Вкус воды

Из времен далекого-далекого детства, когда выходил еще журнал «Трамвай», помню занимательно изложенную биографию Ивана Константиновича Айвазовского и забавную реплику персонажа — посетителя выставки: «А что, вода на его картинах соленая?»

Несмотря на хрестоматийность, творчество этого мастера — и сегодня сфера весьма полемичная. Оно дает повод для новых вопросов, переосмысления. К этому призывают и организаторы выставки, которая открывается на днях в Третьяковке. Казалось бы, тема одна: море. Но для Айвазовского каждый морской пейзаж  — как портрет человека. Сколько марин – столько портретов, столько «человеков». Разве это одно и тоже?..

И таких портретов моря было создано порядка 6000.

«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея
Стихия чудная – марина…

Конечно, марина – морской пейзаж – не единственный жанр, привлекавший Айвазовского. У него есть яркие батальные работы, колоритные жанрово-бытовые сценки, полотна на историческую, библейскую темы, портреты. Но марине он отдал всего себя. Справедливости ради скажем, что Айвазовский не был единственным маринистом в истории искусства.

Пожалуй, первые значительные образцы морских пейзажей созданы голландскими художниками XVII века. Так называемые «малые голландцы» подходили к изображению моря скорее практически, чем поэтически: морская гладь была, как правило, фоном для изображения торговых судов, бурной работы в доках. Искусствовед Ксения Богемская, автор замечательной работы «Пейзаж: Страницы истории», называет первым русским маринистом Сильвестра Щедрина. Правда, тут же уточняет – первым, но не до конца выявившимся.

Вот и получается, что первым русским художником моря, выявившимся в полной мере, стал Иван Айвазовский – уроженец Феодосии, блестящий выпускник Петербургской Академии художеств, меценат, коллекционер. После одной из выставок поэт Аполлон Майков назвал его художником Нептуна. Но был у Айвазовского еще один, не метафорический, а вполне официальный статус – художник русского военного флота.

А на море корабли

Это не единственный случай, когда армии был нужен художник. Самый близкий нам пример – Василий Верещагин, младший современник Айвазовского. Как известно, он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с матросами, офицерами, адмиралом Макаровым. Иван Константинович не стремился стать художником войны. Руководство морского флота России, может быть, быстрее, чем представители мирных свободных искусств, оценило уникальную способность Айвазовского. В чем она заключалась? Подумайте: без чего невозможно перенесение на холст бесконечно изменчивой стихии моря? Что позволяло художнику работать в мастерской без предварительных зарисовок?

Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Айвазовский обладал исключительной зрительной памятью. Он писал «наизусть», без эскизов-подсказок парусные суда со сложнейшей оснасткой. В течение многих лет художник был прикомандирован к Главному морскому штабу. Он портретирует корабли, запечатлевает для потомков славные морские победы.

Известно, что когда молодой Айвазовский  отмечал в родной и безмерно любимой Феодосии скромный юбилей — десятилетие творческой деятельности, – его приветствовали боевые корабли во главе с адмиралом Корниловым. Эскадра специально ради этого выдвинулась из Севастополя. Неплохо для тридцатилетнего художника?

Мне кажется, что в Морском штабе ценили не только зрительную память Айвазовского, но и его чувство моря, умение покорять стихию – пусть не военно-техническими, а художественными средствами.

Житейское море

Вообще-то, с этого я хотела начать… Сегодня для нас так привычно любоваться Айвазовским, что трудно поверить в то, что один очень известный, очень талантливый человек мечтал собрать работы художника «в одну кучу и устроить из нее гигантский аутодафе». Его, этого человека, раздражали «волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или грозовыми облаками».

Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Следовало бы рассердиться на автора этих жестоких строк, если бы не два обстоятельства.

Первое — законы истории рецепции (или восприятия) искусства. Ничего не поделаешь: музыка Баха когда-то казалась средней, обычной, джаз – «музыкой духовной нищеты». Каждое время имеет свои эстетические каноны. На рубеже XIX-XX веков в тренде было отношение к работам Айвазовского как к поверхностным, декоративным, неглубоким. И это отношение какое-то время поддерживалось и ХХ веком.

Второе обстоятельство – исключительная личность ругателя Айвазовского, чьи слова потрясли меня. Это Александр Бенуа. Когда начинает ругаться такой талантливый человек, он в запале может сказать нечто-то очень ценное и не такое уж и злое. Вот, послушайте:  

«А в нем было хорошее. Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля — гладкой зеркальной сонной стихии».

Очень выразительно, согласитесь.

Многие современники Айвазовского, работавшие в жанре марины, совсем не стремились учиться у него. Открещивался от его влияния Федор Васильев, автор поэтичных пейзажей, пробовавший себя и как маринист. Противопоставлял себя Айвазовскому Алексей Боголюбов, писавший морские баталии и мирную жизнь кораблей.   

Любопытно было бы знать, какие картины художника-мариниста Айвазовского строгий Бенуа великодушно отнес бы к хорошим. Я осмелюсь предложить свой крохотный шорт-лист. В нем – три разные, интересные  работы. Они уступают по популярности «Девятому валу», но их хочется так разглядывать!

Хаос (Сотворение мира). 1841.

Это одна из первых работ, созданных Айвазовским после окончания Академии. В 1841 году он был направлен, как бы сейчас сказали, на стажировку в Италию. Картину художник преподнес в дар Папе Григорию XVI. Николая Гоголь шутил по этому поводу: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».

Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848. 

Я особенно люблю те работы Айвазовского, в которых соединяются море и красивая архитектура. А художник, мне кажется, был не равнодушен к морским закатам. На этой картине рождается такое сочетание цветов, тонов и оттенков, которое точно не встретишь в средней полосе России.  

Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. 1846.

Картина ароматная. Композиция очень собранна, лаконична. Это и жанровая сценка, и архитектурный пейзаж. И образец расслабленного времяпрепровождения.

…Что ж, вот и все пока о «художнике Нептуна», художнике Главного морского штаба. Встретимся у моря — в Третьяковке!

Автор: Алевтина Бояринцева

Рекомендуем также:

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ — ГЕНИЙ МОРСКОЙ ПУЧИНЫ

ФЕОДОСИЯ — БОГАМИ ДАРОВАННАЯ

10 САМЫХ ДОРОГИХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here