Монах со свечой
"Монах со свечой" / Василий Андреевич Тропинин / 1834

В 1776 году к Екатерине II привезли необычного старца. Монах Авель (а это был именно он) в своей пророческой книге утверждал, что императрицы через 8 месяцев не станет. Однако государыня решила пожалеть несчастного, которого ждала смертная казнь за такие наглые слова, и велела всего лишь посадить в Шлиссельбургскую крепость. Но, на удивление, слова странного монаха сбылись, и через указанное время государыня скончалась.

С тех пор фигура старца начала обрастать легендами, и, по утверждению некоторых историков, именно он предсказал смерть Павла I, победу России в Отечественной войне 1812 года и многие другие значимые события. Но так ли это на самом деле? И вообще, а был ли Авель?

Кто он и откуда?

Согласно распространенной версии, Василий Васильев (в миру монаха звали именно так) родился в деревне Акулово Тульской провинции. Работал плотником, а после перенесенной тяжелой болезни решил уйти в монастырь. Однако его родители были против этого, и позже Авель женился «не по своей воли».

Но надолго его не хватило: оставив жену с детьми (а их уже было трое), молодой человек сбежал, все же принял постриг и остался в Валаамском монастыре. Через некоторое время Авель отправился путешествовать по стране. В какой-то момент монаха начали преследовать странные видения, которые он позже начал записывать, а попутно рассказывать о всесильных Духах.

Естественно, властям это не понравилось, а позже появился повод его арестовать. Да, эта та самая история с Екатериной II, которая смертную казнь «милостиво» заменила пожизненным заключением. Однако многих пленников, лишенных свободы при императрице, освободили при Павле I, в том числе и Авеля.

Однако «предсказателя» вскоре вновь арестовали. И причиной тому стало то, что монах уже увидел смерть императора. После кончины государя его отправили в Соловецкий монастырь, откуда его приказал освободить Александр I, до которого дошли слова Авеля о том, что Москва будет сожжена французами.

После монах много странствовал, его не раз опять лишал свободы, он умудрялся даже сбегать. В конце концов, покой Авель нашел в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, где и скончался в 74 года. По крайней мере, так звучит распространенная версия биографии старца.

Предсказание смерти Екатерины II: все ли так просто?

КАКОЙ ЗАПОМНИЛАСЬ ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ - ФАКТЫ
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794.

Вернемся к тому, с чего начались злоключения монаха: предсказание смерти Екатерины II. Казалось бы, логично, что весть о скорой смерти вызвала у государыни негодование. Однако не сохранилось ни одной полной копии книг Авеля, лишь фрагменты, и в некоторых источниках можно встретить вот такое предсказание монаха об императрице:

«…царствовать будет 40 лет».

То есть, если Екатерина взошла на престол в 1762 году, то править должна была до 1802 года. Однако она умерла вскоре после допроса «предсказателя» в 1796 году. Видимо, слова «пророка», уйдя в народ, трансформировались в утверждения о скорой смерти правительницы.

Тем не менее, на допросе Авель также уверял, что Екатерина умрет от рук своего сына Павла I. Именно эти слова, судя по всему, стали главной причиной заключения монаха. Ведь государыня умерла своей смертью, и наследнику ее престол перешел без всяких заговоров и переворотов.

На что разозлился Павел I, и причем тут Николай II?

Убийство Павла I
Убийство Павла I

При новом императоре Авель недолго наслаждался свободой – вскоре он опять оказался в заточении. По наиболее распространенной версии, монах предсказал императору следующее:

«Коротко будет царствие твоё, и вижу я лютый конец твой. … от неверных слуг мучительскую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей».

Впрочем, так и было. Но никаких достоверных источников, что именно эти слова были сказаны Авелем, нет. Более того, многие его предсказания появились «задним числом».

А с Павлом I связана еще одна история. Якобы император, прежде чем заточить монаха в монастыре, вызвал его в Гатчину и попросил записать свои предсказания. Монарх положил бумаги в ларец и завещал потомкам открыть его только спустя век после его кончины.

История эта имеет продолжение: позже появилась версия о том, что Николай II, исполнив наказ своего предка, прочитал предсказание, где говорилось, что царскую династию ждет трагический конец.

«На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский».

В то, что Павел I, обладая такой информацией, предпочел скрыть ее на целых сто лет, как-то не верится. К тому же опять же нет никаких официальных данных о том, что Авель приезжал в Гатчину.

Писатель Сергей Нилус тем не менее утверждает, что обер-камерфрау императрицы Мария Герингер вспоминала об этом событии так:

«Государь и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной интересной прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение».

Хотя Нилус уверяет, что все эти слова из воспоминаний дамы, однако в ее мемуарах такого эпизода вообще нет, хотя вряд ли она умолчала бы о таком значимом моменте. Интересно и то, что о предсказаниях о Николае II стало известно лишь в 30-е годы XX века, а до этого о нем в пророчествах монаха не было ни слова. К тому же с каждой книгой слова мудрого Авеля начали пополняться все новыми высказываниями.

Что еще предсказал монах Авель? Или все же не предсказал?

Авелю приписывают и другие пророчества, затронувшие самые значимые даты в истории России. Например, это касается Александра I:

«Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется».

А вот это о Николае I:

«Начало же правления сына Твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России. Кабы не благодать Божия, Россию покрывающая, то…».

О Великой Отечественной войне ему приписывают следующие слова:

«…Новый Батый на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит!»

Любопытно узнать и о правлениях трех Владимиров:

«Двое уже были — одному богатыри служили, второй будет рожден в один день, а чествовать его будут в другой. На третьем — метка судьбы. В нем спасение и счастье державы. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей».

Вероятно, первый – это князь Владимир, крестивший Русь, второй – Ленин, создавший СССР, а кто третий, вы уже сами догадались.

Казалось бы, какие точные пророчества, не придерешься. Но, как и в случаях, описанных выше, если покопаться, то можно найти нестыковки. Как уже упоминалось, то многие предсказания Авеля появились задним числом. Так, слова Авеля об Отечественной войне с французами появились в 1875 году в журнале «Русская старина» (без каких-либо документальных подтверждений, естественно).

Большинство же предсказаний Авеля взяты из сомнительных источников (в большинстве случаев, одного), но они противоречат опять же информации, взятой из архивов. К тому же и с датой своей смерти монах не попал в точку: «должен был» дожить до 84 лет, а скончался на 10 лет раньше. Хотя некоторые почитатели таланта старца продолжают утверждать, что он все же прожил лишние годы.

А был ли Авель?

Возникает логичный вопрос: если практически все предсказания появились постфактум, существовал ли сам старец?

О жизни монаха поведал, как уже говорилось, Сергей Нилус, но при этом опять же никак не подкрепил свои слова документально. К тому же и репутация писателя является весьма сомнительной. Его книга «Протоколы сионских мудрецов», предрекающая евреям мировое господство, к примеру, была признана антисемитской.

На самом же деле об Авеле осталось мало сведений, и тех, кто видел его в лицо, было мало. Среди них граф Михаил Толстой:

«Однажды я играл очень весело в большой зале дома бабушки (мне было тогда восемь лет от роду), как графиня Каменская привезла с собою Авеля: я увидел монаха с густыми всклокоченными седыми волосами и густою бородою, большими блестящими черными глазами, со смуглым суровым лицом и громким грубым голосом. Прорицатель внушил мне такой ужас, что я немедленно бежал и спрятался в отдаленной комнате. Это чувство страха оставалось во мне несколько лет».

Известно, что Авель снискал популярность среди представителей отечественной элиты, и сам обер-прокурор Синода Александр Голицын, увлекавшийся мистикой, покровительствовал ему. Церковь же, напротив, настороженно относилась к монаху, который не приносил людям пользу, а занимался лишь предсказаниями, которые «расползлись среди верующих».

Так зачем же нужно было придумывать «русского Нострадамуса»?

Историк Николай Колчуринский считает, что это было выгодно тем, кто хотел таким образом управлять настроениями народа:

«Из всех известных по мемуарам предсказаний, только одно – последнее не имело отношения к судьбам предержащей власти. Все они, кроме двух последних публиковались во время кризисных ситуаций в истории России <…>. Вопрос – чему должны были способствовать такие пророчества, звучавшие накануне драматических событий – умиротворению в государстве, или сеянию смуты?»

Возможно, сам Авель небескорыстно «подстраивал» свои предсказания под настроения тех, кому были выгодны мрачные мысли в народе. Иначе как объяснить то, что бедный монах обладал неплохим состоянием: Спасо-Евфимиевскому монастырю он завещал 10 500 рублей ассигнациями.

Ясно одно, Авель – невыдуманное лицо, но его способность предсказывать будущее явно преувеличена и не доказана.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here