Не так давно я писала о сюжете самой загадочной картины Крамского «Неизвестная». А сегодня мне хотелось бы рассказать вам о личности героини художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности героини. На сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа известной «Неизвестной». Приоткроем завесу тайны.

1. Матрена Саввишна

Есть неподтвержденные данные, что прототипом героини картины могла послужить курская девушка Матрена Саввишна. Ее история похожа на сказку о Золушке: будучи крестьянкой ей посчастливилось выйти замуж за дворянина Бестужева (Матрена, как раз-таки, служила горничной у тети будущего супруга). Несмотря на различия в социальных классах, Бестужев взял в жены Матрену, которая, к слову сказать, отличалась прекрасными внешними данными. Сам художник познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был очарован ее красотой. Вполне вероятно, сюжетом для «Неизвестной» мог послужить любопытный случай.

Однажды в ненастную погоду зашел к Бестужевым в гости Иван Крамской. Мужчина встретил талантливого гостя, а затем провел в зал и организовал чаепитие. Не успели они разговориться, как в зал стремительно вошла супруга Бестужева — бывшая крестьянка Матрена. Энергичная, волевая, с румянцем на щеках, необычайно возбужденная и готовая рассказать произошедшее с ней приключение. Когда любимый супруг помогал ей снять шубу, Матрена много раз говорила «Ах, если бы вы знали какая встреча была у меня сейчас!».

За чаем она поведала гостю и мужу, что встретила на Невском проспекте свою бывшую хозяйку (тетку Бестужева). Та, конечно, узнала девушку, когда-то служащую у нее горничной. И ожидала… море благодарностей в свой адрес за удачно сложившуюся судьбу. Но не тут-то было. Матрена Саввишна сопроводила свои присутствие гордым взглядом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю…

Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. Именно этот сюжет в жизни бывшей крестьянки, а ныне дворянки, мог описать на полотне Крамской.

2. Анна Каренина

anna-karenina
Анна Каренина на картине Г. Манизера

Есть литературная версия: многие считают, что героиня «Неизвестной» является прототипом Анны Карениной в знаменитом романе Льва Толстого. Сходства в характерах и описаниях девушек, действительно, есть. Эту версию доказывает и то, что Крамской был знаком со Львом Толстым, писал его портрет в 1873 году, когда Лев Николаевич как раз приступил к работе над романом «Анна Каренина». Возможно, во время подготовки портрета писателя и сложилась беседа о героине знаменитого романа, которая позже вылилась на холст Крамского. Есть и те, кто находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».

3. Фантазийный образ

«Неизвестная» Крамского — 7 любопытных версий о личности героини
Иван Крамской. «Неизвестная. Этюд». Частное собрание, Чехия

Многие утверждают, что «Неизвестная» – все же собирательный образ женщины, которая ввиду правил приличия просто не могла служить примером для подражания. Этой точки зрения придерживаются те, кто несколько негативно воспринял картину, увидев на ней порочную женщину. Приверженцы этого мнения считают, что Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию» и «одно из исчадий больших городов». Возможно, образ надуманный?

4. Дочь художника

Софья Ивановна Юнкер-Крамская
Софья Ивановна Юнкер-Крамская
Софья Ивановна Юнкер-Крамская
Софья Ивановна Юнкер-Крамская

Четвертая версия гласит, что художнику для этой картины позировала его родная дочь, Софья Крамская. Что же… вполне вероятно, тем более, если мы сравним «Неизвестную» с портретами дочери художника, увидим, что внешнее сходство действительно имеет место быть. Тем более, что портреты Софьи были написаны за год до «Неизвестной».

5. Варвара Туркестанова

Матрена Саввишна
Варвара Туркестанова — фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка императора Александра I.

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили (Туркестанова) – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. Печальная судьба.

О том, что грузинская княжна была девушкой незаурядной, свидетельствуют воспоминания ее современников. Один из них пишет:

«За границу с императрицей Марией Федоровной едут: Нарышкин – для шуток, Альбедиль – для денег, Туркестанова – для ума».

Граф Ф. Толстой, описывая свою жизнь в Петербурге, говорил:

«Очень часто бывала на вечерах и обедах у моего дяди княжна Туркестанова, самая короткая приятельница обеих сестёр Голицыных, любимица Марии Алексеевны и её мужа, девушка уже не первой молодости, очень умная, хитрая, ловкая, весёлая и весьма занимательная в салонных беседах. Почтеннейший дядюшка, как мне казалось, очень за ней ухаживал и она скоро, по его просьбе, была сделана фрейлиной большого двора».

П. Вяземский писал:

«Вчера скончалась княжна Туркестанова. Что ни говори, но она была и добрая, и любезная, и необыкновенно умная женщина. Благодетельствовала многим, несмотря на недостаточное состояние, и оставила приятные о себе воспоминания в многочисленном знакомстве…». К. Булгаков говорил: «Все письма из Петербурга ко мне только и говорят о смерти княжны Туркестановой, все об ней жалеют. Императрица приезжала из Павловского нарочно, чтобы её видеть, и провела с нею последние часы».

По легенде, на один из праздников император преподнес своей фаворитке драгоценную камею с ее портретом и надписью: «Той, которую я избрал». И в 1880-х гг. эта камея попалась на глаза художнику Ивану Крамскому, который был впечатлен красотой изображенной девушки и заинтересовался ее судьбой. Отсюда и возник замысел написать портрет девушки.

6. Екатерина Долгорукая

Екатерина Михайловна Долгорукая (Юрьевская)
Екатерина Михайловна Долгорукая (Юрьевская)

Прототипом могла быть и Екатерина Михайловна Долгорукая (1847 — 1922). Судьба Екатерины очень напоминает мне судьбу Варвары Туркестановой… Ох уж эти незаконные связи! Екатерина Долгорукая родила от императора Александра II четверых незаконнорожденных детей, проживала в Зимнем Дворце, недалеко от законной супруги императора. Екатерина Долгорукая ради любви к царю навсегда погубила свою репутацию, пожертвовала не только жизнью в свете с присущими ей развлечениями, но и вообще нормальной семейной жизнью.

Есть версия, что Крамской изначально собирался писать портрет Долгорукой, но после убийства императора в 1881-м году отказался от этого замысла — и написал портрет незнакомки.

Версий о возможном прототипе героини, действительно, много. Загадка истинной личности модели не только не умаляет достоинств творения Крамского, но и напротив, подогревает интерес и окружает полотно ореолом таинственности. Дошел до наших дней интересный диалог Крамского с друзьями:

Скажи, кто она? — приставали друзья к художнику.
— «Неизвестная».
— Называй, как хочешь, но скажи — откуда ты взял это сокровище?
— Придумал.
— Но ведь писал с натуры?
— Может, и с натуры…

А как считаете Вы? Какая версия наиболее правдоподобна?

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя