Перестроечное детство — это не только самодельные рогатки, переплавка свинцовых пластинок из старых аккумуляторов тайком от мамы и прыжки в резиночку. Это — дебри незабываемой советской мультипликации, сквозь которые мы шли без советов Людмилы Петрановской и рекомендаций Андрея Курпатова.
Собрали самые долгоиграющие психоделические трипы нашего с вами детства.
Крылья, ноги и хвосты
И. Ковалёв
А. Татарский
1986
Король психоделических мультиков, режиссер Александр Татарский, рисовку которого невозможно спутать ни с чем, вспоминал:
«Скажем, «Крылья, ноги и хвосты» были запрещены, так же как и почти все остальные мои фильмы. Там не должно было быть текста никакого – все было построено на междометиях, одна абракадабра. Уже потом записали Сашу Филиппенко, который очень хорошо сделал озвучание, но мне кажется – фильм был и без текста очень понятный. Он должен был входить в альманах «Кубик». Его выкинули оттуда, а остальные сюжеты просто удлинили».
Это интересно:
Страус и птица, похожая на грифа, появлялись также в четырёхсерийном мультсериале «Следствие ведут колобки».
С философской точки зрения — мультфильм о том, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, которые и делают нас уникальными. У грифа крылья, у страуса ноги, а у ящерки хвост. Собственно, каждый персонаж в конце мультика это понимает и идёт своей дорогой
Большой ух
Ю. Бутырин
1989
За 10 минут экранного времени вы услышите душещипательную историю о том, как на планете консервных банок подрались банки с тушенкой, пройдете курс медитации на кувшинку и прослушаете краткий мюзикл со словами: «Мы веселые медузы, мы похожи на арбузы».
Это интересно:
Мультфильм называется “Большой Ух”. Я думаю, что если спросить у вас, как зовут главного ушастого героя, вы ответите, что ну да, так и зовут. Тем не менее сам герой представляется немного по-другому: “Я Большое Ухо!”
Голубой щенок
Е. Гамбург
1976
Голубой цвет ассоциировался не с целующимися мужчинами, а с романтикой, мечтами, полетом творческой мысли… Энтин сильно изменил сюжет сказки, написал песни, которые потом исполнил целая толпа знаменитостей (Я обижен злой судьбой/Ах, зачем я голубой?), а режиссёр-мультипликатор воплотил все это в технике, необычной для всех времен и стран, — пятен туши.
На современном языке это все называется синдром HPPD: Трип, который не заканчивается.
Это интересно:
Все роли в сказке должен был озвучить знаменитый пародист Виктор Чистяков, обладавший уникальным даром звукоподражания, однако в мае 1972 года Чистяков разбился в авиакатастрофе под Харьковом.
На момент создания мультфильма слово «голубой» означало «не от мира сего» или романтичный, прекрасный, возвышенный и не имело никакого гомосексуального подтекста. Однако с 1980-х годов это слово приобрело новое значение и стало устойчиво ассоциироваться с гомосексуальной ориентацией. Юрию Энтину и другим создателям мультфильма неоднократно приходилось комментировать восприятие сказки в качестве своеобразного гимна толерантности:
«Поверьте, я в жизни бы этого не сделал, если бы мог предположить, с чем это будет ассоциироваться. Это в прямом смысле удар ниже пояса. У меня огромное количество знакомых нетрадиционной ориентации, это замечательные люди, с которыми я в самых нежных отношениях. И так издеваться над ними я бы себе никогда не позволил».
Контакт
В. Тарасов
1978
Осьминожки
Р. Страутмане
1976
Заканчивается все тем, что уставшие отцы-деспоты ждут маму, которая должна прийти от подружки-камбалы и определить, кто из детей — ее, а кого отдать обратно соседям.
Железные друзья
Б.Дежкин
1960
Халиф Аист
В. Угаров
1981
Чтобы окончательно склонить вас к самоубийству — фоном идет скрипично-клавесинная тема.
Ух ты, говорящая рыба
Р. Саакянц
1983
После таких лент на диснеевского Джина без слез не взглянешь.
Это интересно:
«Ух ты, говорящая рыба!» — вариация сюжета о Золотой рыбке, мультфильм создан в 1983 году, по мотивам сказки Ованеса Туманяна «Говорящая рыбка»
Чудовище
Е. Нитылкина
1990
Конфликт
Г. Бардин
1983
Это интересно:
Идея фильма пришла Г. Бардину во сне:
«…фильм мне просто приснился. Я проснулся с ощущением большого подарка. Спички, не поделившие коробок. Одни с синими головками, другие — с зелеными. Ссора переросла в ядерную войну. И сгорели все».
Смех и горе у Бела моря
Леонид Носырев
1988
Ну и конечно, хозяюшкам на заметку ответ мужчине на все случаи жизни: «Ваня, я ваша навеки!».
Выкрутасы
Г. Бардин
1987
Пластилиновая ворона
А. Татарский
1981
Пластилиновая техника в советской анимации практически не использовалась, так что мультипликаторы были не только, в своем роде, первопроходцами, но и обладали воистину адским терпением: на создание всей истории ушло 800 кг пластилина.
Благодаря такому труду, мы уже с детства были морально готовы к приходу Дэвида Линча: что нам его «Малхолланд драйв» или убийство Лоры Палмер? Мы с ранних лет медитировали на перевоплощение дворника в страуса, коровы в собаку, а пальмы в арбуз!
Это интересно:
Мультфильм хотели запретить, так как он оказался «идеологически безыдейным». Спасли картину Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, показавшие наперекор цензорам «Ворону» в одном из выпусков «Кинопанорамы».
После успеха «Пластилиновой вороны», Татарский снимает еще один мультфильм, в этом же жанре «Падал прошлогодний снег». Героем делает дворника из «Пластилиновой вороны».
***
Полина Песня, психолог-консультант
Кроме того, многим не кажутся «психоделичными» перечисленные в статье сюжеты. Даже современный родитель с более легким сердцем покажет ребёнку «Голубого щенка», чем «Покемонов», из-за тех же убеждений в необходимости «моральной составляющей» анимации.
При этом часто забывается, что основная функция мультфильмов – развлекательная. Всё-таки ждать, что духовности и нравственности ребёнка научит телевизор – несколько наивно.
К тому же психоделичные сюжеты не самая большая проблема – сегодня психологи и родители бьют тревогу из-за мультика «Маша и Медведь», в котором нет никакого явного сюрреализма, кроме медведя, вопреки всему заботящегося о буйной девочке.
Даже к безобидному «Лунтику» есть претензии — и персонаж непонятно кто, и по характеру «размазня», то есть плохая ролевая модель.
Возвращаясь к советской мультипликации, вполне приличный «Аленький цветочек» — это по сути сказка про стокгольмский синдром, что наверное тоже не научит молодое поколение хорошему.
Одним словом — найти угрозу для детской психики при желании можно абсолютно в любом мультфильме.
Но на самом деле любая анимация не принесёт вреда, если соблюдены несколько условий — ребенок начинает смотреть мультфильмы не раньше 3х лет (до этого возраста ведущая деятельность — познание мира сенсорно, поэтому статичный просмотр мелькающих картинок на экране тормозит процесс развития), смотрит их дозировано, и все спорные моменты обсуждаются с родителями. Также важно, чтобы мультфильм соответствовал возрасту.
Поэтому если у вас есть свои дети – при соблюдении описанных выше условий вы можете со спокойной душой показывать им любые мультфильмы. Вреда от них будет не больше, чем от любого другого праздного досуга. А самому поколению 90-х можно не переживать о том, какой отпечаток оставили советские мультики на их психике – в то время происходящие на экране странности вполне органично дополняли те, что мы наблюдали в реальности.
Квакнул и в тину. После прочтения сего текста почему-то крутится в голове. ПОЧЕМУ???
Да их гораздо больше!!! Остров сокровищь, капитан врунгель, пластелиновые боксёры, про новый год, домовёнок кузя ) и т.д. и серия армэнмультфильмов )
В который раз встречаю упоминание какой-то «Клары Румянцевой». Её не существовало. Существовали Клара Румянова («Ну, погоди!») и Надежда Румянцева («Девчата»).