«Изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно головокружительном качестве.»
К. Худяков « Живопись высокого разрешения»
Портретное искусство зародилось в те незапамятные времена, когда человек впервые осознал себя человеком, впервые увидел свое отражение в воде, впервые заметил красоту другого. Уголь и красная охра прародителей обогатились другими, более разнообразными материалами. Менялись эпохи, и каждая хранит свои методы и техники, у каждой – свои идолы и идеалы, свое прочтение. Античные бюсты и минойские дамы, фаюмские портреты и лики икон, Ренессанс и барокко, портреты Ван Гога и Пикассо, Магритта и Уорхола, цифровая живопись, голографические изображения… Лики и лица — зеркала эпох, сближающие временные пласты, помогающие нам увидеть внешнюю и внутреннюю жизнь человеческого рода в развитии и осознать, почувствовать в них себя.
В портретах Михаила Юсупова преломляется наше, реальное время. И не только потому, что в огромной галерее его персонажей собраны ключевые фигуры нашей эпохи — Стив Джобс и Брюс Ли, Путин и Мэрилин Монро, Джон Леннон и Карл Лагерфельд, Высоцкий и Обама. Это не только и не столько хронография гламурных «селебрити» нашего времени, но своего рода репортаж «без комментариев» тех моментов огромной эпохи, которые непременно возникают в памяти при взгляде на этих людей. Поэтому их лица представлены не в интерьере, а лишь окружены аурой изменчивого, зернистого фона, проступая из черного вакуума виртуальной ночи.
Сам автор, исследуя психологию героев, словно обволакивает их фиолетовыми, голубыми, сизыми оттенками во времени и пространстве. По его словам, он акцентирует внимание зрителя на том, что эти персоны, развивая себя, давали миру что-то новое и важное.
«Ведь оттенки синего цвета – это оттенки ауры индиго, они в какой-то степени являются определяющими критериями в моем мироощущении этих персонажей моих полотен» (М. Юсупов).
Этот подход к цвету созвучен современным теориям «биополярной живописи», где создается «планарное», многослойное изображение, отражающее тонкие тела субъекта, т. е. своеобразное цветовое отображение «людских душ» в контексте биолокации. (Пример – творчество Б. Кулагина с его беспредметными композициями «внутреннего» океана человека).
Творящий в этом направлении художник-оператор «отображает ауру тонкого тела с целью гармонизации с внешним миром и восстанавливающий чувства добра, любви и справедливости», (что и является высшей целью любого искусства), но при 100% биолокационной связи с субъектом он должен максимально воздерживаться в мыслях от собственного отношения к субъекту.
В портретной галерее Юсупова его субъективное отношение к персонажам проявляется достаточно четко. Прежде всего в самом выборе личностей, которые изображены графично, плотно скомпанованы, с фотографической точностью, словно в момент случайной фотовспышки. Однако пронзительный взгляд и едва заметная динамика жестов и выражений лиц даже в статичных фигурах, расположение «мысле-форм», изменчивая тональность цветовых пятен отражает и личность самого автора, который стремится выразить наиболее характерные качества, харизму этих людей, вызывающих у него, а затем и у зрителя уважение и восхищение ими.
Трагическая красная аура вокруг светлых кудрей прекрасной Мэрилин, красный лобстер на голове экстравагантного Чичваркина, красная майка «23» и мяч Джордана, набухшие кровью перчатки Мухаммеда Али, алые губы «роковых» женщин и легендарные очки Леннона и Лагерфельда, выделенные красным — это мощные акценты, характерные знаки-символы этих фигур, узнаваемые во всем мире.
Зыбкая, пульсирующая фактура фона и лиц с отсветами этого фона, созданная пуантилистическими мазками, словно воспроизводит современное телеизображение, подчеркивая медийность героев.
Любопытно, что сизо-голубой оттенок синего, так любимый Михаилом Юсуповым, и сформировавший, по его признанию, его фирменный стиль, еще в 19 веке, задолго до эпохи телевизоров назывался цветом «электрик», под цвет электрического разряда молнии, а еще ранее – «королевским синим». Цвет был назван метафорически, в силу того, что он интенсивный и живой. Дети «голубого экрана», мы автоматически воспринимаем этот цвет как знак «Смотреть на экран!». Не будем забывать, что это не только цвет ультрафиолетового излучения, но и цвет ясного небосвода, дарованного Создателем.
Трансформация форм и расширение границ изоискусства XX века, помноженные на digital-технологии ХХI-го века, привели к новому изобразительному языку, следуя логике всей истории изобразительного искусства, начиная от мозаичных изображений древности, церковных витражей, старинных гобеленов.
Пуантиллисты Сёра и Синьяк, а за ними и Ван Гог экспериментировали, изучая особенности восприятия мозаичного изображения глазом человека, оптические эффекты точек, создающие цветовые соединения. Передача колебаний воздушной среды создает живое, дышащее, многомерное изображение – как и цифровое «разрешение» на экранах и мониторах. Задача пуантиллистов была в том, чтобы передать энергию окружающего мира. Позднее эти принципы были трансформированы в поп-арте.
Первые «пикселизированные» картины появились еще в 60-70х годах прошлого века (творчество Х. Уильямса и других художников.) Мастер японской точечной живописи и лидер мирового поп-арта Яёй Кусама боготворила точку.
«Точка имеет форму солнца, которое является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также форму луны, более спокойной…»
(Я. Кусама).
Это вИдение Юсупова-художника представляет как бы составную клетку бесконечной реки энергоинформационного потока, напрямую связанного с космосом. Стиль его можно назвать одним из новых направлений постимпрессионизма ХI столетия, сочетающий элементы культуры постмодернизма с виртуальными компьютерными технологиями. Он перекликается с методами современных авторов, например, с великолепными мозаичными портретами Бруно Цербони, работающего как в традиционных, так и в цифровых форматах. И это закономерно, ведь новое искусство, как правило, возникает на стыке с традиционным и в плотном симбиозе с ним.
Кто знает, какие новые изобразительные возможности скрываются в крошечных цветовых пятнах-ячейках!
Миллионы лет назад Творец создал «фасеточный» глаз стрекозы и некоторых других насекомых – зрение, состоящее из множества микрообъективов, принципы которого открыли сегодня широкие перспективы в оптико-электронных системах, в компьютерной живописи «высокого разрешения».
Что касается цели и образного наполнения работ – в стиле и творческом почерке Юсупова угадываются характер и «персональные преференции» самого автора. Ему интересна роль личности в новейшей истории, участие в формирование мировых культурных ценностей. Но автор далек от художественного воплощения своих героев в традициях « парадного портрета».
Главным отличием является то, что при точной передаче визуального сходства автор избегает их возвеличивания, создания характерного пышного интерьера вокруг.
Их подчеркнутая «документальность» и лаконичность исполнения способствует концентрации зрителя на выразительности их внутренней сути, их знаковую весомость как политических деятелей, фигур шоу-бизнеса и кино, а также неизвестных зрителю людей, оставивших след в жизни художника.
Предмет его изображения – это люди, занимающие активную жизненную позицию и вносящие своим трудом, борьбой и талантом определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом. В этом социально-философская составляющая его портретов.
Кроме галереи людей, Михаил Юсупов обращается к анималистическим изображениям — как правило, это животные – воплощения красоты и силы, например орел или лев, выступающий из таинственного полумрака.
Также удаются художнику монохромные жанровые картины в стиле «фэнтези», близкие к сюрреалистическому или гиперреалистическому вИдению. («Айсберг» и др. работы) Они также представляют несомненный интерес, открывая новые грани таланта этого художника.
- Автор: Эльвира Каримова, искусствовед, сотрудник журнала «Рампа», Уфа.
- Инстаграм Михаила Юсупова: usupovart