В 1859 году был издан роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», ставший мировой классикой. Эта книга – удивительно точное описание основных черт русского народа. Никто ни до, ни после не смог создать ничего подобного. Как же «Обломов» помогает разобраться в глубине загадочной русской души?

Что такое «обломовщина» по мнению Н.А. Добролюбова

Александр Добролюбов поэт
Александр Михайлович Добролюбов

Обломовщина – термин, который не имеет синонимов и точной трактовки. Это даже не определение, а целая философская концепция. После выхода романа многие критики и писатели выпустили статьи, где изложили свой взгляд на обломовщину. Самая известная из них, «Что такое обломовщина?», принадлежит перу Николая Александровича Добролюбова – одного из популярнейших русских публицистов XIX века. Именно он считается отцом-основателем серьезной критики. В своих статьях Николай Александрович не просто высказывал мнение о литературных произведениях, а размышлял о заложенных в них смыслах и о пользе, которую они несут читателям.

Анализ романа «Обломов» не стал исключением – Добролюбов проделал впечатляющую работу, полностью разложив тему по полочкам.

По мнению Николая Александровича, обломовщина – это типичный образ жизни русского человека, включающий в себя рутину, апатию, лень и бесцельное существование.

Размышляя о жизненном укладе Ильи Ильича Обломова, Добролюбов пришел к выводу, что он почти не отличается от типичных представителей общества 19 века. Мировоззрение и убеждения главного героя Гончаров сделал аллюзией на основную массу русского дворянства, оказавшихся дезориентированными в связи с кризисом крепостничества. А подобный кризис мог привести к полной гибели нравственной системы России.

Обломов и «обломовщина»

Русская «обломовщина» - благословение или проклятие?
Обломов иллюстрации к роману

Продолжая размышлять над Обломовым, Добролюбов называет его придуманным термином «лишний человек», который впоследствии станет популярным и будет использоваться для характеристики подобных персонажей в русской литературе XIX века, таких как Печорин, Ставрогин и Онегин. «Лишних людей» не беспокоит собственное благополучие. Обломов готов даже разрушить свою личность и карьеру, только бы не прекращать бездействие – настолько он к нему привык. Но бездействие это не беспричинно – Илья Ильич ленив, но не глуп, и считает, что лучше не совершать никаких поступков, чем совершать плохие.

Обломов видит мир вокруг и понимает, что не желает подобно большинству людей лгать, сплетничать, вечно искать выгоду и жить лишь ради удовольствий. И его осуждаемая этими же людьми лень является своеобразным протестом, восстанием против окружающего мира.

В глубине души он осознает, что и безделье – не выход из ситуации, но не может ничего с собой поделать, отчего страдает. В конце концов, Обломов, разочаровавшись невозможностью прервать порочный круг, погибает во всех смыслах слова. С самого начала романа он был обречен, как и старый уклад общества, частью которого Илья Ильич себя ощущал.

Андрей Штольц – антипод Обломова

Русская «обломовщина» - благословение или проклятие?
Обломов и Штольц иллюстрация к роману

Андрей Иванович Штольц сильно отличается от своего лучшего друга – он ведет динамичный образ жизни, считает труд главной мировой движущей силой и всегда пребывает в бодром расположении духа. Но этими, казалось бы, положительными качествами, автор показывает человека, находящегося в другой крайности.

Излишнее трудолюбие и рациональность мышления не дает Штольцу понять суть любви и других прекрасных чувств. Причиной этого служит воспитание, которому в книге уделено достаточно внимания – нам известно, что отец не думал о чувственном развитии чада, воспитывая в нем лишь трудолюбие и рвение к работе.

Тот факт, что отец Андрея Ивановича был немцем и соответствующе его воспитывал, показывает, что черты Штольца не характерны русскому человеку. Обломов же рос в совершенно другой атмосфере, где приучали получать блага за чужой счет, пресекали любознательность и подавали пример апатичного поведения.

Штольцу вместе с еще одним активным персонажем, Ольгой Ильинской, подобное поведение Ильи Ильича не нравилось, но все их попытки пробудить в Обломове активность оказались тщетными.

Наблюдая друг за другом, два школьных товарища видят, насколько разными их сделало воспитание, и, возможно, в глубине души жалеют о своей судьбе.

В письмах друзьям Гончаров неоднократно говорил, что и Обломов, и Штольц это две стороны его собственной личности – отстраненная мечтательность и рационально мыслящая карьерная жилка.

Является ли обломовщина проклятием русского народа? Согласно мнению автора, тому, с какой нежностью он описывает мысли и переживания Обломова – нет. Гончаров, признавая недостатки нашего менталитета, считает его гораздо лучше западного и прагматичного, «штольцевского».

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here