Представьте себе, что вы видите прекрасную картину советского парка 1930 года. А потом видите другую крайне похожую, но 1911 года и уже изображающую римский парк. Такое невозможно, скажете вы? Где Союз и где Рим… В творчестве Исаака Бродского это оказалось более чем возможным.

О художнике

Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Исаак Израилевич Бродский (1883—1939), художник, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Михаил Гершман / РИА Новости

Исаак Бродский был одним из ведущих представителей реализма в русском искусстве первой половины XX века. Исаак Бродский родился в семье торговцев. В 1896–1902 годах учился в Одесской художественной школе при Обществе поощрения художников. В 1902 году Бродский переехал в Петербург, поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1904 года экспонировал свои работы на весенних выставках Императорской Академии художеств.

«С меня начал писать портрет И. И. Бродский, — писал в 1912 году Илья Репин приятелю. — Хорошо взял и интересно ведёт: сходство полное. Я вижу себя и восторгаюсь техникой. Простота, изящество, гармония и, правда, правда выше всего, и как симпатично! Дай бог ему кончить, как начал. Да, он большой талант!»

Исаак Бродский в основном проживал в Петербурге (Ленинград), с 1906 года он ежегодно совершал творческие поездки в Псков. Его ранние работы 1900–1910-х годов были близки к модерну. Их отличали декоративный стиль, яркие цвета, мелкие штрихи, тонкие линии и детальная композиция изображения. Бродский писал портреты, пейзажи и жанровые картины в традициях русской реалистической художественной школы второй половины XIX — начала XX века.

Портрет И. Бродского. Художник: Репин
Портрет И. Бродского. Художник: Репин

В 1908 году Бродский был удостоен звания художника и награжден Академией за картины «Теплый день» и «Портрет Л. М. Бродской». Он получил возможность совершить творческую поездку в 1909–1910 годах. Художник ездил в Европу и Малую Азию. В 1911 году он посетил Капри, где остановился у Максима Горького. В 1916–1917 годах выставлял свои картины на выставке «Передвижников». В 1920–1930-е годы Бродский писал картины по истории Революции, портреты лидеров в реалистической манере, но в сдержанной палитре.

Наследие художника

Работы Исаака Бродского находятся во многих музейных и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Исаак Бродский был в хороших отношениях со многими ведущими русскими художниками, в том числе со своим наставником Ильей Репиным. Бродский был заядлым коллекционером произведений искусства. Его превосходная коллекция включала значимые работы Ильи Репина, Сурикова, Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля и Бориса Кустодиева. После смерти художника квартира Бродского (кстати, подаренная за сотрудничество с советской властью) в Санкт-Петербурге была объявлена ​​национальным музеем. Его коллекция произведений искусства и ныне находится там.

Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Музей-квартира Исаака Бродского
Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Музей-квартира Исаака Бродского

Золотой фонд творческого наследия Исаака Бродского составляют портреты вождя Октябрьской революции – В. И. Ленина. Именно этому художнику принадлежат портреты, на которых запечатлен истинный художественный и исторический образ Ленина. Когда Бродский попросил Ленина дать автограф личному портрету, он сказал: «Я подписываюсь то, с чем я впервые не согласен».

Бродский портрет Ленина
Художник Исаак Бродский у портрета В. И. Ленина, написанного им для зала заседаний Смольного
Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Ленин в Смольном
Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Ленин на трибуне
Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Ленин и манифестация

Корней Чуковский так вспоминал о коллекции Бродского:

«Ах, как пышно он живёт — и как нудно! — Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «Расстрела коммунистов в Баку»… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин… Сам Бродский очень мил. …Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать «расстрелы» и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией».

Бродский был заслуженным деятелем искусств РСФСР и членом Союза художников России. В 1934 году был назначен директором Российской академии художеств.

Исаак Бродский был первым художником, награжденным орденом Ленина.

«Аллея парка» Советов и Рима

Советский вариант

Аллея парка Бродский
«Аллея парка» Исаак Бродский 1930 год

Картина «Парковая аллея» была написана Исааком Бродским в 1930 году. Центральное место на картине отводится огромным деревьям. Земля и люди занимают только 1/3 холста, а остальные 2/3 усеяны зелеными ветками деревьев. Изумительно и детально описанные деревья! Вы только посмотрите: ведь мы можем разглядеть каждый лепесточек, каждую веточку на картине. Да, безусловно, деревья, «обнимающие» аллею и дарующие укромную тень своим посетителям — главный герой картины.

Ветви деревьев наклоняются к земле и в то же время тянутся к голубому ясному небу, а сами деревья образуют широкую дорожку, по которой прогуливаются люди. Парковая аллея достаточно глубокая, мы даже не видим ее конца. Это теплый солнечный день, прекрасно освещающий парковую аллею. Судя по теням от деревьев, это полдень. Композиция построена художником таким образом, что фокус внимания переходит от внешних сторон — деревьев — к центральной точке картины — двум увлеченной играющим детям.

А что же посетители парка? В парке довольно многолюдно, скорее всего, художник работал над картиной в праздничный или выходной день. Некоторые люди прячутся от солнечного зноя в тени деревьев, другие заняты разговорами.

Загадки Бродского: как советский парк превратился в римский в руках художника
Аллея парка Бродский. Фрагмент

Дети в центре нашли себе увлекательную игру на земле, не обращая внимания ни на кого вокруг. В основном это семейные прогулки: рядом с каждым взрослым непременно изображен ребенок.

«Парковая аллея» — это легкая и даже лучезарная картина, глядя на которую непременно хочется прогуляться по аллее. Простота сюжета делает эту работу еще более привлекательной. И все прекрасно на этой картине… Если бы не одно НО.

Целых 19 лет до написания этой картины фаворит Ленина написал другую работу с этим же парком, но назвал он ее «Аллеи парков в Риме».

Давайте перенесемся в 1911 год.

Римский вариант

Картина аллея парка в Риме
«Аллея парка в Риме» 1911 год

Предоставив дорогим читателя описание по первой работе 1930 года, мне, к сожалению, особо нечего добавить ко второму варианту. А все потому, что они поразительно одинаковы! Что уж говорить… Изображен один и тот же парк в том же ракурсе и в тех же размерах с незначительными изменениями в человеческих фигурах.

Искусствоведам, конечно, эти мелочи не давали покоя. Было решено провести рентген полотна 1930 года. Результаты были ошеломительными: «Аллея парка» 1930 года и «Аллея парка в Риме» 1911 года — одна и та же картина. Художник просто изменил персонажей и название картины, удалил с картины белоснежные мраморные статуи. Переодел итальянцев в советскую одежду и немного видоизменил деревья.

В чем причина такого решения — останется извечной загадкой. Но это обстоятельно нисколько не умаляет прекрасного солнечного сюжета. Так душевно написана эта картина, что глядя на морозные вечера за окном, действительно хочется перенестись в летний теплый день на картину Исаака Бродского!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Джамиля, рада приветствовать в Вашем лице внимательного читателя каталога выставки Третьяковской галереи 2016 года «Тайны старых картин» и своей статьи «По аллеям парков И.Бродского».
    Но чтобы стать серьезным журналистом и искусствоведом все же рекомендую Вам ссылаться на первоисточник! За этим открытием стоит очень многое- интуиция знатока и труд нескольких профессионалов-экспертов технологических исследований.
    Приходите на выставки к нам,там всегда найдете темы для своих публикаций.
    А дальше чуть больше на эту тему.
    выставке «Тайны старых картин», проходившей в Третьяковской галерее с 1 июня по 21 августа 2016 года. Сегодня рассказываем о загадке картины И.И.Бродского «Аллея в парке».

    В старинной парковой аллее И.И. Бродский изобразил женщин и детей, одетых по советской моде. Особенностям сцены соответствует авторская дата на полотне — 1930 год.

    Сравните картину и иллюстрацию в издании 1929 года, посвященном творчеству Бродского. В книге была опубликована работа Бродского «Аллея парка в Риме», созданная в 1911 году.

    Сотрудник Третьяковской галереи И.А.Пронина обратила внимание, что на иллюстрации изображена та же широкая аллея со старыми деревьями, раскидистые ветви которых бросают ажурные тени на гуляющих. Но есть и различия. На римской аллее собрались няни с детьми в костюмах начала века, и их фигурки наделены буржуазной респектабельностью.

    Выяснить, каким образом советский парк связан с римской аллеей Бродского, помогла рентгенограмма. На рентгеновском снимке видны исправления, которые художник внес в композицию картины 1911 года, в целом не изменив ее. Он записал беломраморные статуи, стоящие по обочинам дорожек. На заднем плане «выстроил» павильон. Сидящую под деревом женщину заменил стоящей. Детей в центре, играющих в серсо, лишил обруча и усадил на корточки. И всех переодел согласно времени. Римская аллея сохранила прежнее великолепие, но превратилась в советский парк, и вместо прежней даты — «1911» художник поставил новую — «1930».

    С уважением,
    Ирина Пронина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here