История первого советского «Оскара» затерялась на фоне трагедий и подвигов Великой Отечественной войны. Но она определенно заслуживает того, чтобы быть рассказанной.

Предыстория

В 1943 году «Оскар» был юн – премия вручалась всего в пятнадцатый раз. О ней не было так широко известно в мире, поскольку телевизионные трансляции вручения наград начались лишь в пятидесятых годах. Вторая мировая война была в разгаре, и внимание общественности было направлено на сводки с фронтов.

Все это объясняет отсутствие энтузиазма в Советском Союзе из-за вручения «Оскара» фильму «Разгром немецких войск под Москвой».

Документальное произведение снималось в 1941-1942 гг.

Производство фильма было инициативой самого Сталина: генеральный секретарь ЦК считал, что советские войска смогут нанести фашистам разгромное поражение под Москвой.

В тот период войны советская армия терпела одно поражение за другим. Военные оказались не готовы к масштабной войне с противником, который во много раз превосходил их в техническом оснащении. Моральный дух упал настолько, что с ним не могла справиться даже мощная советская пропаганда.

Военный парад 41 года на Красной площади

Битва за Москву была переломным моментом. Неизвестно, как развивались бы события, если бы советские войска потерпели бы поражение в битве за столицу. На положительный исход была сделана большая ставка, которая себя оправдала.

Хотя в то время кинохроника была основным инструментом пропаганды и поднятия боевого духа народа, Сталин лично выбрал иной формат. По его указанию началась подготовка к съемкам документального фильма. Картина имела больший по сравнению с кинохроникой хронометраж. Это позволяло в полной мере рассказать о героизме советских войск, проявленном при боях за Москву.

Влияние самой победы и документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» трудно переоценить. Они смогли вернуть надежду на победу в войне. Премия «Оскар» на этом фоне кажется довольно незначительным достижением.

Две гипсовые статуэтки

Первые статуэтки «Оскар» изготавливались из благородной бронзы и покрывались позолотой. После того, как Соединенные Штаты Америки вступили в войну, вся имеющаяся в стране бронза направлялась на военные нужды.

Перемены военного времени коснулись и Американской академии кинематографических искусств и наук. В 1941-1945 гг. награды Академии выглядели почти неказисто по сравнению со своими предшественниками. Их изготавливали из гипса и покрывали золотой краской.

В 1942 году фильм «Разгром немецких войск под Москвой» добрался до США. Союзники перевели его на английский язык, дав название «Москва наносит ответный удар». Под ним картина до сих пор фигурирует в англоязычных источниках.

Постер — афиша фильма

Тот факт, что фильм получил дистрибуцию в США, позволил ему участвовать в оскаровской гонке. Он получил хвалебные рецензии в американской прессе. Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что создателям удалось в полной мере передать героизм советских войск.

4 марта 1943 года на церемонии вручения кинонаград «Разгром немецких войск под Москвой» получил премию «Оскар» как лучший документальный фильм.

Советские власти не позаботились о том, чтобы отправить создателей фильма на церемонию вручения премии. Неизвестно, были ли вообще проинформированы режиссеры картины Леонид Варламов и Илья Копалин о том, что их творение номинировано.

Поскольку у фильма была два режиссера, правила Кинематографической академии требовали, чтобы каждый из авторов получил статуэтку. Оба «Оскара» имели латунную пластинку с выгравированной на ней надписью:

«Фильму «Москва наносит ответный удар» за показ героизма русского народа и русской армии и за то, что это было сделано в чрезвычайно трудных и опасных условиях».

Оскар в «Музее кино» на ВДНХ

Две гипсовые статуэтки были вручены советским дипломатам, которые пришли на церемонию в качестве представителей создателей фильма. Известно, что награды остались в стенах советского посольства. Можно предполагать, что это решение дипломаты приняли не самостоятельно. В те годы подозрительность руководства СССР в отношении всего капиталистического граничила с паранойей. Однако документы, подтверждающие коммуникацию между ЦК и советской дипломатической миссией в США, пока не были обнародованы.

Первые советские «Оскары» могли бы так и остаться на американской земле, если бы в дело не вступили коллеги создателей фильма.

Награда не находит героя

Владислав Владиславович Микоша

Спустя полгода после церемонии молодой советский кинодокументалист Владислав Микоша и трое его коллег оказались на съемках в Архангельске. У них было задание заснять прибытие союзников для кинохроники.

Непосредственные киношники поинтересовались у прибывших военных, могут ли они присоединиться к ним. Молодые ребята получили положительный ответ, и доплыли на американском корабле до острова Эллис – небольшого участка земли, расположенного в устье реки Гудзон.

Там их высадили, чтобы Микоша и товарищи могли получить официальное разрешение на въезд в США. Примечательно, что молодые люди 20 дней ждали разрешения не от американских властей, а от советского посольства.

В здании посольства Владислав увидел две оскаровские статуэтки. Дипломаты объяснили молодому оператору, что это такое. Микоша решил забрать статуэтки с собой на родину.

Ценность «Оскаров» не была до конца понятна кинооператору. Поэтому он просто положил гипсовые статуэтки в ящик с аппаратурой.

Путешествие в Москву заняло немало времени и усилий. Микоша пересек Тихий океан, а затем по суше отправился из Владивостока в Москву. Все это время награды Американской киноакадемии лежали в ящике с аппаратурой.

В Москве кинооператор передал «Оскары» министру культуры Ивану Большакову. Тот продемонстрировала свое невежество и неуважение к капиталистическим наградам: решив, что статуэтки изготовлены из ценного метала, Большаков пообещал продать их, а деньги направить на нужды фронта.

Вероятно, в ходе осуществления угрозы чиновника обнаружилось, что призы гипсовые. Через некоторое время один из «Оскаров» был в Музее фронтовых операторов, а второй бесследно исчез.

Сами авторы лишь спустя несколько десятилетий смогли осознать значение своего достижения. В 1968 году, когда фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» получил премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке, Илья Копалин сказал дочери: «А ведь у меня тоже был «Оскар».

В девяностые годы первый советский «Оскар» был передан в Музей кино, где он и сейчас находится.

Ценный дубликат, которого не было

Решение изготавливать призовые статуэтки из гипса было временной мерой со стороны Американской академии кинематографических искусств и науки. В послевоенные годы лауреаты получили «настоящие» «Оскары» – дубликаты своих премий, на этот раз отлитые из бронзы и покрытые позолотой.

Режиссеры фильма «Разгром немецких войск под Москвой» Леонид Варламов и Илья Копалин и в этот раз остались без наград. В те годы Холодная война уже началась, и все контакты между Советским Союзом и США были прекращены.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here