Всем известно, что намерения, приложенные не в том месте не к тем предметам, не дают никакого результата. Отсутствие результата плюс бессилие как последствие приводят к угнетению и абсолютному пофигизму.

Нет движению по спирали!

Рассмотрим ситуацию: ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2027. Задайте, пожалуйста, вопрос вашим учителям (а заодно — и разработчикам программ): почему они считают, что в 2027 году все эти знания и навыки, приобретаемые учениками, будут еще важны? (Я не утверждаю, что они неважны, но пусть педагоги ответят — почему). А когда они начнут отвечать, переспрашивайте: что-что? Навык социализации? За партой? Глядя друг другу в затылок? — Научиться читать и писать? Тем же способом, что и десять, и двадцать, и сто лет назад? В тех же прописях? По тем же текстам?

Но оставим в покое началку. Худо-бедно, она как-то справляется со своими задачами. Несмотря на перегруз программ и классов, большинство детей сохраняет интерес к учебе и жизни. Добивает же их основная школа. И потому я обращаюсь к вам, уважаемые родители пятиклассников — или, после «структурной реформы», шестиклассников! Ваши дети окончат школу в 2022 году. Знаете ли вы, каким будет мир через 7 лет? Что изменится? Какие навыки будут востребованы? Что уже станет неактуальным?

— Да что вы ерунду городите? — воскликнет нетерпеливый читатель. — Что такого может случиться за эти 7 лет? Я буквально вчера сам закончил школу, а вот уже десять лет прошло, и — положа руку сердце — ничего, по сути, не изменилось.

— Так ли это?

Хорошо. Перенесемся даже не в 2004, а в 2007 и осмотримся в окружающем нас технологическом пейзаже.

Джобс первый айфон
Стив Джобс анонсирует первый iPhone на Macworld в Сан-Франциско 9 января 2007 года (John Green/staff)

В начале года выходит новая операционная система от Microsoft — Windows Vista (помните такую?) Еще не начались продажи первого iPhone (это случится в конце года), а значит — никаких тач-скринов у телефонов, только кнопки. iPad’ы — это вообще из другой жизни, их продажа начнется в 2010. — Да что там iPad’ы! Только-только начали появляться первые электронные книги!

Естественно, нет никакого Android — он будет разработан в 2008. Facebook лишь в прошлом году открыл регистрацию для пользователей, не являющихся студентами Гарварда, и практически неизвестен за пределами США. Нет в помине ни Viber, ни WhatsApp, ни других сервисов, которые составляют наш сегодняшний инструментарий. В экономике и политике — всё еще в будущем: экономический кризис, война в Грузии, президент Медведев… Продолжать?

Только представьте себе: дети, родившиеся в 2007, дети, для которых кнопочные мобильные телефоны — дикая архаика, учатся уже во 2-м классе! И вы по-прежнему считаете, что мир в 2022 будет таким же, как сейчас?

Немного о цикличности

Ответ отрицательный, и вот почему. Мы с вами живем на стыке двух кондратьевских циклов, — не буду пояснять, не поленитесь, загляните в Википедию. (Кстати, о Википедии: в 2007 году ее версия насчитывала 100 000 статей, сейчас — более 1000 000).

википедия

Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу.

Их приняла в себя сфера обслуживания, которая с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие «социально ответственный бизнес». С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким «плоским» структурам.

Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют «мужских» качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся «женскими», — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.

И вот сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый.

Вперед в будущее и ни шагу назад

Контуры этого Будущего, едва намеченные Элвином Тоффлером, начинают обретать различимые черты в предсказаниях Рэя Курцвейла и Митио Каку.

В ближайшие 5 лет произойдет роботизация сферы обслуживания. Больше никаких «Свободная касса!» и «Чем я могу вам помочь?» Роботы могут работать в режиме 24/7 без больничных, отпускных и декретных, без ошибок и хамства.

Роботы-уборщики, роботы-помощники, роботы-официанты, роботы-няньки — они уже существуют, продаются и окупаются за год-полтора. А как только их массовый выпуск наладит Китай — не приобрести себе хотя бы робота-кухарку станет попросту неприличным.

Робот Пеппер

Как и 40 лет назад, большую часть неквалифицированных работников вновь вышвырнут на улицу. Куда денутся эти люди? Какая существующая экономическая сфера способна принять их? Сельское хозяйство? Но число занятых в нем не превышает 5 %, и при этом оно постоянно снижается. Промышленность? Пока в ней занято около 20 % работающих, но и ее в ближайшее время ждут катаклизмы.

Китайская компания Winsun напечатала на шестиметровом 3D-принтере пятиэтажный дом площадью 1100 квадратных метров, причем сразу со всеми коммуникациями. Технология позволяет печатать до 10 зданий в сутки по цене 160 000 долларов за штуку.

Ау, строители, сантехники и риелторы! Кому вы будете нужны с вашими кривыми стенами, протекающими трубами и жирными комиссионными? Скачанная выкройка плюс 3D-принтер способны нанести удар под дых не только промышленности, но и розничной торговле.

Что же может решить проблему «лишних людей», кроме, конечно, мировой войны? Ответ: Сеть. «Плоская» структура, обеспечивающая продуктивную коммуникацию участников, и отдаленным прообразом которой является нынешний интернет. Сейчас можно долго фантазировать, как именно будет строиться экономика Сети, но одно для меня несомненно: когда мы отгоняем детей от компьютеров, отнимаем у них планшеты и телефоны, заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш. Нет, не роботам, а своим менее зашоренным сверстникам из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Ведь мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия, и подменяем ее иллюзорной задачей «овладения знаниями», бесполезными в цифровом роботизированном будущем.

Что делать? Как остановить процесс превращения ваших детей в будущих лузеров?

Что можем сделать мы, родители, если Будущее таково, каким мы его описали? Как развить у детей необходимые мягкие навыки? И поможет ли нам государство?

Да — если предписывающая система станет плоской структурой. Нет — если она останется иерархическим монстром.

Учеба в формате «читай и повторяй» бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.

Я не надеюсь, что государство законом предпишет всем образовательным структурам стать «плоскими». Впрочем, в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я. Нам не нужно ничьего позволения, чтобы создать свою обучающую сетевую среду. Потому что наши дети — это и есть то Будущее, которое непременно наступит, хотите вы этого или нет.

Автор: Алексей Греков; Анна Федулова

Читайте также:

ГОТОВО ЛИ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЬ «ИДЕАЛЬНЫХ»?

НОВЫЕ ЛЮДИ И ОШИБКИ ПРОШЛОГО

ТРИ СТАРЫЕ МУДРОСТИ НА НОВЫЙ ЛАД

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here