Садишься за руль своего авто, включаешь музыку — и едешь из Иркутска в Лос-Анджелес. Футуристическая идея может быть реализована в ближайшие 30-40 лет. Поездка на машине или поезде из России в США — как вам такой вариант отпуска? А всего-то нужно «прогрызть» 86 км под дном океана…
Берингов пролив не дает покоя передовым инженерам уже более 100 лет. «Пройти» этот узкий участок и связать наконец континенты жизненно важной транспортной артерией! Посмотрите на карту: почему до сих пор нет подземного тоннеля между мысом Дежнева и мысом Принца Уэльского?
История идеи
Смешно, когда идею тоннеля под проливом выдают как сенсацию.
«Россию и Америку соединит тоннель!»… Так гордо звучит, словно автор статьи совершил прорыв…
Шел 1890 год. Губернатор Колорадо Уильям Гиллин первым предложил соединить континенты железнодорожной паромной связью. Бурное развитие США, повышенное внимание к Аляске и растущие корпорации-гиганты — обстановка для строительства такого проекта была самая благодатная!
Эдвард Гарриман (железнодорожный магнат) и Союз тихоокеанских дорог США мгновенно подхватили слова политика. Тут же создается акционерное общество «Транс Аляска-Сибирь». Гарриман собирается инвестировать в развитие ж/д сообщения в Восточной Сибири.
Правительство России отказывается выделить землю под строительство. Общество обанкротилось. Запал магнатов иссяк.
Но проект «горячий и аппетитный»…
1903 год. Тоже предложение от де Лобеля, но уже от имени американского синдиката. По предложению Россия должна передать США на 90 лет участок земли вдоль будущей трассы (12,8 км в обе стороны от построенного ж/д полотна). Правительство принимало решение долго. В итоге Особое Совещание во главе с Витте соглашается на предложение и передает на согласование в другие ведомства. Совет Министров блокирует решение.
Потом начался вихрь революций и войн — о проекте забыли. Постепенно советская власть начинает развитие ж/д транспорта в Сибири.
В 60-е годы ХХ века рассматривается концепция мультитранспортного коридора ICL-World Link. Он должен соединять США и СССР энергетически, для чего по тоннелю пройдут ЛЭП и несколько дорог. Гигантская экономия средств при запуске проекта недостаточно мотивирует стороны и проект остается на бумаге.
Здесь нужно сказать: просто строительство тоннеля станет пустой тратой денег при отсутствии развитой транспортной сети на Северо-Востоке России. Иными словами, тоннель под Беринговым проливом — это самое сложное звено в цепи дорог, которые покрывают всю Россию, США и Канаду.
С окончанием «холодной войны» строительство тоннеля между Евразией и Северной Америкой обсуждают едва ли не на всех крупных форумах, саммитах и конференциях. Всем очевидны плюсы от проекта.
В 1991 году создается Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Railroad Group (IBSTRG) (вот сайт корпорации, на котором собран большой объем полезной и точной информации по истории и состоянии проекта) и «Трансконтиненталь» (Россия). На эти корпорации возлагается работа по реализации тоннеля (ровно 100 лет после возникновения идеи, кстати).
В 96-м США выделяет 10 млн. долл. на исследования по проекту ICL-World Link. Проект тоннеля входит в число приоритетных Комитета по сотрудничеству Стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Идея заинтересовала многие страны и становится международной.
В 2007 году Путин утверждает программу развития ж/д транспорта с выходом к Беринговому проливу (объяснение одно — перспектива строительства тоннеля).
А в 2010 году мир «порадовал» Эйяфьядлайёкюдль*, парализовав сообщение между континентами. Вопрос о тоннеле приобрел повышенную актуальность.
* Извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии началось ночью с 20 на 21 марта 2010 года и проходило в несколько стадий. Главным последствием извержения стал выброс облака вулканического пепла, который нарушил авиасообщение в Северной Европе. По подсчётам Международной ассоциации воздушного транспорта ежедневные потери авиакомпаний от отмены рейсов составляли не менее 200 млн USD.
Описание проекта и технология
Сразу вспоминается Евротоннель под Ла-Маншем. Но кроме него сейчас есть много примеров подводных тоннель разной величины. «Флагманами» в этом направлении являются Япония и Китай.
Тоннель соединит Уэйлс (городок на Аляске, на берегу Берингова пролива с населением в 160 жителей) и самый восточный населенный пункт России Уэлен.
Азиатские компании успешно связали многие острова такими транспортными цепями. Китайские компании уже неоднократно заявляли о своем желании принять участие в строительстве.
Япония уже проектирует 180-километровый тоннель, соединяющий острова с Кореей. Китай готов начать строительство тоннеля под Бохайским заливом (123 км). Так что Берингов тоннель уже не выглядит фантастикой.
По оценкам экспертов строительство тоннеля займет 8-12 лет. Евротоннель строили 7 лет. 2 машины делали «рукава» диаметром 7,6 метра.
При проходе горной машины через слои грунта сразу же происходит укрепление стенок тоннеля бетонными кольцами, металлическими конструкциями и прочими элементами «скелета». Затем переходят к монтажу инфраструктуры тоннеля, оборудованию дорог и систем энерго- и жизнеобеспечения. В проектах такого уровня задействуются тысячи работников и единиц техники.
Проект подразумевает широкополосную автодорогу (в центре всего тоннеля) и 2 изолированных ж/д тоннеля по краям. А между дорогой и «боковыми» каналами для поездов будут проходить несколько каналов с кабелями разного типа и назначения.
Тоннель под Беринговым проливом имеет дополнительную сложность — это жесткие климатические условия. Строительство «на Полярном круге» априори экстремально.
А нужен ли канал?
Безусловно да!
Посмотрим тезисно:
- Стимулирование развития Аляски и Сибири — богатейших и малоосвоенных регионов планеты. Равномерное территориальное развитие страны.
- Связь развивающихся стран Азии, Северной и Южной Америки в единую транспортную систему. Потенциальное ж/д сообщение с Америкой очень интересует Китай и Юго-Восточную Азию.
- Разгрузка портов западного побережья Америки и восточного побережья Азии.
- Устойчивый доход от работы транспортной системы в мировом масштабе.
- Простое, быстрое и недорогое сообщение между континентами.
- Снижение экологической нагрузки на окружающую среду в сравнении с выбросами морского транспорта в океан.
Сегодня специалисты беспокоятся о рентабельности проекта. Существует мнение, что строительство и эксплуатация путей в условиях Крайнего Севера дорогая, что даже БАМ и Транссиб сегодня не загружены на максимум и экономическое соперничество с дешевым морским транспортом станет губительным для железных дорог.
Проект транспортной сети на Северо-Востоке страны (в т.ч. тоннель) — это проект будущего! Идея завтрашнего дня, но не сегодняшнего.
Когда-то электромобили встречались только в фантастических рассказах — сегодня они под нашими окнами…
Кто что сказал
28 мая 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин сказал, что бюджетные средства на строительства тоннеля тратиться не будут и «тоннель может быть профинансирован частными компаниями, если они сочтут его выгодным»
Апрель 2016 года. Президент Шиллеровского института Хельга Цепп-Ларуш подчеркивает поддержку проекта многими международными специалистами.
«Проект будет способствовать укреплению мира между Россией и США, а также более активной разработке природных богатств Дальнего Востока и Аляски… Вполне возможно, что через 20 лет под Беринговым проливом будет ходить сверхскоростной поезд на магнитной подушке или какого-то другого типа».
Июль 2016 года. Бывший сенатор от Аляски Майкл Грейвел заявляет, что экономическая выгода для США и России при реализации проекта окажется весьма высокой.
«Это не труднее, чем проложить тоннель под Ла-Маншем… Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, нам нужно работать именно над такими проектами, объединяющими нас. Нам следовало бы использовать те технологические мощности, которые задействованы в настоящее время в ВПК, и привлечь их к реализации подобных проектов. Они идут на благо всему человечеству».
Текущее состояние
На начало 2018 года ситуация следующая:
- есть организационные структуры, курирующие реализацию проекта,
- есть множество дискуссий по вопросам строительства тоннеля и развития инфраструктуры Аляски и Сибири,
- есть несколько проектов тоннеля,
- есть развивающаяся транспортная сеть Чукотки и Аляски.
Но не хватает:
- окончательного решения заинтересованных сторон о начале строительства (с утвержденной проектной документацией),
- источников финансирования на период строительства и запуска сети (стоимость тоннеля на сегодня составляет ориентировочно 99 млрд. долл.),
- политической стабильность для реализации проекта такого масштаба.
Пока есть вопросы с потребителями: Россия не может гарантировать масштабное использование тоннеля, а вот Китай, обе Кореи, Япония уже заявляют о желании использовать такой вариант транспортной связи с Америкой. Разговоры на уровне компаний не могут привести к реализации проекта такого масштаба — здесь необходим диалог между государствами.
Тоннель под Беринговым проливом — это проверка развития человеческого общества на данный момент. Развития технологического и развития общественного. Перестанем мы направлять возможности на «гонку вооружений» или бесполезные приложения для смартфонов — и может наконец направим на созидание?
P.S. Проект действительно интересный и перспективный. И как водится, вокруг него сегодня в всепоглощающем Интернете собралось очень много фальши, необоснованных рассуждений и домыслов. Если журналисты, политики, сторонники «теории заговора» оставят в покое благодатную для рассуждений тему, то инженеры вполне способны реализовать грандиозный проект в кратчайшие сроки.
Сегодня решению вопроса мешает политическая обстановка и, традиционно, нехватка финансирования…
Простым гражданам никакой пользы, а вот полезные ископаемые повезут составами в штаты. И так всё раздали, ещё и последнее отдать. Что детям и внукам останется???…
При строительстве ж.д. Петербург — Москва «мужиками-строителями» был предложен проэкт с утроенной шириной колеи пропускная способность — девятикратная(«в кубе») . Тогда перевозить «не было чего» — отказали…Сегодня у ж.д. и габариты -«узковаты, и длины грузов -«великоваты», и «задыхается» она — некогда ремонты делать… Шпалы и деревянные и ж/б -«дороговаты»… так есть-же композитные, из прессованной в эпоксиде ветоши и(или) минеральные добавки ( дешевле — вдвое; срок пригодности -50лет и более, в условиях мерзлотных — незаменимые… для гидроизоляции конструкций, «причандал» всяких — немерянная масса пластикатов вторсырья, от которых «экология» гибнет — в океанах острова плавучие гниют… а мы лес живой гробим… и стрелочные переводы — безостряковые(!) «еще тогда» придуманы…
В текущей политической ситуации в мире — проект невыгодный. Если бы Китай и США наращивали сотрудничество, то мост мог бы стать артерией для них, Россия бы просто зарабатывала на транзите.
Для России сейчас проблема собственные границы соединить, к сожалению…
«идея может быть реализована в ближайшие 30-40 лет» — извините, но это то ли наив, то ли…
Имхо, в нынешней политической ситуации это будет выглядеть лишь как очередная экспансия России, очередная попытка влияния и подтверждение «агрессии». Россия Америке и всему «просвещённому» Западу — кость в горле. Да и нужно ли это самой Америке? Ведь они и так несут свободу всему миру и уже вовсю обсуждают походы мирных американский кораблей по Северному морскому пути через Ледовитый океан — в сопровождении авианосцев.
Подземный тоннель-дань традиции. Есть другое инженерное решение: «Подводный понтонный мост и способ его постройки», заявка на изобретение РФ. Не требует углубляться под землю. На порядок дешевле подземного варианта. Вопрос только в необходимости.