История первого советского «Оскара» затерялась на фоне трагедий и подвигов Великой Отечественной войны. Но она определенно заслуживает того, чтобы быть рассказанной.
Предыстория
В 1943 году «Оскар» был юн – премия вручалась всего в пятнадцатый раз. О ней не было так широко известно в мире, поскольку телевизионные трансляции вручения наград начались лишь в пятидесятых годах. Вторая мировая война была в разгаре, и внимание общественности было направлено на сводки с фронтов.
Все это объясняет отсутствие энтузиазма в Советском Союзе из-за вручения «Оскара» фильму «Разгром немецких войск под Москвой».
Документальное произведение снималось в 1941-1942 гг.
Производство фильма было инициативой самого Сталина: генеральный секретарь ЦК считал, что советские войска смогут нанести фашистам разгромное поражение под Москвой.
В тот период войны советская армия терпела одно поражение за другим. Военные оказались не готовы к масштабной войне с противником, который во много раз превосходил их в техническом оснащении. Моральный дух упал настолько, что с ним не могла справиться даже мощная советская пропаганда.
Битва за Москву была переломным моментом. Неизвестно, как развивались бы события, если бы советские войска потерпели бы поражение в битве за столицу. На положительный исход была сделана большая ставка, которая себя оправдала.
Хотя в то время кинохроника была основным инструментом пропаганды и поднятия боевого духа народа, Сталин лично выбрал иной формат. По его указанию началась подготовка к съемкам документального фильма. Картина имела больший по сравнению с кинохроникой хронометраж. Это позволяло в полной мере рассказать о героизме советских войск, проявленном при боях за Москву.
Влияние самой победы и документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» трудно переоценить. Они смогли вернуть надежду на победу в войне. Премия «Оскар» на этом фоне кажется довольно незначительным достижением.
Две гипсовые статуэтки
Первые статуэтки «Оскар» изготавливались из благородной бронзы и покрывались позолотой. После того, как Соединенные Штаты Америки вступили в войну, вся имеющаяся в стране бронза направлялась на военные нужды.
Перемены военного времени коснулись и Американской академии кинематографических искусств и наук. В 1941-1945 гг. награды Академии выглядели почти неказисто по сравнению со своими предшественниками. Их изготавливали из гипса и покрывали золотой краской.
В 1942 году фильм «Разгром немецких войск под Москвой» добрался до США. Союзники перевели его на английский язык, дав название «Москва наносит ответный удар». Под ним картина до сих пор фигурирует в англоязычных источниках.
Тот факт, что фильм получил дистрибуцию в США, позволил ему участвовать в оскаровской гонке. Он получил хвалебные рецензии в американской прессе. Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что создателям удалось в полной мере передать героизм советских войск.
4 марта 1943 года на церемонии вручения кинонаград «Разгром немецких войск под Москвой» получил премию «Оскар» как лучший документальный фильм.
Советские власти не позаботились о том, чтобы отправить создателей фильма на церемонию вручения премии. Неизвестно, были ли вообще проинформированы режиссеры картины Леонид Варламов и Илья Копалин о том, что их творение номинировано.
Поскольку у фильма была два режиссера, правила Кинематографической академии требовали, чтобы каждый из авторов получил статуэтку. Оба «Оскара» имели латунную пластинку с выгравированной на ней надписью:
«Фильму «Москва наносит ответный удар» за показ героизма русского народа и русской армии и за то, что это было сделано в чрезвычайно трудных и опасных условиях».
Две гипсовые статуэтки были вручены советским дипломатам, которые пришли на церемонию в качестве представителей создателей фильма. Известно, что награды остались в стенах советского посольства. Можно предполагать, что это решение дипломаты приняли не самостоятельно. В те годы подозрительность руководства СССР в отношении всего капиталистического граничила с паранойей. Однако документы, подтверждающие коммуникацию между ЦК и советской дипломатической миссией в США, пока не были обнародованы.
Первые советские «Оскары» могли бы так и остаться на американской земле, если бы в дело не вступили коллеги создателей фильма.
Награда не находит героя
Спустя полгода после церемонии молодой советский кинодокументалист Владислав Микоша и трое его коллег оказались на съемках в Архангельске. У них было задание заснять прибытие союзников для кинохроники.
Непосредственные киношники поинтересовались у прибывших военных, могут ли они присоединиться к ним. Молодые ребята получили положительный ответ, и доплыли на американском корабле до острова Эллис – небольшого участка земли, расположенного в устье реки Гудзон.
Там их высадили, чтобы Микоша и товарищи могли получить официальное разрешение на въезд в США. Примечательно, что молодые люди 20 дней ждали разрешения не от американских властей, а от советского посольства.
В здании посольства Владислав увидел две оскаровские статуэтки. Дипломаты объяснили молодому оператору, что это такое. Микоша решил забрать статуэтки с собой на родину.
Ценность «Оскаров» не была до конца понятна кинооператору. Поэтому он просто положил гипсовые статуэтки в ящик с аппаратурой.
Путешествие в Москву заняло немало времени и усилий. Микоша пересек Тихий океан, а затем по суше отправился из Владивостока в Москву. Все это время награды Американской киноакадемии лежали в ящике с аппаратурой.
В Москве кинооператор передал «Оскары» министру культуры Ивану Большакову. Тот продемонстрировала свое невежество и неуважение к капиталистическим наградам: решив, что статуэтки изготовлены из ценного метала, Большаков пообещал продать их, а деньги направить на нужды фронта.
Вероятно, в ходе осуществления угрозы чиновника обнаружилось, что призы гипсовые. Через некоторое время один из «Оскаров» был в Музее фронтовых операторов, а второй бесследно исчез.
Сами авторы лишь спустя несколько десятилетий смогли осознать значение своего достижения. В 1968 году, когда фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» получил премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке, Илья Копалин сказал дочери: «А ведь у меня тоже был «Оскар».
В девяностые годы первый советский «Оскар» был передан в Музей кино, где он и сейчас находится.
Ценный дубликат, которого не было
Решение изготавливать призовые статуэтки из гипса было временной мерой со стороны Американской академии кинематографических искусств и науки. В послевоенные годы лауреаты получили «настоящие» «Оскары» – дубликаты своих премий, на этот раз отлитые из бронзы и покрытые позолотой.
Режиссеры фильма «Разгром немецких войск под Москвой» Леонид Варламов и Илья Копалин и в этот раз остались без наград. В те годы Холодная война уже началась, и все контакты между Советским Союзом и США были прекращены.