всего Серебряного века – мечту о синтезе искусств.
А как он умел раздражать! Раздражать даже одним лишь своим внешним видом. В обывательской среде он был невыносим, ведь там всегда было принято «выглядеть или казаться, а не быть». Волошин же не выглядел, не модничал, не казался и не делал вид, он по-настоящему «был». Его своеобычная внешность и незаурядное поведение могли шокировать и злить, восхищать и манить. Он не пытался нравиться, а жил так, как хотел. Так, как чувствовал.
Тем же, кто не боится приблизиться к гению, нужно действовать постепенно. Одномоментно вместить в себя такую грандиозную фигуру не получится. Это сложный процесс и длится он годами. В рамках одной статьи можно только начать знакомство с человеком такого масштаба.
Но игра стоит свеч – прикосновение к гению преображает искателя и пробуждает его скрытые родовые силы.
В первом приближении перед нами предстаёт экзотический и чудаковатый сказочник. Его манеры кажутся нарочито театральными и игровыми, а внешность диковинной и маскарадной. Особенно это ощущается на фоне крымского пейзажа – бродячий поэт и сказитель, скиталец-рапсод гомеровских времен, мудрый старец с внешностью Зевса. Древний эллин из Киммерии.
Он мог часами говорить о Франции и Испании, Греции и Германии, о Гёте, Данте, Гомере и Софокле, о галактиках и звёздных скоплениях, о Шартрском соборе и его лабиринте. Он был знаком с европейскими художественными кругами. Интересовался астрономией, любил французскую литературу и немецкую философию. Великий скиталец и человек мира, он безмерно любил Россию и нашёл свой дом в Крыму. В маленьком прибрежном Коктебеле.
Интерес к искусству завладел Волошиным ещё в раннем детстве. Самообразование, глубокая тяга к творчеству, колоссальный интерес к живописи – так проходило становление Максимилиана Александровича.
Юношеское бунтарство (он был изгнан из Московского университета за неблагонадежность) сменилось тягой к путешествиям. С рюкзаком за спиной, пешком, он прошёл сначала Среднюю Азию, а потом и Европу. Италия, Греция, Германия, Франция, Испания были пройдены и осмыслены – так Волошин познавал мир.
Максимилиан Александрович обладал потрясающим обаянием и артистизмом, что очень помогало ему при вхождении в творческие круги Запада и в европейский исторический контекст. Волошин умел проникать в самую глубь явления и предмета. Видеть сокрытое в несокрытом.
Вернувшись из Европы Макс Волошин погрузился в пучину культурной жизни России. Первое десятилетие ХХ века он жил в бешеном ритме художника, поэта и искусствоведа. Он посещал собрания на «Башне» Вячеслава Иванова, придумал сногсшибательную аферу с Черубиной де Габриак и даже стрелялся на дуэли с Николаем Гумилевым.
После скандалов с критикой Репина, когда Волошина подвергли настоящей травле и лишили заработка, в 1913 году Макс уехал жить в Коктебель, в дом своего детства и плотно занялся живописью. Там его и застала революция.
Искатель правды, мыслитель и жизнелюб, он «посетил сей мир в его минуты роковые», но не стал укрываться от бурь и волнений. Когда произошёл тектонический сдвиг русской истории, он остался самим собой. Поэтом и художником.
В суровые времена гражданской войны, Волошин стоял над схваткой и всеми силами пытался примирить враждующие стороны. Для него было нестерпимо больно когда русские остервенело убивали русских, когда беспощадно уничтожались художественные ценности и древние артефакты. И он спасал красных от белых, а белых от красных, обивал пороги и хлопотал, прятал у себя дома гонимых, писал бесконечные письма.
«В те дни мой дом — слепой и запустелый —
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер —
Фанатики непримиримых вер —
Искали здесь под кровлею поэта
Убежища, защиты и совета.
Я ж делал всё, чтоб братьям помешать
Себя — губить, друг друга — истреблять,
И сам читал — в одном столбце с другими
В кровавых списках собственное имя.»
Максимилиан Волошин «Дом Поэта»
Венцом всего жизненного пути Макса Волошина стал созданный им в Коктебеле «Дом поэта» – уникальное явление всей мировой культуры, место паломничества творческой и научной элиты страны. Практически все известные и одаренные люди того времени посещали Волошина в Коктебеле. По словам очевидцев, в «Доме поэта» бывало около ста человек за сезон.
Увлеченный скиталец остановился и явил столь же глубокую увлеченность в оседлости. Теперь не он шёл в мир, а весь мир пришёл к нему.
Рядом с «Домом поэта» и сейчас можно увидеть созданный природой профиль Максимилиана Александровича на горе Карадаг. Нечто мистическое являет собой это образование. Нечто невозможное.
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Максимилиан Волошин «Коктебель»
Дом поэта напоминает корабль, готовый отправиться в морские дали, а мастерская художника – капитанский мостик. Стоя перед мольбертом, капитан смотрел на море, горы и звёзды. Всё мироздание являло себя чуткому взору великого русского гения Максимилиана Волошина.