дети 21 века
Фото: www.huffingtonpost.com

В настоящее время, лишь люди далекие от тем, связанных с детьми, могут утверждать, что современные дети «безмозглые» и «тупые». Причем весьма необоснованно, просто чтобы побурчать и самоутвердиться.

Конечно же нет. Все как раз наоборот: в кои-то веки ученик превзошел учителя.

По своему интеллектуальному потенциалу, дети XXI века впереди своих предшественников не на шаг и даже не на два. Между нами огромная пропасть. Уровень усвоения и объемы получаемой информации для многих из нас (динозавров) не мыслимы. Мы не успеваем за ними, не можем идти с детьми в одном ритме, поэтому злимся — искусственно принижаем и «опускаем» своих же отпрысков. Все просто — не можешь победить врага — унизь его перед окружающими.

Данная проблема особенно характерна для современной школы, в которой педагогический состав зачастую существует и не меняется со времен самого основания, а дети — ученики — каждый год новые, и каждый новый поток на голову выше предыдущего.

Также на лицо страх оказаться ненужными. Если раньше учитель являлся практически уникальным и единичным источником знаний, сейчас это далеко не так. Доступность и массовость поступающей информации отодвигает значимость школы на второй план, заставляя их быть не источниками, а посредниками (путеводителями), что многим из педагогов конечно же не по нраву.

Несоответствия в интеллектуальном уровне развития поколений и есть основной корень проблемы.

На втором месте — не желание учителей менять ритм и методики преподавания, потому что «их так учили и точка». И потому что их устаревший диск памяти не может обновить программу безболезненно. Нет, безусловно, «динозавры» пытаются что-то изменить, но скорость их реакции ничтожна мала, по сравнению с современной детской восприимчивостью и отдачей.

Возьмите любую сферу сегодняшней человеческой деятельности: будь то информатика, литература, химия, биология, математика — любой ребенок вас обставит в два счета.

настольные игры

Мои дети тоже часто выдают интеллектуальные «перлы», которым остается только позавидовать. Например, непринужденная фраза старшего сына (ему сейчас 6 лет), сказанная так, между прочим: «Новый хвост у ящерицы всегда отличается от старого. Это связано с тем, что на регенерацию клеток оказывается сильное мутогенное действие экосреды…» Очень хочется спросить у моей мамы, могла ли я такое сказать или хотя бы просто повторить (!) в его возрасте.

А вы говорите дебилизация…

Возможность «в легкую» осваивать иностранные языки, умение пользоваться математическими навыками, способность запоминать стихи и тексты: все поражает, все восхищает. Но как и у любой монеты в данной истории есть своя обратная сторона. За свой «высокоскоростной» интеллект наши дети платят не малую цену.

обиженный ребенокСовременные гении отличаются особо легкой возбудимостью, некоторой агрессивностью, эмоциональностью, испытывают острую потребностью в получении информации и нуждаются в регулярных интервалах отдыха (перезагрузках). Они более настойчивы, решительны, с нежеланием выполнять бессмысленные действия. Большинство детей уже с самого маленького возраста имеют высокую самооценку, не терпят насилия, не спешат выполнять приказы и указания взрослых, воспринимая их как ущемление прав, о которых они конечно же в курсе. Т.е., сегодняшние дети — это почти сознательные люди: мама и папа в миниатюре. А взрослые, как известно, очень подвержены стрессу.

Наталья Дерман, старший воспитатель ДОУ #1734 в Москве (дошкольное образовательное учреждение), в своем докладе на тему «О некоторых современных исследованиях детей 21 века», приводит следующее высказывание: «Сегодня много пишут и говорят о современных детях, об их уникальных способностях, о том что они пришли в этот мир, чтобы изменить его, сделать добрее и лучше. В то же время быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, гиперактивных, с нарушением эмоционально волевой сферы. При всём при этом, основная проблема исследования особенностей развития современных детей заключается в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отображают объективного уровня развития детей».

Действительно, многие задания, которые раньше использовались для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста легко выполняют дети двух-трех лет. Сегодня ребенок в два с половиной — три года может увлеченно и быстро собирать пазлы из двенадцати элементов. Более того даже младенцы обгоняют своих предшественников: фиксированный взгляд с рождения, раннее удержание головы, хорошая физическая развитость, набор веса.

Почему? Все просто. В отличие от детей прошлого века у детей нынешних с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивным путем возникают в правом полушарии мозга. Вышеупомянутая острая потребность в получении информации заставляет их искать новые возможности ее удовлетворения. Если они не получают необходимой порции информационной энергии, то начинают проявлять недовольство и агрессию.

Последние исследования показали, что уровень интеллекта у сегодняшних младших школьников составляет 130 IQ, а не 100 как это было раньше.

Почти у всех современных детей объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной памяти выше, что позволяет им воспринимать и перерабатывать большее количество информации за весьма короткий промежуток времени. Эта способность дана им для того, чтобы в веке высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке.

В том же докладе Натальи Дерман приведен такой пример: «В ходе проведения занятий по речевому развитию детей, было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.

Например, трехлетний ребенок без особых усилий может выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя сразу несколько признаков предметов, но скорее всего не сможет объяснить почему он так сделал.

Если это комплексное задание упростить, разбив на элементы, он может с ним и не справиться. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.»

На вопрос родителей современных детей «почему их дети часто становятся капризными и агрессивными» можно с уверенностью ответить, что дело именно в повышенной потребности ребенка к восприятию информации. Недаром, почти все дети любят смотреть телевизор, в котором их особенно привлекает реклама, отличающаяся динамичностью и сжатостью. На этом же принципе построены все компьютерные игры, приложения и прочие приманки для детей.

«Динамичность, яркость, информация и сжатость. Усвоить максимум за короткий срок» — вот лозунг будущих человеков XXI века.

умные дети

Каков выход из сложившейся ситуации?

На мой взгляд он очевиден. Первично изменилось само общество, следовательно должны измениться и методики подачи внутренней информации.

Сейчас ребенок уверенно выступает не «младшим» по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и в совместной деятельности. От данного пункта никак нельзя отмахиваться. «Каждый сверчок — знай свой шесток» оставьте, пожалуйста, в веке минувшем.

Ведь только при условиях равноправия, у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. А значит, нам с вами уже сейчас под силу создать общество успешных и уверенных в себе людей. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Вполне очевидно, что особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они сильно отличаются от своих сверстников из прошлого века и требуют современного, модернизированного подхода в воспитании и образовании. Родители и педагоги должны как никто другой реагировать на столь значимые изменения.

Автор: Анна Федулова.


РЕКОМЕНДУЕМ:

ПОЧЕМУ МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ В РОССИИ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ РАЗДЕЛЬНО?

12 КОРОТКИХ ДУШЕВНЫХ ИСТОРИЙ О СЕМЬЕ

МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ — БУДУЩЕЕ РОССИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Добрый день, Лариса. Поскольку все ваши комментарии сводятся к одному, то отвечу на них одним комментарием.
    Ваши тексты лишь доказывают мою (хотя правильнее говорить нашу, так как сторонников абсолютное большинство) правоту. Вы, к сожалению, не можете видеть очевидного.
    Я работаю с детьми, причем вне стен школы, места ограничивающего детей по всем параметрам. Я вижу детей в их естественной среде: открытыми, красноречивыми, активными. У меня есть свои дети, которым я даю достаточную свободу и выбор. Все именно так, как описано в моих текстах. Дети очень развиты, раскрепощенны, рассудительны. Им не надо объяснять все по три раза. Скорость усвоения масштабна.
    Я не буду с вами спорить или переубеждать, это не моя стихия. Проблема так или иначе решится. Ведь время не стоит на месте. Смена поколений и уставов в обществе сделают свое дело. Хотим мы этого или нет.
    В 1909 году, т.е. всего сто лет назад человек впервые перелетел через Ла-Манш, а сейчас. И ведь никто не верил, все отмахивались, ссылаясь на невозможность!
    Жизнь идет, люди меняются, а проблема поколений была есть и остается. И конечно же — это проблема отцов, и никак не детей…
    Дети всегда были, есть и будут светилами, потому что они будущее, а мы прошлое.
    П.С.: единственное о чем я вас попрошу: не принимайте свой негативный опыт за априори. Во времена СССР дураков было не меньше, чем сейчас, может даже и больше. Просто сейчас на них делают акцент, в дань моде на «советское, оно же лучшее». Не стоит! Люди всё равно на стороне правды. А правда в глазах и ушах.
    И не верьте психологам. Их мнение субъективно. Они же лечат, а не созерцают. Их работа не из легких. Отсюда и жизненные примеры.
    Всего хорошего и спасибо, что нас читаете!

  2. Забавно. все ваши статьи, которые прочитала, вызвали одну и ту же эмоцию— вы выдаете желаемое за действительное. Видимо, искренни и честно. а насчет детей- гениев устала читать. я их не вижу. Победителей олимпиад, много — и что? Не могут сформулировать ни одной мысли. говорить с ними почти невозможно. Страдают. Недавно одни такой кинулся под поезд. Вроде как все у него было хорошо, только вот жить больше не хотел. почему-то. Это прогресс? Или параноидальное сужение до одного-единственного канала поступления и обработки информации, которое всегда убийственно. «Широк человек, обузить бы надо»

    Но это иллюзии. Учиться приходится не только тогда, когда это очень интересно, но еще и когда очень нужно — а интерес в перспективе. Облегчить этот путь можно, и по мере сил пытаются многие — но до конца невозможно. и думаю и нельзя — воля это ценность и она должна быть. Нет других способов, как через усилие. Вы же говорите об этом как о деле уже решенном, само собой разумеющемся, как чихнуть. А это неправда Вводите в заблуждение. Это иллюзия, причем, довольно таки злокозненна для тех, кто не дай бог, поверит. Примерно как лозунги в 90 — рынок все расставит на свои места. Расставил? Люди правильно выберут. не надо бояться их выбора — и как, выбрали?
    А расплачиваться, как всегда — предоставляется тем, у кого намного меньше, чем у моквичей (или вы из Питера?) возможностей не попасть под колеса подобных «мелких недоработок и ошибочек» .Название которым — безответственность и неумение видеть всю картину.

    Я не сомневаюсь, что вас поколебать в вашем заблуждении нельзя. Пишу не для вас, может, поможет другим задуматься самостоятельно.

  3. А вот еще говорят, что инопланетяне людей забирают… Какая тема! Осветить не хотите? Спекуляций на тему современных умнеющих детей читала много — но эта вне конкуренции. Собрать в кучку все давным -давно известные банальности — и на этом написать длиннющую псевдонаучную статью для скучающих домохозяек ( потому что, боюсь, что старушки, менее умные, чем их внуки (ну, в рамках вашей теории), но зато, имеющие советское образование в этот почетный круг не войдут) Шаркаю ножкой, прикладываюсь к руке.
    1. Давным-давно известно, что все дети и во все времена отличаются от своих родителей способом усвоения информации (иногда даже знаний, но это только тогда, когда кардинально облегчается способ ее подачи, типа арабских цифирек, позволивших легко и быстро считать до того на это неспособных, что на ум никак не влияло.
    2. Ссылаться на ай кью в приличных кругах сегодня немножко множкокак-то неприлично— вы не считаете? Как известно «ай кью измеряет только способ сдачи ай кью и больше ничего». Мнение умных дядей со степенями и нобелевскими премиями во многих книжках высказано, не буду унижать вас названиями и именами.
    3.Успешность функционаирония в обществе человека зависит от умственных способностей весьма опосредовано. А вот кое-какие другие ценности в том числе эмпатия, эмоциональность , ну и (стыдно вслух произносить) доброта там, порядочность, воля характер — весьма заметно.
    Что доказывает вполне рядовое ( в рамках служебных обязанностей) психолога А. А. калашниковой из Новосибирского ДОУ (подобных тьмы и тьмы и тьмы, так что номер приводить не буду, я же статью не пишу) говорит о чрезвычайно низком уровне развития современных дошкольников, едва-едва достигающих нижнюю часть нормы (все тесты делятся на уровни, так вот речь идет о самом последнем уровне нормы). И в частности в тесте на проявление эмоций, когда детей просят показать любовь, к примеру — современные дети в большинстве показывают любовь, сжав кулаки и оскалившись. Это не шутка. Причем, дети из вполне и очень обеспеченных семей, садик престижный. Ну и такие мелочи, как то, что к моменту поступления в школу большинство детей совсем не умеет классифицировать по группам и сходству. Если это демонстрирует большой недетский ум, то…
    4. Любое обучение имеет смысл только по горизонтали, иерархия немедленно приводит к зубрежке. Если об этом как о новом слове в обучении говорит вроде как специалист —вообще-то это еще с Конфуция известно — умываю руки. А так же, тушу свет, кидаю гранату и прыгаю в окоп, зажимаю уши, потому что страшно.
    5. И если можно говорить, как о достоинстве об неумении формулировать свои впечатления и мысли словесно — то, да, мы далеко ушли и о родителей, и от прошлого, и от ума, и того, что таковым все тысячелетия люди считали. Но вообще-то пока визуальный язык не создан ( а он не создан) , радоваться такому счастью я бы не торопилась. А то вдруг говорить окончательно разучим, а на другом визуальном языке за неимением такового — так говорить и не научимся. Как будет передавать знания? как собаки? все понимаю, ничего сказать не могу?
    Ну и просто интересно. Если мы учим детей разным языкам и говорим, что это хорошо и расширяет рамки человека и его мышление — с чего вдруг «така больша» радость от того, что язык нового поколения сокращается до визуального ряда? Как минимум надо бы знать два — а не пытаться приспособить все человеческие достижения (а язык это таки очень большое достижение человечества, уж смиритесь) к обычному для детства образному и визуальному мышлению.

  4. Лариса, вам просто не повезло с учениками. Хотя, может быть и наоборот. В нормальном смысле. Они не для вас — вы не для них. Попробуйте перейти на двоичный код и не требуйте от детей того, что умеете сами. Ваше дело доносить информацию. Их дело — ее принять. А уж как это будет выглядеть — придумывать вам.
    Учеников, смотрящий учителю в рот больше не будет. Теперь внимание к себе нужно заслужить.

  5. Впечатление, что автор искренне и честно выдает желаемое за случившееся. Ну, или живет где-то в другом месте, а не там где я, в маленьком заштатном провинциальном Новосибирске :)).

    Поразительно, насколько все, что написано не совпадет с тем, что вижу. Преподаю, между делом, эйдетическую память, веду курсы для детей и взрослых. Причем, с перерывами занимаюсь этим с 1997 года. вижу разницу — чудовищная! Занятия в этом году с детьми и подростками от 9 до 12 лет превратились в очень неприятные — что было прямо противоположно тому, что испытывала до этого, обучая. Нет воображения, вообще не работает фантазия — и это у детей! Идеи по придумыванию сюжетов и образов на слова и цифры — примитивны и похожи. В ноль —умение сосредотачивать внимание. Неумение проработать хотя бы двухходовые логические связи тоже присутствует в полном объеме. Да, конечно — есть и другие. а как же! Почему бы и нет? Их других на занятия — дети, которые мало или почти не ходят на дополнительные занятия — рисования, спорта, английского и т.д. и т.п. У них — все лучше. Поразили 2 мальчика и семьи священника. И своей памятью тоже. Но больше поразила девочка подросток из семьи программистов. Полным неумение выразить свою мысль и передать ее вменяемо. В речи— сплошные агринуться,(от азри, озлобиться), битвинуться и — ну не знаю как сказать…, тут вот так они делают 0завис на пару минут) — и т.д.
    Подруга психолог рассказывает об элитарном детсадике, где все дети ого-го кого и которыми ого-го как— что они (большинство) — не проходят тесты на эмоциональное развитие, причем по заниженным (последняя треть нормы) критериям. Знаете, как они показывают такое чувство как любовь? Поднимают локти, сжимают кулаки и оскаливаются в улыбке. И это не преувеличение и не шутка.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ