СЕКСУАЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Во все времена существовал идеал женской красоты. Учёные по-разному объясняют устойчивость этого феномена. Одни всё больше упирают на биологическую сторону вопроса. Мол, таким образом, природа отмечает лучших, наиболее пригодных для оставления потомства, женщин. Другие объясняют культ женской привлекательности — желанием человека любоваться красотой во всех её проявлениях. Поэтому каждой эпохе соответствовала своя Прекрасная Дама, не имевшая ничего общего с функцией воспроизводства человеческой популяции. Но, так или иначе, господствующий идеал напрямую связан с модными тенденциями и с бытовыми привычками.

Итак, СССР 1980-е годы – эпоха ломки стереотипов. Как же отразились эти тенденции на восприятии женского тела?

Когда в конце 1980-х при поддержке журнала ‘Burda-Moden’ был проведён первый в СССР конкурс красоты – «Московская Красавица-88», в прессе и в самом обществе тут же стали раздаваться возмущённые возгласы: мол, начал формироваться «западный» эталон женской телесности – широкоплечая, худощавая и длинноногая «модель».

Действительно, в России, даже если мода требовала от женщин узкой талии, общество всегда делало поправку на «исконный народный вкус». Более того, существовали два параллельно существовавших идеала привлекательности – один подразумевал соответствие модной картинке, другой – базировался на некоем народном архетипе. Полного человека могли высмеивать и даже клеймить позором, как это было, например, в 1920-е годы, но это негативное отношение всегда было связано с социальной ролью «толстяка – буржуя». Нэпманша Грицацуева, являясь комичной, не перестаёт быть «мечтой поэта».

Наталья Крачковская
Наталья Крачковская

До конца 1980-х стройность считалась желательной, но не обязательной. Общество спокойно относилось к тому, что замужняя женщина, особенно после сорока лет, носила 50-й размер одежды. С конца 1980-х такой размер стал считаться дурным тоном.

В СССР, наряду с манекенщицами европейского стандарта, всегда были демонстраторы одежды больших размеров. Более того, эти два типажа «мирно сосуществовали» на страницах одних и тех же журналов.

В первой половине 1980-х возникла повальная мода на аэробику. Более того – её начали популяризировать через СМИ.

Вероятно, положительную роль сыграл тот факт, что Джейн Фонда – изобретательница этого моциона была борцом за мир и позитивно отзывалась о Советском Союзе. В моду вошла придуманная Фондой экипировка – обтягивающий купальник, на ногах – длинные полосатые гетры, на лбу – тонкая трикотажная полоска. Журналы«Работница» и «Крестьянка» время от времени давали полезные советы по вязанию гетр и этой самой полосочки.

джейн фонда аэробика
Джейн Фонда аэробика

Однако аэробика при всей своей популярности продолжала считаться чем-то вроде необременительного, но приятного хобби. Более того, советские женщины и понятия не имели, что тело должно вписываться в конкретные параметры. Стройность определялась на глаз, иногда при помощи весов. Ходили жуткие слухи, что балерина не должна весить более 45-48 килограммов, но, опять-таки, делалась скидка на профессиональную специфику.

Всё изменилось в конце 1980-х., когда были обнародованы цифры 90-60-90. Одни говорили, что они были взяты «с потолка», другие – пытались предоставлять научно обоснованные данные.

Отныне основным критерием привлекательности стало стройное и подтянутое тело. Женщины включились в ожесточённую борьбу за стройность. Кстати, большая грудь не считалась привлекательной. Когда советские зрители в конце 1980-х увидели певиц Samantha Fox и Sabrina, их пышные формы вызвали, скорее, удивление, нежели восхищение. (Образ тоненькой, узкоплечей и пышногрудой блондинки прижился уже в 1990-е, благодаря вкусовым предпочтениям непритязательных «братков»).

Sabrina Salerno & Samantha Fox
Samantha Fox & Sabrina Salerno

Что характерно, именно в конце 1980-х стала меняться и возрастная психология женщин. Если раньше замужество и тем более – рождение ребёнка негласно считалось рубежом зрелости, после которого было допустимо превращение в «тётку», то теперь момент этой нежелательной трансформации стал отодвигаться.

В1970-е годы, если вспомнить наши кино-хиты, женщина в возрасте «за 30» однозначно считалась немолодой. В песне из фильма «Служебный роман» возраст персонажей называется не иначе, как «осень жизни». В этом смысле фильм В.Меньшова «Москва слезам не верит» — лишь исключение, подтверждающее общее правило.

Существует мнение, что культивирование «долгой молодости» характерно именно для капиталистических обществ с их стремлением пролить время пребывания человека в производственной среде. Но подоплёка не так важна для нас, как результат – зрелые женщины перестали воспринимать себя старухами.

Теперь обратимся непосредственно к образам эпохи. В начале десятилетия эталоном привлекательности считалась актриса Александра Яковлева.

В ней была та самая «европейская» изюминка – тонкая талия, широкие плечи, длинные ноги. К тому же, она засветилась в полуэротической сцене с Леонидом Филатовым («Экипаж»).

Александра Яковлева экипаж
Александра Яковлева экипаж

Меняя наряды в фильме «Чародеи», актриса воплощала тот официально разрешённый в СССР идеал западной красоты, который на тот момент для большинства женщин оставался только идеалом.

Красавицами считались Ирина Алфёрова, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, София Ротару – женщины разные и весьма самобытные. Огромную популярность имела певица Ромина Пауэр — её считали эталоном итальянской красоты, и мало кто знал, что Ромина – американка.

В эти годы в моде был сдержанный макияж – естественная гамма – красно-коричневые тона помады, серо-голубые или коричнево-бежевые тени, из туши – исключительно чёрная. Единственной «вольностью» были очень модные диско-блёстки, которые привозили из-за границы. Их полагалось тонким слоем распределять по векам для создания яркого дискотечного имиджа.

В середине 1980-х в СССР проникает агрессивная молодёжная мода и соответствующий этой моде make-up.

В моде второй половины 1980-х – чрезмерная яркость, утрированный образ «городской девчонки», которой наплевать на все условности. В дамских журналах много писалось об умеренности и хорошем вкусе, об умении подчёркивать природную красоту. Однако эти увещевания часто оставались не услышанными. В моде перламутровые тени самых неожиданных цветов, а также рискованные сочетания – например, серых с ярко-розовым или синих – с жёлтым! Чёрная тушь кажется «скучной» — актуальны ярко-синяя, зелёная, фиолетовая. Подводка для глаз – непременно яркая и перламутровая, но возможна и угольно-чёрная. Румяна наносятся под скулы грубым и жирным мазком. Невероятно популярны были лаки для ногтей с разноцветными «блёстками». В каждую эпоху – свой «модный» тип лица.

макияж в ссср

В 1980-е наиболее привлекательными считались женские лица с высокими скулами и выраженными подбородками. Именно так выглядели популярные западные певицы – СС Catch, Kim Wilde, Samantha Fox. В заявленный образ вписывалась и первая «Мисс» – Маша Калинина, и следующая «Московская Красавица» — Лариса Литичевская.

В конце 1980-х возникло совершенно новое для СССР понятие – секс-символ. Так стали называться актрисы, певицы и королевы красоты, которые не постеснялись раздеться перед фото- или кинокамерой.

Первым таким символом стала молодая актриса Наталья Негода, изобразившая в «Маленькой Вере» половой акт с актёром Андреем Соколовым. После шумного успеха «…Веры» Негода снялась в американском ‘Playboy’ и, хотя её кинокарьера не заладилась, актриса навсегда осталась в истории как «первый и последний советский секс-символ»…

Наталья Негода

©Zina Korzina (Галина Р. Иванкина)


Читайте также:

САМЫЕ КРАСИВЫЕ АКТРИСЫ В СССР

5 САМЫХ УСПЕШНЫХ МАНЕКЕНЩИЦ СССР

ХРОНИКА УНИКАЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ : «ПРО ПРИЕЗДЫ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ В СССР»

Другие статьи

СССР – Империя зла или Великая страна?

29 лет назад, 25 декабря 1991 года в семь часов вечера Михаил Горбачев в прямом эфире Центрального телевидения заявил о прекращении своих полномочий в...

Лень, генная наследственность и «общество потребления»

Недавно, в одном из коротких диалогов с чертовски сексуальной знакомой, я задал вопрос: "Ты ходишь в фитнес зал?". Ответ меня немного удивил - "Я...

Марина Мнишек — царица на час

Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по...

Рихард Зорге – немец, погибший за Советскую Родину

Вокруг биографии известного разведчика Рихарда Зорге до сих пор сохраняется некий заговор молчания. Это произошло со многими советскими героями. Их словно вычеркнули из истории....

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.