regnum_picture_1445779659_normal
"Купец считает деньги", Художник: Кустодиев

«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» — отношение русских к богатству.

В сознании русского народа в течение многих веков (а может быть, и до сих пор) богатство не связывалось с упорным трудом и накоплением. Такое становление русской культуры произошло в силу древнего представления о неисчерпаемости ресурсов — национальном богатстве России (кончились деньги — не беда, пойду в лес, еще «настреляю»).

Русские долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. Ведь богатство для русской нации с давних времен ассоциировалось с национальным богатством страны. Вспомните, ведь в Киевской Руси богатый человек – это когда у него много меха и драгоценностей, земель и крепостных.

Со временем (сначала при Петре, затем при Екатерине) государству все-таки удалось внедрить в оборот условные деньги, ничем не обеспеченные кредитные билеты. Но отношение к государственным ассигнациям в народе оставалось настороженным и даже пренебрежительным (видимо, с тех времен и принято вздыхать, что, мол, деньги — бумага).

  • Люди продолжали ценить русское богатство, сокрытое в недрах страны и мало использовали деньги. Многим из них мешала жить тоска по тем «настоящим» деньгам, когда они были в виде золота – богатства народов. А богатство и деньги в те времена были понятиями совершенно не связанными.

У самого богатого человека — купца, поджигающего купюру, чтобы найти закатившуюся куда-то золотую монету, отношение к деньгам отнюдь не профанное (по Валлендорфу), а очень даже сакральное. Понятно, что с экономической точки зрения он поступает иррационально и, поступая таким образом, уже не может считаться самым богатым. Но в данном случае купцом руководили не экономические соображения, а, скорее убеждения, что деньги — это не только и не столько купюра (или монета), а реальная сила, способная дать власть, но и погубить человека.

Кроме презрения к кредитным билетам как таковым купец демонстрировал некую степень внутренней свободы, независимость от них.

Известны и другие чудачества русских купцов, которые могли спустить огромные суммы просто по какой-то прихоти или забавы ради. Множество таких «забав» описывает Михаил Пыляев в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы». Эта книга об удивительных самых богатых людях. Там есть, например, история про торговца, который, откушав в ресторации, вышел на улицу и обнаружил страшную грязь — только что прошедший дождь размыл дорогу. Тогда купец достал пачку ассигнаций и приказал устлать ими путь. По этому денежному ковру он и добрался до своих лошадей. С другой стороны, этот же самый персонаж проявлял чудеса экономии, обедая на две копейки в день и выгадывая каждый рубль. Т.е, в делах он ничуть не уступал в рациональности немцу или англичанину.

  • Бывало и так, что богатый человек России или известный делец переодевался в нищенский наряд и в таком виде разгуливал по Петербургу. Находил забавным войти голодранцем в ювелирную лавку и требовать показать бриллианты. Ему, как правило, отказывали. И тут вдруг на глазах изумленных приказчиков он вынимал откуда-то из-под лохмотьев деньги и скупал драгоценности, стоившие целое состояние. Вот так развлекался самый богатый мира.

К началу ХХ века подобные чудачества почти совсем перевелись. По-европейски образованные отпрыски купеческих фамилий, будучи самым богатым человеком мира, боролись с мамоной более рационально — поддерживали науку и культуру: на их деньги издавались журналы, создавались научные лаборатории, общественные библиотеки и благотворительные фонды.

Таким образом, они поддерживали богатство русской речи и сокращали неуважительное отношение к деньгам. Но, по сути, их деятельность также подходит под определение — сакрализация денег.

Интересно, как один и тот же постулат — «богатство дано Богом во временное пользование» — русских купцов подвигал на щедрость, а протестантских негоциантов — на скупость. В этом заключается сила богатства, с которым оно влияет на человека.

По размаху благотворительности российским меценатам не было равных. Богатство и бедность практически неразделимы. Именно поэтому 100 богатых людей жертвуют на бедность гораздо больше, чем 100 обеспеченных. Почти все купцы и практически каждый богатый мужчина в России жертвовали на нужды Церкви, строили богадельни и сиротские дома.

На Западе тоже, конечно, жертвовали, но умеренно, не в таких масштабах. И здесь наиболее отчетливо проявляется особенность протестантской этики — экономия превыше всего. Здесь самый богатый в мире мало жертвует и даже экономит на себе. Пуританские ценности предписывали экономить не только деньги, но и время, и эмоции, и вообще жизненные ресурсы. Грехом считалось не накопление, а легкомысленное расходование средств. По этой теме было написано немало книг, одной из самых известных является книга, написанная Адамом Смитом «Богатство народов».

meneala
Мариус ван Роймерсваль. Меняла с женой (1539)

Разница станет еще более очевидной, если сравнивать русские сказки и западные. У нас герой, как правило, отдает последнее, у них — сидя на сундуке с золотом (Пеппи Длинный чулок), покупает бедным детям леденцы. Вот такие различия может иметь самый богатый человек мира, если родом он из разных культур.

Понятно, почему в России не прижилась западная экономическая теория меркантилизма. Богатство народов, именно духовное богатство у наших народов совершенно разное. Если богатство России всегда заключалось в наличии материального, то есть нас в советское время учили, что хлеб – наше богатство, то на западе национальное богатство и экологический фактор рассматривали совершенно иначе.

Трудно представить, чтобы в Европе, где особенно пышно расцвел культ накопления, нашелся коммерсант, который в здравом рассудке и без особой необходимости позволил бы себе подпалить денежную бумажку или выложить купюрами тропинку. Такая история не могла случится нигде, кроме России. Ни в Англии, где в свое время вывоз денег из страны был строжайше запрещен (считалось, что чем больше денег в стране, тем она богаче). Ни в Европе, которая придерживалась главного постулата меркантилистов — деньги следует копить. У нас же все привыкли к неисчерпаемым резервам общественного богатства.

stoimost.perevoda
Питер Брейгель Младший. Выплата десятины (1615)

Идеи меркантилизма появились в России во второй половине XVIII века, но настоящего развития так и не получили. Западные экономические теории вообще всегда плохо приживались в России. Возможно, виной тому своеобразие русского предпринимателя, для которого изобилие было важнее экономии.

Поскольку русские дельцы могли, рискуя, вложить огромные средства в заведомо неприбыльное дело, со стороны они порой выглядели также иррационально, как поджигатели кредитных билетов. А в результате, вопреки всем прогнозам, дело оказывалось настолько прибыльным, что его владелец очень быстро становился миллионером.

  • Вот такая она русская логика. В России во все времена все было очень изменчиво: сегодня ты богат, а завтра беден. Поэтому и разницы между «бедный папа и богатый папа» практически не ощущалось. Все были патриотами страны и русского духа до глубины костей.

Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы были «наиболее ценной — творческой, активной, пассионарной составляющей «духа капитализма»« (по определению Вернера Зомбарта). Деньги в данном случае служили не объектом приумножения, а средством для развития дела, которое хотелось развернуть с еще большим размахом.

Хотелось бы назвать их предпринимательской элитой, но слово «элита», которое сейчас оказалось прочно связано с деньгами, в дореволюционной России имело совсем другой смысл. Элитарное сословие формировалось как некий «рыцарский этос», в котором на первое место ставились происхождение, древность рода, а также честь, репутация.

Поэтому деньги в России были не главным. Богатый жених не всегда был завидной партией для тех, кто желал породниться с элитой. В те времена в России гордились своей принадлежностью к высшему сословию, но не размерами капитала. Что было абсолютно чуждо дворянскому сословию — мерить достоинство человека его достатком.

Знатные фамилии, обеднев, не теряли своего статуса, тогда как нуворишам, которые не могли похвастаться происхождением, не часто удавалось примкнуть к элите. Тот, кто пытался роскошью завоевать место в сословной иерархии, попадал впросак. Открытая и нарочитая демонстрация своего богатства считалась крайне непристойной.

Вот такое духовное богатство приветствовалось в России. В то время здесь было совершенно неважно богатый папа твой или бедный. Если ваш род принадлежал к известному и благородному сословию, несмотря на богатство или бедность, ты все равно имел шанс в жизни и найдя приличную партию, мог надеяться на годы богатства.

  • Разговоры о деньгах в обществе были не приняты, тема признавалась вульгарной, низкой, недостойной обсуждения. Тем не менее, деньги для русского дворянина значили много. Далеко не все могли себе позволить не думать о них.
ohotniki-na-privale
Охотники на привале. 1871г. В. Г. Перов

О жизни русского помещика у нас сложилось устойчивое представление — сибаритство, охота, безделье, чай с вареньем на веранде. Вот только смущает гоголевский помещик Костанжогло, выбивающийся из этого ряда: «Да я и рассказать вам не могу, какое это удовольствие. И не потому, что растут деньги — деньги деньгами, — но потому, что все это дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на все».

Может быть, Гоголь хотел показать, как несвойственно русскому человеку «мелочное» предпринимательство. Русский делец азартен, широк и размашист. Даже Плюшкин в своей экономии и тот — азартен.

Трудно объяснить, скажем, немцам, над чем иронизирует Гоголь, ведь Собакевичи и Коробочки бережливы, осторожны, умеют извлекать прибыль из любой мелочи. Почему же они ему так не приглянулись? Это можно понять только исходя из нашего традиционно сакрального отношения к деньгам.

  • Гоголь из всех символов и метафор ведь выбрал самую древнюю: деньги — это орошающее все вокруг изобилие. Разве можно копить изобилие, откладывать его на «черный день»? С точки зрения русской традиции — решительно невозможно.

В последнее время появилось огромное количество книг, семинаров, учебных программ, которые призваны исправить наше «неправильное отношение к деньгам и предпринимательству». Множество иностранных «специалистов», как в свое время при Петре, ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны.

Со своей точки зрения, конечно. Им кажется, что русские до сих пор не знают, что деньги — это ресурс, с которым ни в коем случае нельзя обходиться расточительно, что планирование, ведение бюджета и бережливость — неотъемлемые части процесса накопления богатства. То есть, по большому счету нам пытаются объяснить, что такое деньги и как ими пользоваться.

Но вот что интересно. По данным Т. Дж. Стэнли, автора книги «Ваш сосед — миллионер», русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них — семьи миллионеров. «Непропорционально большой процент русских в Америке — владельцы, управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них передается из поколения в поколение».

Оказывается, если русского предпринимателя поместить в благоприятные экономические условия, он быстро набирает обороты и ведет дело успешнее многих западных коллег. Значит, понимает, что такое деньги.

Так что же мешает нашему населению, обладающему такими способностями, разбогатеть? Снова приведу пример из истории.

Сограждане замучили философа Эпиктета традиционным «американским» вопросом: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» И он решил ответить делом. Поразмыслил и арендовал на сезон все окрестные маслобойни. В следующем году случился невероятный урожай олив, и философ разбогател в одночасье. «Мудрому человеку стать богатым нетрудно, но неинтересно», — сделал вывод Эпиктет. И больше предпринимательством не занимался.

Возможно, именно последнее высказывание полно объясняет нежелание русского народа в массе своей жить по законам рынка. Неинтересно ему как-то…

Так вот отвечая на вопрос в самом начале статьи о богатстве и уме, можно подвести итог: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?»

Правильный ответ звучит так: «Ты такой бедный именно потому, что ты такой умный. Был бы умен по-другому, был бы богаче».

Читайте также:

«ПСИХОЛОГИЯ БЕДНЯКА» — ОТНОШЕНИЕ РУССКИХ К БОГАТСТВУ Ч .1

ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЕНИЕВ. ЧАСТЬ1 — РОМАН АБРАМОВИЧ

7 ОШИБОЧНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ПРО ДЕНЬГИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here