Уже более трёх веков на территории нашей страны открывают и изучают загадочные петроглифы – рисунки, нарисованные или выбитые на стенах пещер, валунах и скалах. Исследователи открыли сотни местонахождений петроглифов от Карелии до Якутии, большинство из них обнаружено на Дальнем Востоке и в Сибири.

В России петроглифы иногда называют «писаницы». Расположены они чаще всего под открытым небом, на скалах и мегалитах. В других странах они представлены, в основном, рисунками на стенах пещер.

Слово «петроглифы» (ударение на букву «и») произошло от двух греческих слов – petros (камень) и glyphe (резьба). В истинном смысле, петроглиф – это именно резьба по камню, а сам термин взят из научных изысканий Западного мира.

Сегодня петроглифами называют любые росписи, нарисованные или вырезанные в промежутке от каменного века до Средневековья, которые не используют алфавиты и другие системы знаков.

В отечественной научной литературе по археологии термины «писаницы», «наскальные рисунки» и «петроглифы» имеют одинаковый смысл. Хотя некоторые авторы предпочитают называть петроглифами только выбитые изображения.

Петроглифы на Руси

Петроглифы на Руси
Петроглифы на Руси. Фото: pinterest.ru

Вне зависимости от места расположения, петроглифы тяготеют к обнажениям скал у водоёмов. Места выбора для рисунков определялись, как считают исследователи, востребованностью конкретных мест. Рядом могли находиться переправы, тропы, стоянки. Или наоборот, к нанесению ритуальных и культовых изображений располагали уединённость и изолированность места. Часто это очень красивые места.

Иногда петроглифы представляют собой загадочные палимпсесты – изображения, выбитые или нарисованные поверх других изображений. Это можно сравнить с графическими диалогами и дискуссиями.

Христианство тоже внесло свою лепту в смысловые баталии – поверх «бесовских» изображений выбивались кресты и другие священные символы.

Древние художники Руси при написании своих шедевров мастерски выскабливали или выдалбливали породу. Иногда высекали только контуры, иногда целые фигуры. Размеры рисунков разнятся от пары сантиметров до четырёх метров. Некоторые рисунки заливали цветными пигментами. Краски использовали разные, минеральные, растительные и животные. Чаще всего применяли охру – коричнево-красный пигмент, смесь глины с оксидом железа. Для сгущения красок добавляли кровь и животные жиры.

Петроглифы Онежского озера
Петроглифы Онежского озера. Фото: http://www.2b3.ru

Время «вымывает» краску и стирает выдолбленные рисунки, лёд выворачивает камни и уносит в реки озёра. Но не только перепады температур, паводок и ледоход уничтожают бесценные артефакты, от стихии не отстают и люди.

Промышленное освоение регионов фатально видоизменяют древний облик скальных пород, строительство гидроэлектростанций ставит под угрозу затопления огромные территории. Вандалы разрушают наскальные рисунки и растаскивают их на сувениры. Их ведь никто не охраняет, они просто «валяются». Так, незаметно, за последние полвека утрачены целые группы петроглифов.

Мировосприятие древних людей

Основная работа по систематизации начертанных знаков началась в ХХ веке. Все петроглифы можно поделить на группы, расположенные в разных местах. Они имеют значительные отличия в технике нанесения и тематике. В некоторых группах доминируют простые и понятные сюжеты – это изображения животных, птиц, людей, лодок, сцены охоты и отдыха. Другие группы петроглифов представляют собой фантастические изображения и диковинные ребусы, требующие разгадки.

Например, наскальные рисунки на берегах Белого моря имеют внятные сюжеты, а онежские петроглифы таинственны и мифологичны. Чего только стоят изображения на мысе Бесов нос!
Онежские петроглифы (Бесов Нос) .
Онежские петроглифы (Бесов Нос) .

Исследователи видят в загадочных артефактах не только национальное культурное наследие. Петроглифы – бесценный кладезь знаний о людях древнейших бесписьменных веков. Наскальная роспись позволяет понять материальные заботы древних людей, их духовные поиски и сакральные переживания, а иногда и эротические фантазии. Но не только это хранят на своих спинах, покрытые мхом камни. Изучая петроглифы, можно рассмотреть эволюцию творческих порывов человечества и зарождение искусства.

Некоторые ученые считают, что наскальные изображения располагаются в неких «ключевых» точках, соединяющих земной, небесный и загробный миры. Изображённые люди в лодках намекают на культ мёртвых, сферические круги похожи на звёздную сферу, а огромные антропоморфные существа напоминают духов места.

Сюжеты рисунков тоже вызывает массу вопросов.

Почему животные изображаются как с четкими пропорциями, так и с нарочито неправильными или искаженными? Почему обычные морские существа часто соседствуют с неизвестными науке видами? Почему у изображенных людей бывает две головы или одна нога? Каким образом древние люди могли чётко ориентировать свои рисунки по сторонам света? Почему у кругов бывают «антенны», делающие их похожими на летающие тарелки? Почему шеи у лебедей такие длинные, что сами лебеди больше напоминают динозавров? Почему некоторые животные изображены в «рентгеновском» виде? Почему преобладают изображения «в профиль»?

Вопросов масса. Мы даже не знаем, какое предназначение имели петроглифы для людей их создавших – были ли они элементами ритуала, оберегами или художественными выставками? Ясно одно, петроглифы это не просто рисунки, копирующие бытовые сюжеты, это мироощущение бесконечно далёких от нас людей. Их глубинный мир, требующий трепетного и вдумчивого осмысления.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here