Нет, наверное, такого человека в России, который бы не слышал об острове и музее-заповеднике Кижи. Его без преувеличения можно назвать одним из самых прекрасных мест России.

Сегодня я хочу показать красоту острова во время туманных июньских белых ночей и прекрасных летних дней. Также я расскажу о самых дальних уголках острова, которые 90% всех туристов просто не успевают посетить.

Текст и фото: Петр Косых

Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере, куда идеально вписан архитектурный памятник – известный на весь мир ансамбль Кижского погоста.

Территориально о. Кижи располагается в 66-клометровой отдаленности от города Петрозаводск и затерян среди Кижских шхеров – так называются живописные скопления небольших островков. Кижи — это один из красивейших островов нашей огромной страны.

Купив входные билеты, мы направились в северную часть острова, чтобы погулять по местным деревням. Осмотреть основную часть музея деревянного зодчества было решено ближе к вечеру, когда основная масса посетителей уже вернется в Петрозаводск.

Дойдя до предпоследнего Пудожского сектора и осмотревшись, мы вернулись в центральную часть острова в деревню Ямка. Деревня Ямка насчитывает одну улицу и 10 человек постоянного населения. Несмотря на такие вселенские масштабы мы умудрились гулять по ней и ее окрестностям  более трех часов. Здесь мы посмотрели на жизнь, быт и хозяйства местных жителей, увидели настоящие дома и баньки, в которых сотни лет живут и отдыхают коренные карельские островитяне.

В Ямке непередаваемая атмосфера тишины, спокойствия и умиротворения. Даже не верилось, что за соседним холмом бродят тысячи туристов с разных континентов, а мы находимся в одном из самых популярных мест России. Именно за этим мы сюда приехали, именно такими я хотел увидеть Кижи.

Вечерело. Мы, следуя плану, отправились на осмотр основных достопримечательностей музея. Туристов меньше не становилось. Подплывающие теплоходы наполняли музей новыми, в основном иностранными группами. Честно говоря, я был приятно удивлен такому вниманию к России и ее красотам со стороны французских, итальянских и англоязычных туристов.

Интересно как поменялась мода за прошедший век. Эти мамы и дочки в одеждах разных поколений встретились по пути в музей

На острове можно взять в прокат велосипед или воспользоваться услугами вот такого конного экипажа.

В южной части музея деревянного зодчества есть такая живописная бухта, в которой находится дом Сергеева из деревни Логморучей. Его построили более века назад.

Кузница из деревни Суйсарь находиться неподалеку

Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро построена во второй половине 18 века.

Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря. Самая старая часовня в Кижах, относится к XIV веку.

Архитектура деревянных зданий и их масштабы впечатляют.  Иностранцы там, вообще, ходят с круглыми глазами и открытыми ртами. Очень интересно было за ними понаблюдать. Такое ощущение, что они не понимали, куда они попали и как такое возможно построить.

На этом кадре три объекта в одном: Баня из деревни Усть-Яндома, Курная изба Елизарова из деревни Середка Климецкого острова и Ветряная мельница-столбовка Н.Я. Биканина из деревни Волкостров.

Зажиточный дом Ошевнева из деревни Ошевнево.  Он состоит из трех изб, горницы, светелки над двухэтажными сенями, двухъярусным двором с повалом, подпертым бревнами в углах. Такая конструкция позволяла менять гниющие бревна хлевов, не разбирая крышу.

После 8 часов туристов на острове уже не отыскать. Ты остаешься практически один посреди неимоверной красоты.

Дело шло к закату и мы, немного передохнув, поспешили к холму возле деревни Ямка. Уж очень мне понравился вид, открывающийся оттуда. Поднимаясь на его вершину, я увидел дымку и подумал, что это пыль от проезжающего по дороге автомобиля, оказалось, что ближе к заходу солнца весь остров начал погружаться в туман. Вот так выглядит ветряная мельница из деревни Вороний Остров на закате, она же была и на самой первой фотографии.

А так — Часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово (17-18 век)

Поднявшись к этой часовне, перед нами открылся прекрасный вид на залив Мож губа.

Далее наш путь лежал к деревне Васильево на правом берегу острова, в которой проживает ровно такое же огромное количество людей, как и в Ямке.

Солнце уже практически спряталось за горизонт и мы поспешили на короткий отдых. Ведь через несколько часов мне предстояло встречать рассвет.

Поспав около двух часов, я отправился встречать рассвет. До восхода солнца еще было минут сорок.

Серо-синее почти безоблачное небо постепенно окрашивалось в красно-оранжевый рассветный цвет. Все низины были наполнены густым туманом.

Поднявшись на холм к часовне Спаса Нерукотворного, с которого просматривается почти весь остров, передо мной открылся очень красивый и не совсем стандартный вид на Спасо-Кижский погост.

Успенская Часовня из деревни Васильево смотрится словно корабль, плывущий по бескрайним туманным просторам.

Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора возвышается над слоистыми туманными реками.

Первые лучи утреннего солнца я застал около Пудожского сектора, туман над заливами Онежского озера начал постепенно рассеиваться.

Пудожский сектор посвящен русской деревне Пудожья и состоит из одной улочки, на которой находятся 3 дома с пристройками: дом Беляева из деревни Кубовская, дом Поташева из деревни Пяльма и дом Бутина из деревни Пялозеро.

На противоположной стороне расположились: амбар Белошеева из деревни Пялозеро и амбар Пахомова из деревни Остров-Заречье.

Вокруг звенящая тишина. Иногда откуда-то издалека, со стороны озера, доносится крик чаек, которые в столь ранний час устроили себе завтрак.

Такое ощущение, что я нахожусь на не обитаемом острове.  Я один среди неимоверной красоты в окружении старинных многовековых построек. Вот это настоящие Кижи. Уверен, более 99% туристов такими остров не видели. Надо сказать, много потеряли.

Вскоре я подошел к самой красивой часовне острова. Она называется Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора.

Это вид, который открывается из северной части острова на часовню Спаса Нерукотворного.

По основному музею острова утром гулять одно удовольствие. Но вчера мы здесь уже достаточно всего посмотрели, посмотрим и сегодня днем, поэтому покажу пару утренних фотографий и пойду посплю еще пару часов, ведь сегодня предстоит еще обратная дорога в Санкт-Петербург.

Это место все прекрасно знают.

На этом я закончу свое фотоповествование об одном из красивейших островов России. Надеюсь Вам было интересно.