С самого начала полет Гагарина обещал быть непростым. 10 апреля, то есть за два дня до старта, во время взвешивания космонавта с креслом и в скафандре обнаружился перевес в 14 килограммов. Чтобы облегчить вес капсулы, Королев приказал снять с нее все «лишнее» оборудование — кабели, часть датчиков и много чего еще (среди прочего, инженерам практически на коленке пришлось перекраивать электрическую схему корабля).

Но несмотря ни на что 12 апреля корабль с Гагариным на борту стоял на стартовой площадке. Подготовку к запуску, так же как и само прибытие космонавта на старт не снимали — знаменитые кадры с Гагариным в оранжевом скафандре и шлеме с надписью «CCCР» были сделаны через несколько дней после возвращения Юрия из космоса.

ПОЛЁТ ГАГАРИНА БЫЛ НЕПРОСТЫМ...

Письмо Гагарина родным

С этого момента оставалось надеяться только на технику, хотя находившиеся в тот момент на Байконуре люди не питали иллюзий. Например, вот какое письмо семье незадолго до старта написал Гагарин на случай, если не вернется из первого полета:

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые… Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым… Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать… В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя… Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать.»

Первые трудности

В 9:07 Королев под позывным «Заря-1» дал команду «Кедру» (позывной первого советского космонавта) на зажигание.

Ракета оторвалась от стартовой площадки и полетела. Первые две ступени отработали нормально, однако с третьей возникли трудности — отказало радиоуправление двигателями, из-за чего команду на выключение подала дублирующая система-таймер. Расхождение было небольшим — каких-то 15 секунд, но критичным. По некоторым сведениям (телеметрические данные первого полета засекречены до сих пор), орбита корабля оказалась на 100 километров выше расчетной, что теоретически ставило космонавта в очень опасное положение.

ПОЛЁТ ГАГАРИНА БЫЛ НЕПРОСТЫМ...

На корабле «Восток-1» была всего одна тормозная система, без дублирующей. Вторую решено было не ставить, поскольку предполагалось, что в случае отказа основной корабль сойдет с орбиты в течение нескольких дней из-за трения. Специально на этот случай на борту корабля был предусмотрен запас воды, продуктов и кислорода на 10 суток, а сами космонавты проходили специальную подготовку — по много дней сидели в сурдокамерах, готовясь к длительному одиночному полету.

На новой орбите, однако, аппарату потребовалось бы несколько десятков дней, чтобы вернуться в плотные слои атмосферы, поэтому отказ тормозных двигателей означал бы для космонавта долгую и мучительную смерть от голода, жажды или кислородного голодания.

О накладке космонавту решили не сообщать.

Вообще, в течение всего полета существовали опасения за психическое здоровье Гагарина, ведь ему предстояло столкнуться с неизведанным. Многие врачи предполагали, что взгляду космонавта не за что будет зацепиться в бескрайней бездне, поэтому он может сойти с ума.

Из-за этих опасений, например, ручное управление кораблем было заблокировано, а Юрию был выдан конверт, который содержал секретный код разблокировки системы.

Говорят, правда, друзья не удержались и еще до старта сказали Гагарину код: 125.

Впечатления Гагарина

ПОЛЁТ ГАГАРИНА БЫЛ НЕПРОСТЫМ...

Из-за перевеса или из-за каких-то других причин, но на борту «Востока», не было фотоаппарата. Все свои впечатления первый космонавт записывал на бумагу карандашом или на пленку бортового магнитофона.

Продолжалось это, в прочем, недолго — карандаш в невесомости от Гагарина достаточно быстро уплыл, а пленки в магнитофоне оказалось недостаточно (Гагарин вынужден был перемотать ее в начало) для того, чтобы записать все его впечатления, ведь ему на тот момент было что рассказать.

После полета он написал знаменитые на весь мир строчки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

После завершения витка тормозная система включилась почти вовремя. Вместе с тем отделение тормозного блока не произошло в срок — по словам космонавта, оно задержалось как минимум на 10 минут. Из-за этого корабль вошел в плотные слои, кувыркаясь с огромной скоростью. Теперь уже Гагарин решил не расстраивать Землю, сообщив, перед потерей связи, что «немного вращается». Перегрузки при спуске, к слову, достигали 10g.

Сам Юрий позже рассказывал, что особенное впечатление на него произвело горение обшивки при посадке — он мог видеть расплавленный метал, текущий по огромным иллюминаторам корабля.

Возвращение на землю и снова неполадки

Наконец, на высоте 7 километров он катапультировался и стал приземляться отдельно от капсулы. Из-за этого, кстати, можно считать, что полет длился не 108 минут, а 113 — Гагарин ступил на поверхность нашей планеты на пять минут позже капсулы. Во время катапультирования произошло еще несколько накладок. Во-первых, первый космонавт лишился сумки с надувной лодкой и пайком. Тут ему пригодились навыки парашютиста — он сумел справиться с парашютами и приземлился в нескольких километрах от берега Волги.

ПОЛЁТ ГАГАРИНА БЫЛ НЕПРОСТЫМ...
Юрий Гагарин сразу после приземления, Саратовская область, 12 апреля 1961 года

Кроме того, не открылся клапан, который должен был осуществлять подачу воздуха в скафандр — несмотря на то, что многие источники говорят о смертельной опасности, якобы возникшей из-за этой неполадки, на самом деле она просто создала для Гагарина серьезный дискомфорт.

И вот незадолго до 11 утра 12 апреля Юрий Гагарин уже стоял на саратовской земле неподалеку от деревни Смеловка. Так получилось, что из-за несвоевременного отделения тормозного блока его корабль промахнулся мимо заданного района больше чем на сто километров.

Отчет обо всех неполадках, составленный Гагариным, примут к сведению, и в конструкцию следующих кораблей будут внесены необходимые изменения.

В свою очередь СССР сообщит, что полет прошел штатно и никаких трудностей во время первого запуска человека в космос не возникло. Из-за этого, а также ряда других приукрашиваний (например, сообщения о том, что Гагарин вернулся на Землю в капсуле) впоследствии возникли спекуляции о том, будто Гагарин никогда не летал в космос — спекуляции, которые время от времени в виде «документальных» фильмов и отчаянных постов на разного рода сомнительных форумах встречаются до сих пор.

Подвиг Юрия Гагарина, первого космонавта и испытателя советских космических технологий, навсегда останется в памяти людей. Все-таки именно он стал первым, кому удалось вырваться из, вспоминая слова Циолковского, колыбели человечества. Для такого достижения 50 лет, право слово, не возраст.

Читайте также: Россия и космос: ТОП — 5 достижений

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.