Картина стала новым словом в русском изобразительном искусстве. И не только потому, что картина имела ярко выраженные черты импрессионизма (нестандартные для того времени). Полотно Коровина получила еще больший интерес, благодаря посланию художника, которое тот оставил на обороте картины. Разберем его подробнее?

Биография

Константин Коровин
Константин Коровин

Константин Коровин родился в Москве в обеспеченной семье купцов. Его отец был юристом, а мать имела музыкальный и художественный талант, что повлияло на то, что в семье выросли два сына-художника, Сергей и Константин.

Константин Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1875 году в возрасте 14 лет. Сначала он изучал архитектуру, но через год сменил свое направление на живопись. Позже он был переведен в академию в Санкт-Петербурге, но, разочаровавшись в программе обучения, бросил не завершив.

Став впоследствии одним из величайших русских импрессионистов, Константин Коровин был человеком многих талантов, поскольку он был не только художником, но и театральным дизайнером и писателем. Он был мастером во многих жанрах: пейзаж, натюрморт и портреты. Особого внимания в импрессионистских работах художника стоит «Портрет хористки».

Тайное послание художника Коровина. «Портрет хористки»
Константин Коровин «Портрет хористки»

На обороте полотна художник прикрепил послание, которое содержит даже больше интересных и любопытных деталей, чем сама картина:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С.И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Константин Коровин».

Тайное послание художника Коровина. «Портрет хористки»
«Портрет хористки» с посланием на обороте

Разберем эту записку подробнее с комментариями.

1 «В 1883 году». Основываясь на тщательном анализе данных, искусствоведы доказали, что Коровин написал картину не в 1883 году, а в 1887 году. Коровин перекрасил эту дату и указал 1883 год, потому что его друг, Валентин Серов, написал «Девочку с персиками» в 1887 году, а Коровин, который всегда соперничал с Серовым, хотел продемонстрировать, что он был первым русским импрессионистом.

2 «Писано на балконе в общественном саду коммерческом». Отрывочная, легкая и свежая живопись и фрагментарный характер произведения указывают на то, что картина была сделана на пленэре. Портрет был нарисован на балконе дома в сквере.

Тайное послание художника Коровина. «Портрет хористки»
Константин Коровин за работой

Художник Константин Юон сказал следующее об этой работе: «Картина Коровина — это воплощение в образе счастья и радости жизни художника. Все краски мира манили его и улыбались ему».

3 «Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С.И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только». Посмотрев на этюд, Репин сказал: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…». Не зная, кто был автором полотна, и Репин, и Мамонтов утверждали, что Коровин не может писать так смело.

4 Художник подчеркнул, что «в то время Серов еще не писал портреты», ссылаясь на картины «Девочка с персиками» (1887) и «Девочка, освещенная солнцем свете» (1888). Оба являются экспонатами Третьяковской галереи.

«Кто не  знал Костю Коровина,  – писал в своих воспоминаниях Михаил Нестеров, – этого причудливого, капризного, красивого юношу? Он  был общий баловень. Баловали его профессора-художники, учителя по  наукам, коими он  не любил заниматься, сдавая экзамены походя, где-нибудь на  площадке лестницы, причём всегда кто-нибудь за  него просил: «Поставьте ему три, он  так талантлив!» … Всё в нём жило, копошилось, цвело и  процветало. Костя был тип художника, неотразимо действующего на  воображение, он  «влюблял» в  себя направо и  налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его «качества» покрывались его особым, дивным талантом живописца…».

5 «Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то». Поленов даже попросил Коровина убрать этот шедевр с выставки, так как он никому не понравился. Позже Коровин снова вспомнил портрет и сказал, что Мамонтову, напротив, настолько понравилась картина, что именно благодаря ей познакомились художники.

6 «Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая». На самом деле девушка, изображенная на портрете, выглядит даже несколько неуклюже. Глаза направлены вверх и выглядят немного косо. Чрезмерно пухлые губы приоткрыты, а поза, в которой сидит женщина, кажется даже неестественной. Изображая модель, художник словно бросает быстрый ироничный взгляд на девушку, которая типична для импрессионистического видения жизни. Лицо женщины в синей шляпе на фоне зеленой листвы написано ярко и насыщенно.

Тайное послание художника Коровина. «Портрет хористки»
«Портрет хористки» — фрагмент картины

Картина написана красочно, но в то же время цветовая гамма отличается определенной свежестью. Коровин известен своими колористическими новшествами. Картина отличается выразительным контрастом синих цветов. Богатые отдельные мазки передают оттенки окружающей среды, полной воздуха и света. Яркие краски на полотне Коровина сливаются в веселый аккорд. 

История русского импрессионизма связана с картинами Коровина, которые характеризовались своей импульсивной непосредственностью. В большинстве своих картин Коровин намеренно не полностью отображал предметы. В день своего 50-летия Константин Коровин определил свое творчество следующим образом:

«Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве своей живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами. Никогда никому никакого поучения, никакой тенденции.»

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя