Особенности современного портрета в живописи Михаила Юсупова

«Изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно головокружительном качестве.»

К. Худяков « Живопись высокого разрешения»

Портретное искусство зародилось в те незапамятные времена, когда человек впервые осознал себя человеком, впервые увидел свое отражение в воде, впервые заметил красоту другого. Уголь и красная охра прародителей обогатились другими, более разнообразными материалами. Менялись эпохи, и каждая хранит свои методы и техники, у каждой – свои идолы и идеалы, свое прочтение. Античные бюсты и минойские дамы, фаюмские портреты и лики икон, Ренессанс и барокко, портреты Ван Гога и Пикассо, Магритта и Уорхола, цифровая живопись, голографические изображения… Лики и лица — зеркала эпох, сближающие временные пласты, помогающие нам увидеть внешнюю и внутреннюю жизнь человеческого рода в развитии и осознать, почувствовать в них себя.

В портретах Михаила Юсупова преломляется наше, реальное время. И не только потому, что в огромной галерее его персонажей собраны ключевые фигуры нашей эпохи — Стив Джобс и Брюс Ли, Путин и Мэрилин Монро, Джон Леннон и Карл Лагерфельд, Высоцкий и Обама. Это не только и не столько хронография гламурных «селебрити» нашего времени, но своего рода репортаж «без комментариев» тех моментов огромной эпохи, которые непременно возникают в памяти при взгляде на этих людей. Поэтому их лица представлены не в интерьере, а лишь окружены аурой изменчивого, зернистого фона, проступая из черного вакуума виртуальной ночи.

Михаил Юсупов "Синяя борода", В. Путин
Михаил Юсупов «Синяя борода», В. Путин

Михаил Юсупов "Обама"
Михаил Юсупов «Обама»

Сам автор, исследуя психологию героев, словно обволакивает их фиолетовыми, голубыми, сизыми оттенками во времени и пространстве. По его словам, он акцентирует внимание зрителя на том, что эти персоны, развивая себя, давали миру что-то новое и важное.

«Ведь оттенки синего цвета – это оттенки ауры индиго, они в какой-то степени являются определяющими критериями в моем мироощущении этих персонажей моих полотен» (М. Юсупов).

Михаил Юсупов "Джобс"
Михаил Юсупов «Джобс»

Михаил Юсупов "Монро"
Михаил Юсупов «Монро»

Этот подход к цвету созвучен современным теориям «биополярной живописи», где создается «планарное», многослойное изображение, отражающее тонкие тела субъекта, т. е. своеобразное цветовое отображение «людских душ» в контексте биолокации. (Пример – творчество Б. Кулагина с его беспредметными композициями «внутреннего» океана человека).

Творящий в этом направлении художник-оператор «отображает ауру тонкого тела с целью гармонизации с внешним миром и восстанавливающий чувства добра, любви и справедливости», (что и является высшей целью любого искусства), но при 100% биолокационной связи с субъектом он должен максимально воздерживаться в мыслях от собственного отношения к субъекту.

Михаил Юсупов "Леннон"
Михаил Юсупов «Леннон»

В портретной галерее Юсупова его субъективное отношение к персонажам проявляется достаточно четко. Прежде всего в самом выборе личностей, которые изображены графично, плотно скомпанованы, с фотографической точностью, словно в момент случайной фотовспышки. Однако пронзительный взгляд и едва заметная динамика жестов и выражений лиц даже в статичных фигурах, расположение «мысле-форм», изменчивая тональность цветовых пятен отражает и личность самого автора, который стремится выразить наиболее характерные качества, харизму этих людей, вызывающих у него, а затем и у зрителя уважение и восхищение ими.

Михаил Юсупов "Чичваркин"
Михаил Юсупов «Чичваркин»

Трагическая красная аура вокруг светлых кудрей прекрасной Мэрилин, красный лобстер на голове экстравагантного Чичваркина, красная майка «23» и мяч Джордана, набухшие кровью перчатки Мухаммеда Али, алые губы «роковых» женщин и легендарные очки Леннона и Лагерфельда, выделенные красным — это мощные акценты, характерные знаки-символы этих фигур, узнаваемые во всем мире.

Михаил Юсупов "Карл Лагерфельд"
Михаил Юсупов «Карл Лагерфельд»

Зыбкая, пульсирующая фактура фона и лиц с отсветами этого фона, созданная пуантилистическими мазками, словно воспроизводит современное телеизображение, подчеркивая медийность героев.

Любопытно, что сизо-голубой оттенок синего, так любимый Михаилом Юсуповым, и сформировавший, по его признанию, его фирменный стиль, еще в 19 веке, задолго до эпохи телевизоров назывался цветом «электрик», под цвет электрического разряда молнии, а еще ранее – «королевским синим». Цвет был назван метафорически, в силу того, что он интенсивный и живой. Дети «голубого экрана», мы автоматически воспринимаем этот цвет как знак «Смотреть на экран!». Не будем забывать, что это не только цвет ультрафиолетового излучения, но и цвет ясного небосвода, дарованного Создателем.

Трансформация форм и расширение границ изоискусства XX века, помноженные на digital-технологии ХХI-го века, привели к новому изобразительному языку, следуя логике всей истории изобразительного искусства, начиная от мозаичных изображений древности, церковных витражей, старинных гобеленов.

Пуантиллисты Сёра и Синьяк, а за ними и Ван Гог экспериментировали, изучая особенности восприятия мозаичного изображения глазом человека, оптические эффекты точек, создающие цветовые соединения. Передача колебаний воздушной среды создает живое, дышащее, многомерное изображение – как и цифровое «разрешение» на экранах и мониторах. Задача пуантиллистов была в том, чтобы передать энергию окружающего мира. Позднее эти принципы были трансформированы в поп-арте.

Михаил Юсупов "Джордан"
Михаил Юсупов «Джордан»

Первые «пикселизированные» картины появились еще в 60-70х годах прошлого века (творчество Х. Уильямса и других художников.) Мастер японской точечной живописи и лидер мирового поп-арта Яёй Кусама боготворила точку.

«Точка имеет форму солнца, которое является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также форму луны, более спокойной…» (Я. Кусама).

Это вИдение Юсупова-художника представляет как бы составную клетку бесконечной реки энергоинформационного потока, напрямую связанного с космосом. Стиль его можно назвать одним из новых направлений постимпрессионизма ХI столетия, сочетающий элементы культуры постмодернизма с виртуальными компьютерными технологиями. Он перекликается с методами современных авторов, например, с великолепными мозаичными портретами Бруно Цербони, работающего как в традиционных, так и в цифровых форматах. И это закономерно, ведь новое искусство, как правило, возникает на стыке с традиционным и в плотном симбиозе с ним.

Кто знает, какие новые изобразительные возможности скрываются в крошечных цветовых пятнах-ячейках!

Миллионы лет назад Творец создал «фасеточный» глаз стрекозы и некоторых других насекомых – зрение, состоящее из множества микрообъективов, принципы которого открыли сегодня широкие перспективы в оптико-электронных системах, в компьютерной живописи «высокого разрешения».

Михаил Юсупов "Брюс Ли"
Михаил Юсупов «Брюс Ли»

Что касается цели и образного наполнения работ – в стиле и творческом почерке Юсупова угадываются характер и «персональные преференции» самого автора. Ему интересна роль личности в новейшей истории, участие в формирование мировых культурных ценностей. Но автор далек от художественного воплощения своих героев в традициях « парадного портрета».

Главным отличием является то, что при точной передаче визуального сходства автор избегает их возвеличивания, создания характерного пышного интерьера вокруг.

Их подчеркнутая «документальность» и лаконичность исполнения способствует концентрации зрителя на выразительности их внутренней сути, их знаковую весомость как политических деятелей, фигур шоу-бизнеса и кино, а также неизвестных зрителю людей, оставивших след в жизни художника.

Михаил Юсупов "М. Али"
Михаил Юсупов «М. Али»

Предмет его изображения – это люди, занимающие активную жизненную позицию и вносящие своим трудом, борьбой и талантом определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом. В этом социально-философская составляющая его портретов.

Кроме галереи людей, Михаил Юсупов обращается к анималистическим изображениям — как правило, это животные – воплощения красоты и силы, например орел или лев, выступающий из таинственного полумрака.

Михаил Юсупов "Орел"
Михаил Юсупов «Орел»

Михаил Юсупов "Лев"
Михаил Юсупов «Лев»

Также удаются художнику монохромные жанровые картины в стиле «фэнтези», близкие к сюрреалистическому или гиперреалистическому вИдению. («Айсберг» и др. работы) Они также представляют несомненный интерес, открывая новые грани таланта этого художника.

Михаил Юсупов "Айсберг"
Михаил Юсупов «Айсберг»

  • Автор: Эльвира Каримова, искусствовед, сотрудник журнала «Рампа», Уфа.
  • Инстаграм Михаила Юсупова: usupovart

Другие статьи

СССР – Империя зла или Великая страна?

29 лет назад, 25 декабря 1991 года в семь часов вечера Михаил Горбачев в прямом эфире Центрального телевидения заявил о прекращении своих полномочий в...

Лень, генная наследственность и «общество потребления»

Недавно, в одном из коротких диалогов с чертовски сексуальной знакомой, я задал вопрос: "Ты ходишь в фитнес зал?". Ответ меня немного удивил - "Я...

Марина Мнишек — царица на час

Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по...

Рихард Зорге – немец, погибший за Советскую Родину

Вокруг биографии известного разведчика Рихарда Зорге до сих пор сохраняется некий заговор молчания. Это произошло со многими советскими героями. Их словно вычеркнули из истории....

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.