Проблемы экологического характера еще с начала XX века начали волновать прогрессивных людей: ученых, деятелей науки и арт-индустрии, философов, активистов.

В конце 60-70-х годов в современном искусстве появляется жанр эко-арт. Основная цель этого направления – привлечение внимания к проблеме сохранения и восстановления основ экологической системы на планете, и ее ресурсов разными методами, в том числе и через информирование людей по средствам визуального восприятия, призывая к действиям. Это направление демонстрирует хрупкую взаимосвязь между человеком и окружающим его миром, природой.

Одними из первых работ эко-арта можно считать «Grass Mound» Герберта Байера, скульптуры Энди Голдсуорти, «Grass Grows» Ханса Хааке перфоманс «Public Lunch with the Animals» художника Бонни Шерка, проект «7000 oaks» Йозефа Бойса, который поставил себе цель – высадить 7000 дубов, по одному в каждом городе протяженностью от Германии до России. При реализации задуманного он размещал рядом с саженцем фрагмент базальта – подчеркивал важность возрождения естественной флоры Земли руками человека. Еще одним важным моментом его акции было вовлечение местных жителей в процесс – Бойс призывал их последовать своему примеру, и тем самым озеленить собственный город.

Сегодня направление эко-арта популярно как никогда. В XXI веке человек столкнулся с такими проблемами как: глобальное потепление и, как следствие, таяние ледников, огромные свалки на всех материках, в том числе и в Мировом океане, исчезновение многих видов животных и птиц, лесов и растительности, ухудшение качества воздуха и воды, и другими. И многие люди искусства стремятся найти решения экологического кризиса, выход из сложившейся катастрофической ситуации.

С помощью творчества они учат человека уважать окружающую экосистему, бережно относиться ко всему, что дала природа, привлекают внимание общества к проблеме истощения ресурсов планеты, а также высказывают инициативы по ее решению.

NATALIA KAPCHUK
NATALIA KAPCHUK

NATALIA KAPCHUK

Наталья Капчук – современный художник, амбассадор Monaco Better World Forum (MBWF), филантроп, арт-амбассадор Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании. Ее новая серия работ «The Lost Planet» создана в жанре эко-арт и посвящена темам глобального потепления, изменения климата и красоте природы.

Russian Wildfires, 2019
Russian Wildfires, 2019

 

Hidden Power, 2019
Hidden Power, 2019
The Planet made of Gold, 2019.
The Planet made of Gold, 2019.
Virgin rocks, 2019
Virgin rocks, 2019
Antarctica, 2019
Antarctica, 2019
The Last Breath, 2019
The Last Breath, 2019

– Наталья, что послужило причиной создания серии работ «The Lost Planet»? Что Вас вдохновило?

Сегодня сложно встретить человека, который не знал бы о проблемах экологии. Кто-то слышал об этом поверхностно, что тают ледники, исчезают популяции животных и птиц, ежегодно горит лес, пластик заполняет нашу планету. Но многие люди, в том числе и я, не равнодушны к тому, что происходит. Мы видим реальное положение дел и понимаем, что дальше так нельзя.

Человека, в его бесконечном потреблении природных ресурсов и их уничтожении, необходимо остановить. Этот посыл и нашел главное отражение в моей серии работ «The Lost Planet». В рамках проекта я иллюстрирую разные континенты Земли, их первозданность, красоту и уникальность, в то же время я затрагиваю проблемы наиболее характерные для каждого из мест, о которых повествую в своем произведении. Например, в работе «The Last Breath» мой месседж обращен к дождевым лесам Амазонии в Южной Америке, какую огромную территорию они занимают, и насколько они важны для планеты. Эти тропические леса подверглись и массовой вырубке, и лесным пожарам, а ведь они в значительной степени насыщают Землю кислородом, выделяются обширным биологическим разнообразием видов животных и растений, птиц и рыб, и человек просто обязан их беречь.

В работе «Russian Wildfires» я поднимаю тему лесных пожаров. Мы все помним, как в этом году горела Сибирь, сколько миллионов гектаров леса было уничтожено. Это огромная экологическая трагедия. Я изображаю силуэт России на золотистом металлическом фоне с зеленым вкраплением, и выполнен он из коры пород деревьев Сибири. В некоторых произведениях ключевым материалом является мусор (обертки от шоколада, пакеты, резиновая обувь, надувные круги и мячи, пластиковые бутылки и многие другие предметы, бывшие в обиходе у человека и безнадежно забытые в мировом океане), привезенные мною с побережья Средиземного моря, туда его часто выкидывает волнами.

Через свои арт-объекты я пытаюсь донести до зрителя всю губительность сложившейся ситуации на нашей планете. А ведь каждый из нас может повлиять на нее, стоит только начать с себя.

Задайтесь, например, вопросом – сколько пластика вы потребляете ежедневно, и попытайтесь просто представить количество. Так может пришло время сократить эту мнимую потребность? Вместо пластиковой тары можно использовать стеклянную или керамическую, продукты приобретать в бумажном пакете, а не в полиэтиленовом, в общем, выбирать многоразовые или перерабатываемые материалы.

kapchukart
kapchukart — instagram художницы

– Откройте секрет – как рождаются эти произведения? С какими сложностями Вы сталкивайтесь при их создании?

С одной стороны, каждая работа из серии «The Lost Planet» – самостоятельное законченное произведение, а с другой, они все объединены общим смыслом, это единый проект. На создание каждого арт-объекта я затрачиваю столько времени, сколько необходимо для полного воплощения заложенной мною идеи. Изначально она рождается из месседжа, который я планирую донести до зрителя, затем я подготавливаю необходимые материалы, изучаю их свойства, взаимодействие между собой, и только потом приступаю к поэтапной работе.

Мои работы выполнены из натуральных материалов (дерево, мох, камни, природные кристаллы, сухие цветы) и индустриальных (стекло, металлы, полимеры, резина). Сочетать их между собой иногда действительно сложно.

Например, в работе «Hidden Power» я использую в качестве основного элемента вулканический песок, который я привезла с подножия вулкана Стромболи в Италии, а как основу – деревянное полотно. И сразу возникает вопрос: как закрепить один материал на другом. Чтобы это сделать, я использую материал resi-crete – наношу на изображаемый объект особые полимеры из двух составляющих, ими же затем покрываю всю работу в целом. Эта техника также позволяет делать мои произведения долговечными, ведь натуральные материалы могут разрушиться со временем, поменять цвет.

Еще одним важным моментом остается работа с инкрустированием. Я часто изучаю свойства материалов, перед тем как задействовать. Например, при использовании стекла в работе «Antarctica» я экспериментировала с крошкой, добиваясь нужной фактуры слоя.

– Когда серия работ «The Lost Planet» будет завершена, какие планы у Вас относительно данного проекта?

Изначально «The Lost Planet» я предполагала представить широкой публике на персональной выставке, ведь моя миссия – привлечь внимание людей к экологическим проблемам, заставить их задуматься и побудить к действиям. Через несколько месяцев я планирую закончить всю серию и выставить экспозицию в Лондоне, весной в Москве, а потом в Нью-Йорке.

Кстати, некоторые из работ уже были представлены: «Lost in blue» и «Antarctica» – в августе на выставке «Consciousness» в рамках арт-фестиваля Anima Mundi в Венеции во время биеннале современного искусства; «The Last Breath» и «Russian Wildfires» – в октябре на групповой выставке London Contemporary. Я получила большое количество откликов от неравнодушных к проблемам экологии людей, а также предложения по сотрудничеству от благотворительных фондов и организаций.

– Вы часто рассказываете в авторском видеопроете «Kapchuk Art Diary» на канале YouTube о современных художниках и их работах, освещая значимые в мире искусства события. Среди всего этого многообразия есть ли авторы чьи работы вы особенно выделяете, чье творчество Вас вдохновляет?

Проект «Kapchuk Art Diary» был создан для того, чтобы каждый человек имел возможность видеть произведения современных авторов, иметь представление о крупных арт-ярмарках, биеннале, фестивалях, мог следить за тенденциями в мире современного искусства, узнать мнение экспертов в этой области (кураторов, галеристов).

Осенью я осталась под впечатлением от посещения «Cosmoscow 2019» – интересные проекты, запоминающиеся работы. У меня остались хорошие впечатления от работы итальянского автора Микеланджело Пистолетто (галерея Giorgio Persano) под названием «Смартфон». С помощью специальной техники нанесения на больших зеркалах автор изобразил людей, разговаривающих по мобильному телефону, и они настолько кажутся реалистичными, что зритель не сразу понимает – эти люди не посетители ярмарки.

Интересна «тотальная микроспектива» творческой группы «МишМаш», состоящая из скульптурных предметов, «спрятанных» в разных частях пространства Гостиного двора. Очень много было в этом году невероятно ярких произведений.

Если рассматривать современных эко-художников, я знакома с творчеством Олафура Элиассона, который использует в своих работах элементы природы, такие как вода, свет, создает из них инсталляции в виде пара, тумана.

Необычными мне кажутся работы американского художника и фотографа Криса Джордана. В своих арт-объектах он ориентируется на предметы, которые несомненно станут мусором (банки из-под газировки, пластиковые стаканы, пачки из-под сигарет и другие) и голую статистику в фотографиях, демонстрируя ее наглядно, как, например, в работе «Пластиковые стаканчики» – креативный подход, невозможно не оценить.

Из российских авторов – Алексей Мартинс. В 2018 году на «Cosmoscow» мне запомнилась его работа «Черный лес» и «Черное небо» – большая паблик-арт-инсталляция из двух частей на тему трансформации окружающей среды. В ней художник как будто задумывается над тем, как преобразовывается пространство, если происходят экологические изменения.

Нам, представителям искусства, вообще свойственно экспериментировать. Например, я, до серии «The Lost Planet», создавала произведения в технике mixed media, совмещая абстрактную живопись с элементами коллажа. Эти работы выставлялись и имели успех у зрителя. Но в какой-то момент я осознала, что через свое творчество должна привлекать внимание людей действительно к чему-то важному для всех, без исключения. Так появился проект на экологическую тему.

Думаю, серия «The Lost Planet» сможет донести до зрителя всю глубину моего замысла и побудить сделать свой собственный вклад в спасение планеты.

Blue tiger, 2016
Blue tiger, 2016
Buddha face, 2016
Buddha face, 2016
Golden Black, 2019
Golden Black, 2019

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя