Каждый из нас время от времени задается вопросом — где провести отпуск, какую страну выбрать для очередного путешествия? Само слово «путешествие» очень сильно ассоциируется с заграницей, но только не с Россией. Мы думаем о путешествиях по миру, по планете, о путешествиях на Марс, но только не о России…

Так сформировано наше мышление. В советское время люди думали иначе — отечественные туристы не знали заграничных курортов, стран. Все маршруты были одинаковыми и никто особо не жаловался — путешествуй в пределах огромного СССР…

Правильно ли это было и кому от этих внутренних ограничений было лучше — путешественнику или государству? — эти вопросы были актуальны для того времени. Государство предоставляло доступный дешевый отдых, и отечественные курорты и санатории были всегда полны…

К примеру мой дед — учитель, объездил пол «союза», обожал Кавказские горы — он был везде, где только успел побывать и все его путешествия были в пределах огромной страны. С 1991 года заядлый путешественник больше никуда не смог полететь… Думаю сейчас, он бы с грустью предпочел путешествиям по России заграницу. Дешевле.

Сегодня предел учительских мечтаний — это отдых в Египте или в Турции, ведь это доступней отечественных курортов. К тому же у нас — у русских есть одна особенность — отдыхая в Сочи или в Крыму мы чертовски устаем друг от друга, и потому, выбирая у туроператоров заграничный отель обязательно поинтересуемся много ли там «наших»…

Так отчего же большинство россиян стремятся увидеть мир, не желая присмотреться к красотам своей страны? Почему с 1991 года отечественный туризм все никак не может окрепнуть и предложить внутреннему потребителю что-то заманчивое и доступное. Сама возможность отдохнуть дешевле, чем в Египте для тех же учителей(которые не бизнесмены) и шахтеров, для врачей и представителей других профессий, зарплаты которых мягко говоря ничтожно малы — эта возможность была бы приятным сюрпризом…

Но сегодня с внутренним туризмом России все как-то грустно. Вместо дешевых и доступных билетов — курортные сборы, которые вот-вот вступят в силу. Вот выдержка из отечественного СМИ:

Screenshot_4

Итак, государство пошло по пути развития внутренней туристической отрасли за счет очередного сбора средств с населения. И вместо того, чтобы попытаться проложить маршруты за пределы раскрученного «Золотого Кольца», вместо того, чтобы поддержать внутренний туризм государство, как будто намеренно отдаляет отечественного потребителя от бескрайних просторов нашей Родины.

Сегодня на гос. уровне развиваются самые популярные направления, такие как — Сочи, Крым, Краснодар. Другими направлениями более активно занимаются профессиональные фотографы, путешественники и блогеры. Именно они предлагают отправиться в путешествие по России, в те места, которые Ростуризм еще даже не начинал развивать и популяризировать. Так например, у блогеров популярны следующие направления: Якутия, Камчатка, Магадан, Алтай, Новосибирск, Териберка, Иркутск… В то время как Ростуризм только планирует активно продвигать путешествия на Байкал.

О чем это все говорит? — О том, что в России очень слабо развиты специализированные виды туризма — духовный, экстремальный, экотуризм, фототуризм, этнический, гастрономический, кинотуризм… Почему Министерство сельского хозяйства не развивает агротуризм? Почему агротуризм процветает в Италии, Израиле, Австралии и других странах, где уставшим от мегаполисов путешественникам предлагают на неделю стать фермером, рыбаком или пчеловодом… Идей много. А если нет своих идей — нет ничего постыдного «слизать» (перенять опыт) у тех стран, которые в этом преуспели, и внедрять в тех регионах, где это будет востребовано.

Основные проблемы развития внутреннего туризма в России:

1. Слабое развитие провинциального туризма

Мы живем в эпоху, когда уставшие жители мегаполисов ищут для отдыха медвежьи углы. Деревянный домик с садиком, банькой и местом для мангала для них гораздо привлекательнее пафосного отеля с конференц-залом, лифтами и джакузи в номере. Но живописнейшие российские городки и деревни совершенно не готовы к приему гостей. Между тем даже из самого обычного села можно, приложив усилия, сделать привлекательный для путешественников объект.

Пример тому — село Вятское в Ярославской области, которое называют «лабораторией туризма».

veatskoe
Ярославское село Вятское признано самым красивым в стране …

Один местный бизнесмен при поддержке районной и сельской администрации создал здесь за последние годы несколько интересных музеев. Среди них — Музей вятского торгующего крестьянина, музей «Русская банька по-черному», Музей русских забав, интерактивный музей «Нумера купцов братьев Урловых», интерактивная экскурсия «Час в богатом сельском доме» и «Музей ангелов» с множеством игрушечных и рисованных экспонатов, появившийся благодаря тому, что в начале XIX века один из местных крестьян ремонтировал ангела на шпиле Петропавловской крепости. В результате Вятское вошло уже почти во все путеводители по Золотому кольцу.

2. Плохие дороги или отсутствие таковых

Наглядная иллюстрация этой проблемы — туристические буклеты с рекламой провинциальных домов отдыха, коттеджей, гостевых изб. В рубрике «Как к нам добраться» обычно пишут следующее: «Проехать десять километров по щебенке, переехать деревянный мост, оставить машину и 500 метров идти пешком». Из-за этого интереснейшие туристические объекты иногда оказываются вне зоны доступа.

3. Дорогие и плохие гостиницы

Наши отели делятся на две категории — либо старые советские приюты «эконом-класса», как стыдливо пишут в путеводителях, либо что-то новое или отремонтированное, но по ценам от ста долларов за ночь. В последнее время появились так называемые гостевые дома, то есть обычные избы или коттеджи, принадлежащие частным лицам. Но все эти заведения с уютными названиями вроде «У бабы Нюры» или «Изба мельника» тоже недешевы, да и найти их можно лишь в самых раскрученных туристических городах.

4. Неудачное брендирование

Реклама даже известных туристических объектов на редкость однообразна: «Такой-то город — жемчужина Золотого кольца (Подмосковья, Сибири, Дальнего Востока)». Попытки изменить подобное положение вещей уже предпринимаются. Пример тому — проект «Сказочная карта России», давший точную прописку большинству фольклорных героев. Кощея Бессмертного поселили в деревне Старица Тверской области, Алешу Поповича — в Ростове, Колобку для жительства подыскали Ульяновск.

При этом надо понимать, что для иностранцев и россиян брендирование должно быть совершенно разным.

Гостей с Запада бессмысленно завлекать в Ульяновск Колобком или в Самару тем фактом, что именно там родилась песня «Ах, Самара, городок». Им гораздо интереснее, что Ульяновск — место, где родился Ленин, а в Самаре сохранился бункер Сталина.

5. Безграмотный пиар

Большинство иностранцев из российских достопримечательностей знают лишь Москву, Санкт-Петербург и Байкал. Джошен Чех, один из участников форума, исполнительный директор туристической компании Go East Reisen, специализирующейся на Восточной Европе, с удивлением отмечал, что мало кто едет в нашу страну ради знакомства с ее потрясающей, иногда почти нетронутой природой. «Россия не занимается своим пиар-продвижением», — печально заметил он.

Впрочем, еще печальнее другое: наши соотечественники знают о своей стране немногим больше.

Каждому ли из нас известно о существовании пещерных монастырей под Воронежем, Хмелиты — изумительной барочной усадьбы семейства Грибоедовых под Вязьмой, острова Соляного с древними солеварнями в Ярославской области.

Необходимо грамотно заниматься пропагандой, в частности, делать удобные интернет-сайты и выпускать путеводители.

hmelita
Усадьба Грибоедовых, Фото: keytown.me

6. Отсутствие реальной государственной поддержки

Как показывает международный опыт, наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные программы его поддержки на государственном уровне.

В России же сложился некий порочный круг. Власти не слишком заботятся о развитии отрасли, так как туристов мало (по словам председателя совета директоров «Корпорации развития “Золотое кольцо”» Петра Шуры,

«в развитых странах внутренний туризм составляет 10–12% от ВВП, а в России этот показатель находится на уровне 1–2%»).

Туристы же не интересуются российскими маршрутами, так как никто не обращает внимания на их нужды, не занимается инфраструктурой. Рассчитывать на малый бизнес в данном случае смысла нет:

строительство дорог, крупных отелей — это задачи, с которыми может справиться только государство в союзе с крупными частными инвесторами.

7. Дорого, или «все дороги снова ведут в Рим»

Самая важная причина ужасного развития внутреннего туризма.

Причем здесь Рим, спросите вы. Объясню: допустим вы загорелись отправиться в путешествие по России и выясняется, что вашей заветной детской мечтой было побывать в селе Оймякон (Якутия) — самая холодная точка планеты, которая по счастливому стечению обстоятельств находится на территории РФ. Здорово как. И вот вы начинаете «забивать» в поиске браузера — «Москва — Якутия, билеты», и вот тут как раз и выясняется, что «все дороги снова ведут в Рим». Смотрите скриншот:

ceni- v eakutiyu

Можно трижды слетать в Рим или один раз в село Оймякон. Но чего только не сделаешь ради мечты, ты раскошелишься и полетишь. А что если ты мечтатель, так еще и по профессии учитель (не бизнесмен-учитель), — прощай мечты, депрессия, расстроенная психика, крики на учеников (психологи рекомендуют не держать в себе, а попытаться выплеснуть злость и обиду…) …

А если еще серьезней. Нам досталась самая огромная территория на планете, но мы ее абсолютно не знаем. Можно винить государство, не развивающее внутренний туризм и не контролирующее цены на авиабилеты по стране, что в результате уничтожает саму мысль о путешествии по России. Ведь это так удобно, так же как и ему (гос-ву) вводить так называемый курортный налог на это же самое внутреннее развитие туризма по стране… Замкнутый круг.

P.S.

Кстати о Якутии. В непростое политическое время, когда россияне вынуждены отказать себе в удовольствии отдыхать в Турции и Египте, предприимчивые якутские видеоблогеры сняли классный ролик, при просмотре которого мысль о дороговизне авиабилетов исчезает:

Фото к статье: Алексей Бордуков

Рекомендуем также:

«Куда приводят мечты» — 15 фантастически красивых пейзажей России

Алтай — волшебный видеоролик

Марсианские пейзажи зимнего Байкала — классное видео

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. к скану билетов:потому что расстояние до Рима ближе чем до Якутии,а курортные сборы это безобразие,это лишнее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here