Есть крылатое выражение «Его Бог поцеловал!» об одаренных талантом людях. Но что сказать о человеке, у которого было множество ярко выраженных талантов?

Василий Дмитриевич Поленов – это редкий пример, когда человек профессионально проявил себя в разных направлениях: он художник-новатор, педагог, военный корреспондент, архитектор, фанат археологии, коллекционер, устроивший первый русский народный музей и сам водивший там экскурсии.

Говорить о каждом направлении, в котором Поленов себя проявил, можно достаточно много. Но сегодня мы поговорим о становлении Поленова как художника, его ‘интимных’ пейзажах, и его самом главном достижении – Евангельском цикле картин.

Становление художника

Талант в рисовании Василию Дмитриевичу достался от матери, Марии Алексеевны Поленовой, замечательной художницы, которая писала детские рассказы и иллюстрации к ним, а также портреты своих детей:

М.Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой
М.Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой.
Василий Поленов в детстве
М.Поленова. Портрет Дмитрия Поленова с сыновьями. По центру, во втором ряду — Василий Поленов.

Уже с 6 лет маленький Поленов был твердо уверен, что станет художником.

В 19-летем возрасте он поступил в Петербургский университет и параллельно в Академию художеств.

Ему удалось окончить университет с дипломом кандидата прав и получить золотую медаль в Академии за картину «Воскрешение дочери царя Иаира», которая давала право на поездку за границу за счет Академии на 6 лет.

В.Д. Поленов: "Воскрешение дочери царя Иаира", 1871 г, Русский музей.
В.Д. Поленов: «Воскрешение дочери царя Иаира», 1871 г, Русский музей.

Для художников того времени это было как еще одно образование, в рамках которого они могли самолично изучать зарубежные культуру и искусство.

В общей сложности Поленов путешествует в Европе 3 года вместо положенных 6 лет. Он изучает живопись великих мастеров, чьи работы оказывают свое влияние:

например, под воздействием живописи Мариано Фортуни он создает «Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон», за которую получает звание Академика.

Поленов: "Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон" 1875 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Д. Поленов — «Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон», 1875 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Во Франции его так впечатляют импрессионисты, что он пишет в одном из своих писем «приходится в Париже учиться заново», — вскоре появляется картина «Блудный сын».

В.Д. Поленов: "Блудный сын", 1874 г.
В.Д. Поленов — «Блудный сын», 1874 г.

После того, как увидел работы Уильяма Тернера, появляется его «Итальянский пейзаж с крестьянами».

Василий Дмитриевич Поленов – Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874
В. Д. Поленов — «Итальянский пейзаж с крестьянином», 1874 г.

И так могло бы продолжаться еще 3 года, если бы в 1874 году Илья Репин, близкий друг Поленова, который тоже находился в аналогичной пенсионерской поездке по Европе, не позвал художника с собой в Нормандию (север Франции). Там Поленов проживет несколько месяцев и найдет себя в первом важном направлении своей живописи.

Интимный пейзаж и любимая картина москвичей

В Нормандии в небольшом городе у моря Вёль он пишет пейзажи с милыми чертами, со своим уютным образом. Для зрителя в работах «нового» Поленова создается ощущение, как будто он находится один на один с ландшафтом, изображенным на картинах.

Он пишет в Hормандии «Рыбацкую лодку», «В парке. Местечко Вёль», «Мельницу в Вёле. Нормандия», «Белую лошадь. Нормандия» и другие пейзажи.

В.Д. Поленов - "Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия", 1874 г, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Д. Поленов — «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», 1874 г, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Д.Поленов - "В парке. Местечко Вель", 1878 г
В.Д.Поленов — «В парке. Местечко Вель», 1878 г

В последствии этот стиль назовут интимным пейзажем. Сам же Поленов, найдя свой стиль, понимает, что закончил свою миссию в Европе, и возвращается в Россию.

«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон… » (из писем В.Д. Поленова).

Правда, сразу после приезда на родину художник отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт, откуда высылает фронтовые зарисовки в штаб. И только спустя еще два года Василий Дмитриевич возвращается в Россию и селится недалеко от Арбата. Здесь совершенно случайно в процессе поиска квартиры он находит вдохновение для создания известной картины «Московский дворик»:

"Московский дворик"
В.Д. Поленов — «Московский дворик», 1878 г, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его…» (из писем В.Д.Поленова).

С «Московским двориком» Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Но так как нарисовал он ее как бы невзначай, смущался картины, которая стала самой знаменитой из всех его пейзажей.

Эту работу покупает Третьяков сразу же после выставки. А друг художника, Савва Иванович Мамонтов, говорит ему: «Базиль, это будет самая любимая картина москвичей!».

Интересная деталь в «Московском дворике» – белое здание слева. Известен факт, что с другой стороны этого же здания Поленов пишет еще одну свою известную картину «Бабушкин сад», где сгорбленная бабушка идет под руку с молодой девушкой в модном платье.

В.Д.Поленов - "Бабушкин сад", 1878 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Д.Поленов — «Бабушкин сад», 1878 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дом на заднем плане выглядит старым, как и бабушка, на контрасте с девушкой. Искусствоведы говорят о том, что в этой картине заложена философская идея о преемственности поколений.

Картина также участвовала и произвела фурор на выставке Передвижников.

Евангельский цикл

Пейзажная живопись сделала Поленова одним из любимых российских художников, но самым главным своим достижением он считал цикл картин «Из жизни Христа». Думал он над циклом с тех пор, как увидел, будучи молодым, картину А.А. Иванова «Явление Христа народу». Поленов был глубоко поражен человеческим образом Христа на этой картине. Именно она вдохновила его и Репина, участвовавших в конкурсе Академии, о чем мы писали в начале статьи, на изображение Иисуса Христа по образу человека (как сказано в Библии).

Работу над Евангельским циклом Поленов начинает после трагического события. В марте 1881 года умирает Вера — его сестра-близнец. Перед смертью художник обещал сестре начать работу над серией картин по сюжетам из Евангелия.

В этот момент художнику было 37 лет и началась новая глава в его жизни. Он начинает готовиться к написанию картины ‘Кто из вас без греха?, которая вошла в историю русского искусства как «Христос и грешница».

В.Д. Поленов, «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888
В.Д. Поленов, «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1887 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Художник два раза путешествовал «по следам Иисуса Христа», а точнее по местам, которые описаны в Библии, чтобы создать свой знаменитый цикл. После первого путешествия летом 1885 года Поленов делает угольный рисунок в огромном размере будущего полотна «Христос и грешница» (325 × 611 см).

В.Д. Поленов, угольный эскиз "Христос и грешница", усадьба Поленово
В.Д. Поленов, угольный эскиз «Христос и грешница», усадьба Поленово

Данный сюжет он писал не один раз. Около 150 эскизов и всевозможных вариантов, этюдов. И в 1887 году на 15 выставке Передвижников была представлена его работа. Картина вызвала негодование и сомнения со стороны цензурного комитета выставки, так как образ Христа мало говорил о божественном, даже сложно найти Иисуса невооруженным глазом. Но неожиданно для всех картина понравилась царской семье и ее купил Александр III. На вырученные деньги художник построил свою усадьбу-музей в Тульской области с названием Поленово. В усадьбе сегодня хранится первый угольный эскиз к картине.

Любопытный факт:

Масштаб картины «Христос и грешница» должен был соответствовать эпическому сюжету, а холста таких огромных размеров в России не выпускалось. Тогда художник обратился к импорту, раздобыв нужного размера холст в солнечной Италии.

Евангельский цикл занял несколько десятков лет в жизни художника: от зарождения идеи с момента, как он увидел впервые картину Иванова, и до 1909 года, когда главный проект его жизни был представлен перед публикой.

Всего итоговый цикл включал 72 картины. Первая выставка прошла в Санкт-Петербурге, после чего последовало много сообщений в прессе: Поленова хвалили, ругали, восхищались, думали… А продавцы красок в московских лавках удивленно улыбались — почти каждый второй покупатель наивно требовал поленовских красок:

«Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».

Василий Дмитриевич Поленов
Василий Дмитриевич Поленов 1844 — 1927

Статьи по теме:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

4 комментарии

  1. Статья не только познавательная , но и глубокая. Посещение выставки Поленова в Третьяковке вызвало больше эмоций, так как художник стал мне ближе.

  2. Какая целостная статья. Очень Вдохновляет. Ничего не упущено. Спасибо автору!

  3. Очень интересно и познавательно. Сама подача материала заставляет не просто смотреть картины, но и задуматься о состоянии художника, когда тот их писал. Благодарю за информацию.

  4. Добрый день!
    Спасибо Ольга за интересную статью о Поленове В.Д.
    Коротко, доступно , интересно, при этом обширно охвачено творчество художника.
    Ждe Ваших публикаций.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя