Забытые имена русских художников — Василий Андреевич Тропинин

Как-то крепостного «казачка» Ваську наказали. Дело было в том, что, собрав обувь для чистки, он забыл про полученное задание. Вместо этого рисовал углем и ваксой головы людей прямо на стенах людской. Просто ему хотелось стать настоящим художником. И, выкраивая любой момент, пусть еще совсем неумело, он пытался рисовать. Тогда мальчик служил в семье графа Моркова, и на просьбы отца юного художника отдать Васю в ученики к живописцу тот ответил: «Толку не будет!».

«Казачок» же стал одним из самых замечательных портретистов первой половины XIX в. — Василием Тропининым , оставаясь крепостным до 47 лет.

За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин — портретов, жанров. Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева…

Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве.

«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина», 1818г. 

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

На академической выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

“Кружевница” (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.

«Девушка с горшком роз», 1820г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и, как следствие, остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: “У вас есть собственный превосходный художник”.

«Женщина в окне. (Казначейша)»,1841г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

«Портрет Д.П.Воейкова с дочерью В.Д.Воейковой и англичанкой мисс Сорокк»,1842

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица — дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники.

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»,1852г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека. “Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил он.

«Портрет Левицкой-Волконской», 1852

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

В 1840 — 1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее, изображает и повторяет изображения старых женщин — “Старуха, стригущая ногти” (1850), “За починкой белья” (1852), “Старуха с курицей” (1856). Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Они вызывают щемящее чувство жалости, но в то же время создают ощущение покоя, смирения перед вечным, и, неизменным порядком бытия.

«Старуха с курицей (Портрет жены художника)», 1856

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. В его “Страннике” и “Фомушке-сыче” развит художественный анализ тех качеств простых людей, которые впервые обрисованы в тропининских “слугах”, “странниках”, “старых солдатах”. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского.

«Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника», 1827

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи “последним сыном XVIII века”, в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века — верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века.

Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Другие статьи

«Чего же ты хочешь?». Роман-предсказание Всеволода Кочетова

«Нет пророка в своём отечестве» – эти вечные евангельские строки учат нас тому, что мы мало обращаем внимания на современников, тех, кто знает больше,...

Как погиб первый космонавт Юрий Гагарин

12 апреля 1961 Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире отправился в космос, став главным национальным героем для всех советских граждан. Огромной трагедией была его...

Почему весельчак Серов был суров и замкнут на самом деле

Начнём с малоизвестной зарисовки из биографии художника.Родители накоротке были знакомы с немецким композитором Р. Вагнером. Часто приезжали в Мюнхен. На виллу Вагнера в баварском...

Похоронен ли Гоголь заживо?

4 марта 1852 года по новому стилю скончался великий Николай Васильевич Гоголь. Обстоятельства его смерти уже целый век остаются спорными и загадочными. Известно, что...

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.