Итак, что такое КВН?
Наверное, большинство из нас ответят, что КВН — это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений. Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН — это соревнование в собственном остроумии.
Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд — это, простите, не КВН.
КВН сегодняшний — это вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.
С чего все начиналось?
В 1957 году трое молодых людей — врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов — и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.
Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус.
Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых — такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. . .
Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН», которая тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, — но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе — это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось: «Станем эрудитами в нашем КВН…»
А дальше — не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными.
Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. . . Чувствуете связь времен?..).
В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса! Такую передачу просто не могли не смотреть!
В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее — тот выигрывал!
КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно — в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но — выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили…
Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался — в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами.
Игра продолжала «саморазвиваться», но. . . За это время забылись традиции КВНовских жанров, “ноу-хау” подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили…
Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет!
Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71».
За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать.
И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
Составляющие успеха:
Игра:
Умение играть — то есть моделировать ситуацию — уже само по себе восхитительное свойство человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр!
Но мы будем сейчас говорить лишь о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором.
Разгадка — в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом — это спектакль. Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество — его «одноразовость», а отсюда — неповторимость.
В этом смысле КВН — это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера. И во время этой премьеры участники всегда стремятся показать лучшее, на что они способны.
Ведущий:
Сезоны:
Сезон в КВН совпадает с календарным годом — открывается он в январе, а завершается в декабре. В начале года все команды собираются в Сочи на фестивале КВН, который более знаменит своим большим гала-концертом.
После фестиваля начинается соревновательная часть сезона. Обычно сезон имеет какую-то общую тему, а каждая игра — свою подтему, на которую и нужно будет шутить. Схема сезона часто меняется — но чаще всего, она состоит из 7-10 игр на «вылет». Принцип один — каждый раз играют несколько команд. Два-три первых коллектива проходят дальше, остальные едут домой. Иногда проигравшую команду может спасти смс-голосование или Александр Масляков лично.
В середине сезона играют Летний Кубок и Музыкальный фестиваль КВН. В первом «поединке» встречаются чемпионы двух последних лет, а музыкальный фестиваль структурно похож на январский, лишь с тем отличием, что проходит он в Юрмале и особо не разгуляешься))).
Жюри:
Конкурсы:
• Приветствие (она же визитка) — стандартный конкурс, в котором КВНщики представляют свою команду.
• Разминка — единственный конкурс, в котором КВНщики доказывают, что они не только весёлые, но и находчивые. Команды должны смешно ответить на заданный им вопрос. В последнее время разминку вытесняет биатлон.
• Капитанский конкурс — представление капитанов команд и их «кто во что горазд» монологи.
• Биатлон — конкурс, где команды читают заранее заготовленные шутки. После каждого раунда один из коллективов покидал «стрельбище». Несмотря на кажущуюся лёгкость, в «биатлоне» нужно уметь быть и стратегии и тактиком.
• СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) — конкурс, в котором число участников, одновременно находящихся на сцене, не должно превышать трёх. Но очень часто это правило нарушается без каких-либо санкций со стороны жюри. С 2011 года появилась традиция проводить СТЭМ при участии эстрадной или кино звезды.
• Музыкальный конкурс — конкурс, в котором команды показывают свои музыкальные и хореографические таланты.
• Домашнее задание — самый яркий и чаще всего запоминающийся конкурс.
• Видеоконкурс — соревнование в умении делать смешное кино своими руками.
За всю историю КВН, самыми известными командами являлись: Одесские джентльмены, Уральские пельмени, Дети лейтенанта Шмидта, Утомленные солнцем, Уездный город, РУДН, Сборная Пятигорска, Сборная Санкт-Петербурга и др. С полным списком можно ознакомиться здесь.
В чем же действительно феномен КВН?
1. КВН органично вписывается в культурно-исторический контекст второй половины XX — начала XXI века, демонстрируя своими текстами и шутками наиболее острые проблемы и наиболее популярные темы, интересовавшие как советского, так и постсоветского зрителя на протяжении десятков лет.
2. КВН для общества очень важен, ведь именно в этой игре, интерпретируя действительность, за основу взят юмор и смех, задача и основная функция которых снижать острую социальную напряженность.
3. КВН объединяет судьбы, страны, народы. Зритель и игрок — участники одного общего дела. КВН для одних — это игра, для других — праздник. Можно относится к КВН, как культовой телепередаче развлекательного характера, не имеющая возрастных ограничений, или же воспринимать как массовое молодежное движение.
Все это в комплексе создает уникальность и неповторимость, и феномен игры, ее секрет успеха заложен в восприятии юмора одних, и умению шутить других. Все вместе, создают единое социальное коммуникационное пространство в рамках одной страны, ее традиций и культуры.
Сегодня КВН — это не просто проект или игра, — это искусство вне рамок времени, на сцене которой всегда радость, смех и настоящие положительные эмоции. И как феномен отечественного юмора, он с гордостью отстаивает право считаться лучшим Клубом самых Веселых и Находчивых…
А вы знаете, что?.. Интересные факты о КВН
— Если сложить тексты выступлений всех команд фестиваля в Сочи, то по объёму этот труд будет равен первому тому «Войны и мира» Льва Толстого.
— Команда Высшей лиги показывает свой материал одной игры минимум шесть раз: четыре редакторских просмотрах, генералка и игра. Финалисты сезона 2013 показали свою программу 12 раз (в том числе на четырёх концертах в Москве и двух в Санкт-Петербурге).
— За одну игру Высшей лиги КВН звучит около 79 музыкальных композиций, за один музыкальный фестиваль – более 140, причём с каждым годом цифра музыкального фестиваля увеличивается.
— Многие могли заметить, как на эфирах Высшей лиги Александр Васильевич нажимает рукой кнопку мышки на столике. Этим он отключает свой микрофон на время выступлений команд, чтобы в эфир случайно не попал его смех или ненароком вырвавшиеся комментарии. После каждого конкурса и в особых случаях (подход к ведущему и т.п.) он свой микрофон включает.
— Название игре было дано в 1961 году. Авторам хотелось, чтобы их проект стал сугубо телевизионным, поэтому в название заложили марку первого советского телевизора – КВН, названный так по первым буквам фамилий изобретателей. придумали расшифровку аббревиатуры, которая отвечала формату передачи – Клуб веселых и находчивых.
— Самым интернациональным сезоном КВН по праву можно считать 2000 год. Участвовавшие в нем команды представляли семь стран: Россию, Украину, Беларусь, Армению, Грузию, Азербайджан и Казахстан. А за обладание Кубком СНГ в 2010 году боролись целых 13 государств: Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Молдова, Армения, Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония.
— Традиционная игра КВН в советское время длилась 4-5 часов, а в эфир выдавалось только треть игры. Сегодня игры Высшей и «Премьер-лиге КВН» длятся не больше 2,5 часов, и в эфир выходит практически все – 1 час 50 минут. В 1996 году в Москве прошла юбилейная шоу-программа «Нам-35!», которая в записи шла более пяти часов!
— Самые успешные выходцы из КВН за всю историю игр – артист Геннадий Хазанов, телеведущий Леонид Якубович и писатель-сатирик Михаил Задорнов, игравшие в КВН за команду «МИСИ». Вместе с ними в «звездную» команду входят Михаил Галустян, Гарик Мартиросян, Вадим Галыгин, Сергей Светлаков, Гарик Харламов, Павел Воля и многие другие.
В статье использованы материалы журнала теле.ру и сайта kvnbest.ru
Рекомендуем также:
ПОЧЕМУ «ГОЛУБОЙ ОГОНЕК» БЫЛ СТОЛЬ ПОПУЛЯРЕН В СССР?