Произведение искусства часто приобретает особую популярность, если под ним кроется легенда или оно неожиданно оказывается не таким, каким думается на первый взгляд. Подобной работой можно считать «Монахиню» Ильи Репина. Непримечательная картина, скажите вы? Отнюдь.

Русский Рембрант

painterИлья Репин (1844–1930) — один из самых известных русских мастеров живописи. Он писал портреты людей из всех слоев общества, от дворян до крестьян. Репин вышел из самых низов, из крестьянской бедноты и смог покорить вершину успеха, оставаясь при этом одинаково сочувствующим ко всем слоям общества. Период жизни Репина — время великих живописных экспериментов. Но Репин — один из немногих, кто всю жизнь придерживался одного направления — стиля старых европейских мастеров наподобие Рембрандта. Именно поэтому его часто называют русским Рембрантом.

Илья родился на окраине Чугуева в Малороссии, которая сегодня является частью Украины. Его отец, Ефим Васильевич был военным поселенцем-крестьянином. Когда отец Репина служил в армии, семья жила в бедности. Отсутствовала начальная школа, которая могла дать детям хоть какие-то возможности для развития. Но это не стало преградой для матери художника, Татьяны Степановны.

Научившись самостоятельно грамоте, она организовала занятия, в которых обучала своих и других детей. Поскольку отец Репина часто отсутствовал, его мать играла приоритетную роль в воспитании. Татьяна была глубоко религиозной и передала учение Русской Православной Церкви своим детям. Впоследствии это оказало влияние на то, что Репин сравнивал свое творческое вдохновение с религиозными убеждениями. Последние замыслы нашли свое отражение в одной из самых загадочных картин художника — «Монахиня».

«Монахиня»

Monahinya.-1887
Монахиня, 1887. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Что мы видим на картине? Молодая девушка в строгой монашеской одежде задумчиво смотрит на зрителя. Ее окружает темный мрак, в руках монахиня держит четки. Образ классический и знакомый, который, вероятно, не вызвал бы интереса у искусствоведов, если бы не воспоминания Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споры — племянницы жены Репина. Они поведали любопытную историю.

Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей — Софьей, но в 1872 году Илья сделал предложение младшей — юной Вере. София Репина позировала для «Монахини» Илье Репину. И, что важно, она не имела никакого отношения к монастырю. Впоследствии девушка стала невесткой художника (женой брата Василия, служащего в оркестре Мариинского театра).

Repin-I.E.-Portret-Verochki-SHevtsovoj-vposledstvii-zheny-hudozhnika-1869g
Репин И.Е. Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869г
Репин И.Е. Портрет Софии

Это не помешало художнику многократно писать портреты Софии. Вот один из ее портретов: девушка позирует в парадном бальном наряде: легкое элегантное платье, кружевные рукава, высоко уложенные волосы. Ничего особенного. Однако, в процессе работы над картиной художник всерьез повздорил со своей родственницей — моделью. И здесь мастер проявил незаурядную изобретательность (мне кажется, даже несколько комичную, хотя героине было не до смеха…), отомстив героине.

Оскорбленный «посредственный труженик» (как он сам любил называть себя), Репин буквально переодел Софию в монашескую одежду. Веер, который держала в руке София, художник изменил на четки.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: вспыльчивый и эмоциональный Репин даже не снял первоначальный слой краски, что позволило детально рассмотреть истинный наряд героини. Результаты были удивительными: Технические и технологические исследования подтверждают, что изначально Софья Алексеевна была изображена в открытом кружевном платье с веером в руках (вместо четок). А позже, по непонятной причине, Репин нарядил Софию в монахиню.

I.E.Repin.-Kartina-Monahinya-1878-g.-i-eyo-rentgenogramma-
И.Е.Репин. Картина «Монахиня» 1878 г. и её рентгенограмма

Спустя десять лет Репин написал еще один портрет монахини. Картина практически повторяет предыдущую и имеет идентичное название. Но, на этот раз все серьезно. Взгляд героини абсолютно соответствует образу, который наполнен печалью, тоской и меланхолией. Для портрета позировала настоящая монахиня, сестра художника – Эмилия и на этом полотне перед зрителем предстает истинная смиренная служительница церкви.

В чем кроется обида художника на Софию — так и останется для нас тайной. Однако, легенда делает это загадочное полотно еще интереснее и даже спустя века приковывает взгляды любителей искусства.

Более подробно о картине «Монахиня», читайте здесь.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя