Загадка: Марлен Дитрих, Эрнесто Бо и русские казаки — что общего?

0
4744

Ответ: лучший запах от Шанель — Cuir de Russie — «Русская кожа» — гениальное воплощение аромата кожи, созданное на волне моды на Россию.

Но что же все-таки связывает Эрнесто Бо, Марлен Дитрих и русских казаков? И вообще кто они? Очевидно, что с последними персонажами совсем уж легко. С секс-символом американской и немецкой киноиндустрии Марлен Дитрих, тоже все предельно ясно. Очевидно и то, что ключевая фигура в этом треугольнике — Эрнесто Бо мало кому известна. Давайте разбираться.

Мало кто знает, что туалетная вода «Русская кожа» от Шанель — настоящая мировая легенда. Запах Cuir de Russie в начале ХХ века был эталоном, символом избранности и доступа в мир королей, императоров и иных сильных мира сего.

Парфюм вышел в свет в 1924 году. С тех пор магия его притягательности только растёт. Кто хочет, видит в нём загадку и очарование русской души, кто не хочет — непреодолимую силу запаха власти, который, по устоявшейся легенде, источает аромат «Русской кожи».

История создания этого запаха с русскими корнями восходит ещё к донаполеоновской эпохе. Тогда в дворянской России было нормой говорить на французском языке. А в светском кругу считалось «постыдным» говорить на языке «простонародья и холопов» — русском, родном языке. Мода на все французское лихо вскружала головы от светских дам до их придворных…

Так и жили — говорили на французском, читали книги на французском, восторженно кричали «мон амур», и источали ароматы, как будто «только из Парижу».

Российский императорский двор тщательно следил за европейскими модными тенденциями, шедшими из Франции. Слабостью же многих королей и императоров, включая российских, был парфюм.

Главы «ароматных» домов в долгу не оставались, тем более что это хорошо сочеталось с необходимостью расширения рынка. В ХIХ веке многие парфюмерные дома Франции и Италии придумывали свои ароматные творения для Российской империи — Floris, Guerlain, Jean Giraud, Sause Feres.

В 1842 году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен посвятил сразу два аромата — Bouquet d’ Olga и Princesse Alexandra — дочери Александра III великой княжне Ольге. А Александру III, к его восшествию на престол, — аромат Imperial Russe. Особенностью русских запахов из Франции было то, что сырьё для них поставлялось из России. Русские купцы везли во Францию масло берёзового дегтя, розы, кориандра, горной лаванды, хвои. Особенно ценилось масло сибирского кедра.

Однако самые высокие спрос и цену, но ограниченные поставки имела русская юфть — кожа особой выделки. Этот редкий аромат в Европу принесли русские солдаты-победители, вошедшие в Париж в наполеоновскую войну 1812-1814 годов.

Казаки в Париже

Уникальность запаха юфти была в том, что только в России кожу обрабатывали на дёгте и китовом или тюленьем сале. Эта дедовская технология, считалось, оберегала кожу от сырости, придавала ей благородную мягкость и специфический «русский» запах.

Именно запах русской юфти в глазах европейских династий постепенно стал запахом «настоящей кожи» и русской аристократии. Из поставляемой в Европу юфти стали делать галантерею: портмоне, портсигары и т. д. Так постепенно юфть превратилась в символ утончённости. Её в свои композиции духов начали включать самые влиятельные парфюмеры Европы. Ноты юфти в туалетной воде и духах использовались до Второй мировой войны. А расцвет юфти пришёлся на 20-30-е годы, когда массовый спрос на неё породили русские эмигранты после их изгнания из России в 1917-1922 годах.

Тогда жёны и дочери русских эмигрантов княжеских и графских фамилий, чтобы заработать на жизнь, придумывали коллекции модной одежды и духов и даже участвовали в модных показах известных парижских домов моды как манекенщицы. Они, кстати, зародили традицию показа коллекций одежды будущих сезонов, чуть позже — презентаций новых ароматов.

Идея показывать не только одежду, но и запахи тесно связана со знаменитой кутюрье Коко Шанель и «русским периодом» в её жизни и творчестве — 20-ми годами.

Тогда испанский художник Хосе-Мария Серт и его русская жена Мися познакомили Шанель с русскими художниками, музыкантами и танцовщиками «Русских сезонов». Её друзьями стали Игорь Стравинский и Сергей Дягилев.

Коко Шанель

Коко Шанель финансировала постановку балета «Спящая красавица», а в 1924 году сделала костюмы для балета «Голубой экспресс».

Русские познакомили её с великим князем Дмитрием Романовым и великой княгиней Марией Романовой. Так постепенно в моделях дома Сhanel появились русские мотивы — пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения. А чуть позже — русские запахи.

Именно Шанель вернула юфти чуть поднафталиненный к тому времени статус суперзапаха. Точнее, князь Дмитрий Романов познакомил её с парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, дважды эмигрантом — сначала его предки эмигрировали из Швейцарии в Россию, а потом уже обрусевший Бо (Борисов) в 1919-м бежал из России во Францию. Именно его парфюмерная композиция на основе юфти легла в основу современной классики — знаменитых духов «Шанель № 5», выпущенных в 1921 году.

Эти первые французские духи с абстрактным запахом можно назвать самыми популярными духами XX века. В них всё было новым: и «составной» запах, включавший в себя как натуральные масла, так и синтезированные, и вызывающе простой, но элегантный флакон. Как писала Шанель в мемуарах, эскиз флакона она придумала, увидев походную фляжку для русской водки у князя Дмитрия Романова. Её роскошь она рассмотрела в простоте и утилитарности форм солдатской фляжки.

Однако всё же самым знаменитым ароматом на основе русской юфти остаётся творение Эрнеста Бо для дома Шанель — Cuir de Russie, созданный им в 1924 году.

«Я не был бы русским, и русским эмигрантом, если бы не донёс этот запах России до мира»

Историческая преемственность. У аромата Cuir de Russie она выразилась в удивительном шлейфе берёзового дегтя и юфти, позже переросшего в магию ароматов власти, поскольку парфюм стал своим в кругу императорских особ. Шествие «Русской кожи» по миру оказалось столь триумфальным, что «русские ноты» в ароматах вслед за домом Chanel использовали многие парфюмерные бренды.

Среди ароматов с использованием юфти встречаются Natacha (Marny), Kyrill (Vivaudou), Balalaika (Lucien Lelong) и даже Tovarich, выпущенный французами дома Coty в 1945-м — специально для советских солдат-освободителей.

Так Cuir de Russie и русская юфть остаются первоисточниками и отправной точкой главного русского запаха.

П.С: В 2006 году дом моды Сhanel решил переиздать свои лучшие ароматы за все времена, в его коллекцию из шести главных запахов вошла и «Русская кожа».

Вы спросите: «А как же русские казаки, Марлен Дитрих…» Чуть не забыл о самой главной интриге. 

У французов с ароматом «Русская кожа» существует веселая легенда.

Легенда гласит, что идея аромата Cuir de Russie родилась, когда русский казак в широкой степи натер березовым дегтем свои тонкие кожаные сапоги. О какой степи сами французы не поясняют, но мы то знаем, что добрую часть русских солдат, вошедших в Париж во времена Наполеона, составляли казаки, к которым так благосклонны были французские дамы.

С Марлен Дитрих все гораздо проще! Большинство обозревателей и экспертов моды олицетворяют «Cuir de Russie с образом Марлен Дитрих в брючном костюме и с сигаретой в мундштуке». Образ Марлен — эксцентрично-смелой женщины, с особенной неподражаемой харизмой — идеальный баланс между гламуром и опасностью, особенно актуальной в эпоху эмансипации женщин… Интеллектуальных, но взбалмошных.

МАРЛЕН ДИТРИХ

В конечном итоге, на провокационной роскоши, на отдельно взятой русской истории о казаках в широкой степи с натертыми ногами, на волне девственной русской природы и непостижимости русской души создается легендарный аромат, полу-русским полу-французским перебежчиком. И все это вместе взятое в одном флаконе, воспевает мечтательную ауру чистоты и романтики.

Ай да французы, ай да казаки…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here