С самого начала полет Гагарина обещал быть непростым. 10 апреля, то есть за два дня до старта, во время взвешивания космонавта с креслом и в скафандре обнаружился перевес в 14 килограммов. Чтобы облегчить вес капсулы, Королев приказал снять с нее все «лишнее» оборудование — кабели, часть датчиков и много чего еще (среди прочего, инженерам практически на коленке пришлось перекраивать электрическую схему корабля).

Но несмотря ни на что 12 апреля корабль с Гагариным на борту стоял на стартовой площадке. Подготовку к запуску, так же как и само прибытие космонавта на старт не снимали — знаменитые кадры с Гагариным в оранжевом скафандре и шлеме с надписью «CCCР» были сделаны через несколько дней после возвращения Юрия из космоса.

Письмо Гагарина родным

С этого момента оставалось надеяться только на технику, хотя находившиеся в тот момент на Байконуре люди не питали иллюзий. Например, вот какое письмо семье незадолго до старта написал Гагарин на случай, если не вернется из первого полета:

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые… Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым… Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать… В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя… Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать.»

Первые трудности

В 9:07 Королев под позывным «Заря-1» дал команду «Кедру» (позывной первого советского космонавта) на зажигание.

Ракета оторвалась от стартовой площадки и полетела. Первые две ступени отработали нормально, однако с третьей возникли трудности — отказало радиоуправление двигателями, из-за чего команду на выключение подала дублирующая система-таймер. Расхождение было небольшим — каких-то 15 секунд, но критичным. По некоторым сведениям (телеметрические данные первого полета засекречены до сих пор), орбита корабля оказалась на 100 километров выше расчетной, что теоретически ставило космонавта в очень опасное положение.

На корабле «Восток-1» была всего одна тормозная система, без дублирующей. Вторую решено было не ставить, поскольку предполагалось, что в случае отказа основной корабль сойдет с орбиты в течение нескольких дней из-за трения. Специально на этот случай на борту корабля был предусмотрен запас воды, продуктов и кислорода на 10 суток, а сами космонавты проходили специальную подготовку — по много дней сидели в сурдокамерах, готовясь к длительному одиночному полету.

На новой орбите, однако, аппарату потребовалось бы несколько десятков дней, чтобы вернуться в плотные слои атмосферы, поэтому отказ тормозных двигателей означал бы для космонавта долгую и мучительную смерть от голода, жажды или кислородного голодания.

О накладке космонавту решили не сообщать.

Вообще, в течение всего полета существовали опасения за психическое здоровье Гагарина, ведь ему предстояло столкнуться с неизведанным. Многие врачи предполагали, что взгляду космонавта не за что будет зацепиться в бескрайней бездне, поэтому он может сойти с ума.

Из-за этих опасений, например, ручное управление кораблем было заблокировано, а Юрию был выдан конверт, который содержал секретный код разблокировки системы.

Говорят, правда, друзья не удержались и еще до старта сказали Гагарину код: 125.

Впечатления Гагарина

Из-за перевеса или из-за каких-то других причин, но на борту «Востока», не было фотоаппарата. Все свои впечатления первый космонавт записывал на бумагу карандашом или на пленку бортового магнитофона.

Продолжалось это, в прочем, недолго — карандаш в невесомости от Гагарина достаточно быстро уплыл, а пленки в магнитофоне оказалось недостаточно (Гагарин вынужден был перемотать ее в начало) для того, чтобы записать все его впечатления, ведь ему на тот момент было что рассказать.

После полета он написал знаменитые на весь мир строчки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

После завершения витка тормозная система включилась почти вовремя. Вместе с тем отделение тормозного блока не произошло в срок — по словам космонавта, оно задержалось как минимум на 10 минут. Из-за этого корабль вошел в плотные слои, кувыркаясь с огромной скоростью. Теперь уже Гагарин решил не расстраивать Землю, сообщив, перед потерей связи, что «немного вращается». Перегрузки при спуске, к слову, достигали 10g.

Сам Юрий позже рассказывал, что особенное впечатление на него произвело горение обшивки при посадке — он мог видеть расплавленный метал, текущий по огромным иллюминаторам корабля.

Возвращение на землю и снова неполадки

Наконец, на высоте 7 километров он катапультировался и стал приземляться отдельно от капсулы. Из-за этого, кстати, можно считать, что полет длился не 108 минут, а 113 — Гагарин ступил на поверхность нашей планеты на пять минут позже капсулы. Во время катапультирования произошло еще несколько накладок. Во-первых, первый космонавт лишился сумки с надувной лодкой и пайком. Тут ему пригодились навыки парашютиста — он сумел справиться с парашютами и приземлился в нескольких километрах от берега Волги.

Юрий Гагарин сразу после приземления, Саратовская область, 12 апреля 1961 года

Кроме того, не открылся клапан, который должен был осуществлять подачу воздуха в скафандр — несмотря на то, что многие источники говорят о смертельной опасности, якобы возникшей из-за этой неполадки, на самом деле она просто создала для Гагарина серьезный дискомфорт.

И вот незадолго до 11 утра 12 апреля Юрий Гагарин уже стоял на саратовской земле неподалеку от деревни Смеловка. Так получилось, что из-за несвоевременного отделения тормозного блока его корабль промахнулся мимо заданного района больше чем на сто километров.

Отчет обо всех неполадках, составленный Гагариным, примут к сведению, и в конструкцию следующих кораблей будут внесены необходимые изменения.

В свою очередь СССР сообщит, что полет прошел штатно и никаких трудностей во время первого запуска человека в космос не возникло. Из-за этого, а также ряда других приукрашиваний (например, сообщения о том, что Гагарин вернулся на Землю в капсуле) впоследствии возникли спекуляции о том, будто Гагарин никогда не летал в космос — спекуляции, которые время от времени в виде «документальных» фильмов и отчаянных постов на разного рода сомнительных форумах встречаются до сих пор.

Подвиг Юрия Гагарина, первого космонавта и испытателя советских космических технологий, навсегда останется в памяти людей. Все-таки именно он стал первым, кому удалось вырваться из, вспоминая слова Циолковского, колыбели человечества. Для такого достижения 50 лет, право слово, не возраст.

Читайте также: Россия и космос: ТОП — 5 достижений

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.