Псково-Печерская обитель единственный монастырь России, который никогда не закрывался. В наиболее страшные для русской православной церкви годы его спасло, то, что с 1922 по 1940 год он находился в составе Эстонии. В новый виток антицерковной политики Хрущева обитель выстояла благодаря своему настоятелю архимандриту Алипию, который, когда ему вручили документы на закрытие монастыря, бросил бумаги в печку и промолвил: «умру мучеником, но обитель не закрою».

История Псково-Печерского монастыря

Согласно Печерской монастырской летописи монастырь основали люди, бежавшие от татарских набегов на псковские земли с юга России. Поселились иноки в пещерах, а земля, на которой они обосновались принадлежала Ивану Дементьеву. Умирая, мужчина передал право на землю братии. Монастырь и его пещеры, которые использовались, как кладбище находился на русско-ливонской границе и много раз разорялись врагами России.

Псково-Печерская обитель. Фото: ticketstour.ru

К середине 16 века обитель была превращена в крепость с каменными стенами. Последующие 150 лет их пытались штурмовать польские, шведские и немецкие армии. Согласно Тарусскому мирному договору между СССР и Эстонией в 1922 году Печерский уезд России, а с ним и Псково-Печерский монастырь перешли под контроль Таллина. Именно это спасло обитель от разгрома.На восстановление построек монастырского комплекса братия получила от эстонского правительства 250 тысяч эстонских марок.

Таким образом, когда в СССР все храмы и монастыри оказались закрыты и разгромлены, богослужения на территории Печерской обители не прекращались. В эстонский период братия восстановила практику крестных ходов, а в сам монастырь стали приезжать паломники из Америки и Европы. В 1940 году Эстония вошла в состав СССР, но из-за начала Великой Отечественной войны разогнать братию советская власть не успела.

Нацисты и сокровища монастыря

После того как войска 3 рейха заняли Эстонию, Псково-Печерский монастырь стал местом съездов духовенства Балтийского экзархата – административная и территориальная единица церкви за рубежом. 28 августа 1943 года высшие сановники русской православной церкви на территории Прибалтики провели архипастырское совещание, на которое пригласили представители немецкой оккупационной администрации.

Настоятель Псково-Печерского монастыря Павел Горшков с представителем фашистской комендатуры. Фото: feldgrau.info

2 марта 1944 года в обитель пришло распоряжение комиссара Печор об изъятии ценностей монастыря на нужды эстонской нацистской партии. Через две недели в стенах братии появился референт окружного комиссара Шиффер, который зачитал монахам два документа об эвакуации ценностей, среди которых были драгоценные ризницы, художественные ценности, подарки русских царей и императоров. Главным вывезенным достоянием была монастырская библиотека, собирать которую начал еще в XVI веке игумен Дорофей. 18 марта 1944 года ящики с монастырскими богатствами погрузили в грузовики и отправили в Ригу. Документально все было оформлено так, что священнослужители добровольно отдавали богатства.

После прихода советских войск осенью 1944 года настоятель монастыря игумен Павел (Горшков) обвинен в сотрудничестве с нацистами и арестован сотрудниками НКВД. В 1950 году он умер в Сибири, а в 1997 году реабилитирован и признан новомученником Русской православной церкви. Ряд исследователей, изучающих работу Псковской миссии, восстановленной немцами, утверждают, что священники занимались доносами на партизан и подпольщиков.

После победы над Германией 40 лет на территории Советского союза действовало только два монастыря Псково-Печерский и Троице-Сергиевский, открытый в 1946 году. После прихода к власти Никиты Хрущева, который в одном из выступлений заявил, что покажет последнего попа по телевизору, на церковь снова начались гонения. В этот период судьба обители неразрывно связана с именем ее настоятеля Архимандрита Алипия.

Красноармеец – художник

Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в Московской губернии в семье бедных крестьян. После смерти матери он переехал в Москву и работал в Метрострое параллельно учась в вечерней студии художеств. В 1942 году Иван Михайлович попал на фронт и в составе 4-й танковой армии дошел до Берлина. За службу он получил 76 наград и поощрений, в том числе медали «За отвагу», «За боевые заслуги», взятие Праги и Берлина.

В перерывах между боями Воронов писал картины и этюды на военную тематику, которые уже в 1943 году попали в галереи СССР. Командование закрывало глаза и на любовь бойца к иконам, которые он находил в освобожденных деревнях и реставрировал. С фронта Иван Воронов вернулся известным художником, составившим более тысячи этюдов и эскизов. Спустя много лет после войны Михаил Воронов в одном из интервью сказал:

«Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».

Красноармеец Иван Воронов в монашестве архимандрит и наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий
Красноармеец Иван Воронов в монашестве архимандрит и наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий. Фото: smolbattle.ru

В 1950 году он стал послушником Троице-Сергиевской лавры и в том же году постригся в монахи под именем Алипия. Последующие годы ветеран трудился над восстановлением икон, фресок и церквей, а с 1959 года стал настоятелем Псково-Печерской обители. Через год ему дали чин архимандрита и настоятелю пришлось вести «новую войну», и на этот раз не с немцами, а с руководством СССР, которое хотело закрыть лавру и дискредитировать монашество.

Настоятель Алипий и советская власть

Алипий отличался сильным характером и остроумием, которое помогало ему бороться с системой. Большинство историй о настоятеле сохранились благодаря митрополиту Тихону, который начал свое монашество при Псково-Печерском монастыре и написал об этом времени книгу «Несвятые святые и другие рассказы». С 2018 года Тихон возглавляет братию монастыря.

Монах писал, как в обитель приехали корреспонденты атеистического журнала «Наука и религия». Во время интервью с Алипием они спросили: не стыдно ли ему жить за счет народа? Наместник ответил:

«Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»…».

Когда в монастырь приехала группа туристов из Финляндии один из гостей после трапезы с монахами сказал, что космонавты-то на на небо летали, а Бога там не нашли. Архимандрит быстро нашелся с ответом и выпалил:«Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, президента не видали».

Псково-Печерская обитель: единственный монастырь России, который никогда не закрывался
Братия на отдыхе

Высокопоставленный чиновник из Пскова сказал архимандриту, что у него в монастыре собираются нищие, которые просят милостынь. Он ответил, что бедные люди стоят за воротами его обители, а значит, ответственны за них светские власти. А у него в монастыре вся братия накормлена и обута. Напоследок Алипий посоветовал чиновнику платить нищенствующим старикам достойную пенсию и не валить все на монахов.

Есть еще силы давить всякую нечисть

Главная история, характеризующая Алипия как человека, произошла, когда в монастырь приехал очередной туристический автобус. В беседе с наместником один из гостей с возмущением заявил, что монахи не имеют право на эту землю. Промолчав Алипий грозным голосом промолвил:

«Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие – потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, обливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашистской нечисти, а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землёй, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа? Кто вы? И от чьего имени вы действуете?».

Выслушав архимандрита, незнакомец стал уходить и с обидой осудил монаха за несдержанность, при этом назвал его батюшкой. Алипий ответил:

«Батюшка я – для вон тех людей, а для вас я – русский Иван, который еще имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть».

Святые пещеры

Главной святыней Псково-Печерской обители являются пещеры с хранящимися в них нетленными мощами. Советские чиновники и ученые считали, что монахи жульничают и всячески пытались вскрыть «обман». Но все было тщетно.

Псково-Печерская обитель: единственный монастырь России, который никогда не закрывался
Монастырские пещеры

По данным сборника научных трудов «Христианство в регионах мира», 2011 г. в пещерах было захоронено около 10 000 мирян, монахов и преподобных.

Среди мирян в пещерах погребены предки Александра Пушкина, Михаила Кутузова, Модеста Мусоргского, Алексея Плещеева, Василия Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Комплекс Богом зданных пещер делится на две части – Ближние и Дальние.

Ближние протянулись всего на 15 метров возле входа и открыты для всех паломников. Здесь можно поклониться мощам Ионы, его жены Вассы. Здесь же находится гробница преподобного Лазаря (монаха, жившего в обители в начале XIX и известного даром прозорливости).

Дальние пещеры – целых семь улиц-галерей, которые завершаются храмом Воскресения Христова. В этом уникальном по объему и сохранности некрополе можно увидеть и древние надгробия монастырских подвижников и гробницы новомучеников, и места погребения почитаемых старцев XX века – архимандритов Серафима (Розенберга) и Иоанна (Крестьянкина). В этих пещерах царит особый микроклимат: температура здесь круглый год держится на уровне +5 градусов, гробы усопших не покрыты землей, но запаха тления не чувствуется, цветы у гробниц долго сохраняют свежесть. Однако из-за этого пещеры сложно увидеть: из-за частых посещений микроклимат здесь стал меняться и доступ в подземелье ограничили.

Попасть сюда проще всего, если договориться об экскурсии заранее. Если вы этого не сделали, попробуйте узнать у дежурного монаха в братском корпусе, нельзя ли присоединиться к какой-нибудь группе. И не забывайте, что в пещеры надо захватить теплую одежду.

Чума спасла монастырь

Самые сложные дни для Псково-Печерского монастыря наступили, когда для его закрытия из Москвы прибыла комиссия во главе с председателем комитета по делам культуры Анной Медведевой. Алипий объявил, что в обители чума и пустить гостей он не может. На возмущение Медведевой настоятель ответил:

«Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников – пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою».

Псково-Печерская обитель: единственный монастырь России, который никогда не закрывался
Отец Алипий с посетителями монастыря

Пока чиновники решали что делать, Алипий срочно вылетел в Москву и в высоких кабинетах снова отстоял право на существование святыни.

Благодаря настоятелю Псково-Печерская обитель пережила новый виток гонений на веру и не закрылась. Все средства он вкладывал в реставрацию зданий и стен комплекса. В 1975 году 61-летний настоятель Алипий скончался в келье. Однако за два года до смерти он добился самой важной своей победы. В 1973 году правительство ФРГ вернуло монастырю вывезенные нацистами ценности.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 комментарий

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя