Мария Федоровна была немецкой принцессой, поэтому страсть к порядку была у нее в крови. Вся ее жизнь была строго регламентирована, как говорили придворные «жить с ней было невозможно». Если ты опоздал к обеду хотя бы на минуту, двери столовой закрывались и тебя не пускали. Фрейлины сидеть без дела не должны, Мария Федоровна гоняла их, как ее супруг Павел Петрович своих солдат.

Невестка Александра Федоровна жаловалась, что если они с великим князем Николай Павловичем поехали без спросу в Царское село, то получали нагоняй. И, так во всем. При этом сама императрица была одаренным человеком, прекрасно рисовала, вышивала, гравировала, работала с полудрагоценными камнями. Все подарки членам своей семьи она делала самостоятельно. Обязательно вела книгу доходов и расходов в летних императорских резиденциях Павловске и Гатчине.

В 1777 великий князь Павел Петрович получил в дар от своей матушки Екатерины II охотничьи угодья на реке Славянке, где был основан Павловск. Через 6 лет великокняжеской чете государыня подарила бывшее имение своего фаворита графа Григория Орлова – Гатчину. Эти две загородные резиденции стали для Марии Федоровны местом, где она могла реализовать все свои идеи.

«Она, быть может самая трудолюбивая и занятая дама России», так отзывался от Марии Федоровне французский дипломат Шарль Массон.

Занятие благотворительностью императрица превратила в систему, создала целый ряд социальных учреждений, которые призваны были помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Русское слово благотворительность — легко расшифровать творить благо и добро.

Эта деятельность, направленная на поддержку обычных людей, своих подданных, стала для Марии Федоровны ведущей. При непосредственном участии императрицы в Российской империи было создано более 30 благотворительных учреждений. Ее благотворительную деятельность можно разделить на три направления: образование, социальное обеспечение и создание медицинских учреждений. Не в пример современным правителям России…

Началось все с формального назначения императрицы на должность по управлению Воспитательными домами в Москве и Петербурге. Как супруга императора Мария Федоровна могла бы ограничиться внешней стороной благотворительности – сборами средств на благотворительных балах, но не такова была немецкая принцесса. Она со всей своей природной энергией и дотошностью взялась за новое дело. На следующий день после своего назначения императрица пожертвовала на Воспитательные дома 15 тысяч рублей из своих собственных средств.

Что представляли собой Воспитательные дома в конце 18 века?

Начнем с того, что 18 век раскрепостил женщину, что естественным образом привело к появлению «незаконнорожденных младенцев». Большинство из них погибали. Поэтому в царствование Екатерины II решено было создать систему Воспитательных домов. Разработать идеологию и устройство оных, было поручено действительному статскому советнику Ивану Ивановичу Бецкому. Он сам был незаконнорожденным сыном князя Трубецкого, но получил хорошее образование и преуспел.

Разработанная Бецким программа для Воспитательных домов была направлена на воспитание «нового человека». Целью Воспитательных домов было создание в России третьего сословия, людей свободных, зарабатывающих собственным трудом. Идеи были утопическими, основывались на трудах французских Просветителей, которыми так увлекалась царствующая Екатерина II. Но реальность была такова, что большая часть младенцев, поступивших в Воспитательный дом, открывшийся в Москве в 1764 году, просто умирала. Штат служащих не справлялся с потоком поступающих детей. У Воспитательных домов не было государственного финансирования, они существовали на частные пожертвования.

Императрица Мария Федоровна была гораздо практичнее своих предшественников. Организаторские таланты её проявились здесь во всей красе.

Она обеспечила медицинский уход за младенцами, распорядилась чтобы грудных детей отсылали в деревню и раздавали в крестьянские семьи с оплатой женщинам — кормилицам.

Подрастающих воспитанников делили на разряды. В детях стали выявлять склонности и способности, наиболее одаренных обучали музыке или медицине, остальных приобщали к ремесленному труду. Срок обучения для мальчиков и девочек составлял 11 лет, после этого был год практики и 6 лет обязательной службы по полученным специальностям – домашние преподаватели, учителя музыки, медицинские работники.

Мария Федоровна, сама, будучи многодетной матерью, разрешала мамам, отдавшим детей в Воспитательные дома, навещать их. Кроме того на счет каждого воспитанника клали в сохранную кассу определенную денежную сумму, которою он после выслуги получал на руки с процентами.

К 1826 году успехи образовательной деятельности в Воспитательных домах был таковы, что курс их приравнивался к гимназии и воспитанники могли поступать в университет. Что единицы из них и делали, а это был прямой путь к получению дворянства.

Добрые дела начинаются со случайности.

Так, Мария Федоровна, встретив в Павловском парке глухонемого мальчика, решила что-то сделать для него. Это привело ее к мысли о создании в Павловске «опытного» училища для глухонемых детей. Целью училища было воспитать и обучить детей с врожденной или приобретенной патологией слуха. Как это делать в России не знали, поэтому из Польши был приглашен ксёндз Сигизмунд, специалист по этому вопросу.

Сама Мария Федоровна вела переписку с директором Парижского института глухих аббатом Сикаром, а его ученик был выписан для работы в России.

Интересно, что в Павловске существует «Павловская школа-интернат № 1» для глухонемых.

Ее нельзя назвать преемницей института, но традиции по обучению детей живы именно в месте своего появления.

В 1807 году в Гатчине было открыто первое в России учебное заведение для слепых детей. Императрица с большим вниманием следила за воспитанниками этих двух учебных заведении и жертвовала большие суммы на их содержание. К этому времени она была вдовой и делала эти богоугодные дела в память о трагически погибшем муже императоре Павле I. Таким образом, Мария Федоровна стала родоначальницей коррекционной педагогики в России.

Забота о простых людях была для императрицы первостепенной задачей. Загородные летние императорские резиденции, получившие статус городов Павловск, а особенно Гатчина были образцовыми для всей России. 27 лет своего вдовства Мария Федоровна делила время своего пребывания между ними. В Гатчине она сделала бесплатными для бедных людей услуги городского госпиталя, так же им безвозмездно отпускали лекарства в аптеках. Повсеместно стали прививать оспу.

В 1803 году в Гатчине открылся Сельский Воспитательный дом на 700 младенцев, на который Мария Федоровна пожертвовала 54 тысячи рублей – огромную по тем временам сумму. Позднее в 30-е годы 19 века он был преобразован в Сиротский институт для воспитания сыновей военных обер-офицеров и гражданских чиновников, оставшихся без родителей. В этом институте во второй половине 19 века преподавал выдающийся российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Сиротский институт в Гатчине
Сиротский институт в Гатчине

В стенах Гатчинского сиротского института Ушинский обнаружил архив одного из бывших инспекторов, с большим количеством книг, по прочтении которых педагог стал публиковать статьи и стал основоположником научной педагогики.

Мария Федоровна считала, что девочкам образование необходимо, так же как и мальчикам. Она навела порядок в первом высшем закрытом учебном заведении для девочек из дворянских семей – Смольном институте. При ней воспитанницы не были оторваны от реальной жизни, как во времена Екатерины II.

Известен исторический анекдот, в котором воспитанница института была уверена, что булки растут на деревьях. При Марии Федоровне девушки воспитывались «добрыми, образованными и практичными матерями семейств».

Императрицей было основано в Петербурге училище для девочек из небогатых дворянских семей. Это был Екатерининский институт для благородных девиц. Чуть позже подобный институт был основан и в Москве. В нем было создано мещанское отделение для девиц недворянского происхождения. Подобные женские училища стали открываться по всей стране в Харькове, Полтаве, Симбирске. Целью этих заведений было дать девушкам реальную профессию, которой они могли бы зарабатывать себе на жизнь. Чаще всего это была профессия домашних учительниц и гувернанток. Таким образом, Мария Федоровна стала основоположницей и женского образования в России.

Императрица привлекала к делам благотворительности своих невесток и дочерей. Хорошей традицией на весь 19 век стало покровительство женской половины семьи Романовых богоугодным заведениям. После смерти императрицы все благотворительные заведения были объединены в единое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, получившее название Ведомство учреждений Марии Федоровны.

В середине 19 века в ведении его было 365 учебных и благотворительных заведений. Ведомство Марии Федоровны просуществовало до 4 марта 1917 года. Оно было упразднено и передано Министерству народного просвещения.

(1759-1828) София Доротея Августа Луиза Вюртемберская. В браке с Павлом I состояла 25 лет, 21 год при живой свекрови Екатерине II. В браке родилось 10 детей, 4 мальчика и 6 девочек. 4 детей умерли при жизни Марии Федоровны. Два российских императора была её сыновьями – Александр I и Николай I . Всего у неё было 26 внуков.

Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина.
Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина.
Императрица Мария Федоровна. Д. Доу. 1828 г.
Императрица Мария Федоровна. Д. Доу. 1828 г.
Доу, Джордж. 1781-1829 Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре
Доу, Джордж. 1781-1829 / Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя