Лирические комедии и личные трагедии Георгия Данелии

4 апреля 2019 года, после осложнения вызванным воспалением легких и последующей искусственной комы, в реанимации скончался замечательный советский и российский режиссер – Георгий Данелия. Его творчество ещё при жизни стало даже не эпохой, а ярким явлением в советском и российском кино. Он был гением, умевшим снимать удивительно цельные и объемные фильмы, с жизненными, прописанными до мельчайших деталей, светлыми и позитивными образами персонажей.

Данелия не использовал затертые «до дыр» и, поэтому набившие оскомину кинематографические приемы и штампы. Он жил каждой картиной, вкладывал в них всю свою душу и энергию. Георгий Николаевич был настоящим творцом создающим шедевры, которые знала и любила вся страна.

Фильмы «Мимино», «Кин-Дза-Дза», «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон», «Не горюй», снятые Данелией, навсегда вошли в золотую сокровищницу советского кино. От большинства творений великого режиссера и сценариста невозможно оторваться. Его фильмы просматриваются от первой до последней минуты, а множество сцен стали отдельными маленькими шедеврами, яркими жизненными зарисовками, которыми можно наслаждаться бесконечно.

При этом Георгий Николаевич был сильной личностью, со своим мнением и взглядами на жизнь. Он не прогибался под текущую политическую конъюнктуру. Когда многие деятели киноиндустрии и эстрады, получавшие в советское время награды, премии и высокие звания, плевали на вырастившую их страну, и надевали на себя модные маски «жертв режима», Данелия сказал:

«Я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив: я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел! « (с)

И это с учётом того, что советская цензура запретила широкий прокат фильма «Тридцать три», и вырезала много красивых и смешных сцен в других его фильмах.

О вооруженном конфликте в Южной Осетии, Георгий Николаевич, сам грузин по национальности, сказал коротко и горько:

«Мне жаль, что я дожил до сегодняшнего дня. Больше комментариев нет». (с)

Достойная позиция мудрого и справедливого человека.

Другой известный режиссер Карен Шахназаров называл Данелию своим учителем. Его слова идеально характеризуют гений Георгия Николаевича и увлеченность своим делом:

«Он действительно всю жизнь находится в поиске тем. Он все время мыслит кинообразами, и эта работа постоянная — она не прекращается ни на минуту, ни на секунду». (с)

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров / Фото: https://balkanist.ru/

Грузия, детство, война и начало съемок на Мосфильме

Георгий Данелия появился на свет 25 августа 1930 года в городе Тифлисе (сейчас столица Грузии – Тбилиси). Отцом мальчика был Николай Данелия, выходец из крестьянской семьи, уехавший в Москву, после окончания гражданской войны, получивший образование и ставший инженером Метростроя. Мать – Мери Аджапаридзе была потомком старинного дворянского рода. Она работала на должности экономиста, затем посвятила свою жизнь кино, став вторым режиссером, сначала на киностудии Тбилиси, а потом устроилась на «Мосфильм».

За свои работы Мэри получила Сталинскую премию. Тетя – Верико Аджапаридзе была актрисой. Дядя Михаил Чиаурели – мультипликатором, сценаристом и известным режиссером, лауреатом 5-ти Сталинских премий. Данелия с рождения рос в окружении элиты советского кино. И полюбил его с самого детства.

Спустя год после рождения сына семья переехала в Москву. Каждое лето маленький Гия с мамой, гостил у тети Верико. Она жила в Тбилиси в большом доме с верандой. И часто Георгия, вместе с сыновьями тети Джиу и Рамазом, укладывали спать на свежем воздухе. Аромат акаций пьянил. Внизу шумела речка, доносились крики зверей из зоопарка, находившегося рядом. А в доме напротив, виднелся силуэт девушки, играющей на рояле. В своей книге воспоминаний «Безбилетный пассажир» Данелия рассказывает, что эти поездки к тете запечатлелись в памяти таинственно светящими в небе синими звездами, братьями рядом, запахом акаций и вальсом Шопена.

Великая Отечественная война началась, когда Георгий, в очередной раз, был в Тбилиси. Отца призвали на фронт. Но перед отбытием он попросил семью оставаться в Грузии. Гия тоже хотел сбежать из дома «на войну», но решил не оставлять мать одну. В то время он написал: «На фронт бежать не могу: мама без меня пропадет, она такая беспомощная, совсем не приспособлена к жизни».

В Тбилиси они провели два года, а затем опять вернулись в столицу. Во время войны, лишений и голода Георгий спасался чтением книг, изучением цитат великих людей, театром, зарисовками ярких сюжетов и образов, рождавшихся в голове.

Будучи школьником, Георгий несколько раз принимал участие в съемках кино на «Мосфильме». Он играл в массовках и фильмах дяди – Михаила Чиаурели. А в 1942 году, ещё в Тбилиси получил небольшую роль с репликами в фильме о грузинском национальном герое и полководце Георгии Саакадзе.

В московской квартире супругов Данелия всегда было было шумно и весело. Часто в гости к матери приходили великие режиссеры: Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, другие известные коллеги мамы и актеры. И Георгий с детства общался со знаменитостями, заряжаясь от них любовью к кино.

Леонид Куравлёв, Евгений Леонов и Георгий Данелия на съёмках фильма «Афоня». Ярославль, 1974
Леонид Куравлёв, Евгений Леонов и Георгий Данелия на съёмках фильма «Афоня». Ярославль, 1974 / Фото: https://cameralabs.org

Архитектура или кино? Выбор сделан

После школы Данелия поступает в Московский архитектурный институт. Там по его собственному признанию было интересно: преподавали знаменитые профессора, умеющие увлечь своими предметами, и училось множество талантливых студентов.
Институт Георгий окончил в 1955 году. По специальности он работал год, пока не увидел в газете объявление Мосфильма о наборе на режиссерские курсы.

Абитуриентами могли стать только лица с высшим образованием. Большинство желающих поступить на курсы, уже закончили театральные ВУЗы.

Казалось бы, Данелии «ничего не светило». Но он встретился с маминым знакомым, членом приемной комиссии – Михаилом Калатозовым. Режиссеру понравилась раскадровка «Хамелеона», сделанная Георгием. Он убедил талантливого молодого человека подать документы на курсы, и обязательно показать свои работы экзаменаторам.

На экзамене в большой освещенной комнате, стоящий перед приемной комиссией в 50 человек, парень растерялся. Как писал Данелия в своей книге, всё прошло как в тумане. Он что-то автоматически отвечал на вопросы экзаменаторов. Но на курсы его все равно зачислили, оценив талантливо сделанную раскадровку.

Георгий был зачислен в творческую мастерскую Михаила Калатозова. Многие студенты курсов считали, что его приняли по «блату», благодаря связям родственников в киноиндустрии и знакомству руководителя с матерью. Они скептически относились к перспективам Данелии как режиссера. Только близкие друзья и родственники знали: для Георгия кино было смыслом жизни. И в его комнате лежало несколько десятков папок со сценариями, которые он начал писать ещё в юношестве.

Первая работа начинающего режиссера – «Васисуалий Лоханкин». Этот короткометражный фильм был снят на основе отрывка юмористического романа Петрова и Ильфа «12 стульев». В главных ролях сыграли Галина Волчёк и Евгений Евстигнеев, бывшие в то время, студентами МХАТА.

В 1959 году Георгий Николаевич окончил режиссерские курсы. Его дипломной работой стал отрывок из «Войны и мира» Толстого.

Начало карьеры и первые фильмы

Н. Михалков, А. Локтев и режиссер Г. Данелия на съемках фильма "Я шагаю по Москве". 1963 год. Арх. N 1-114570. Фото: О. Мерцедин
Н. Михалков, А. Локтев и режиссер Г. Данелия на съемках фильма «Я шагаю по Москве». 1963 год. Арх. N 1-114570 / Фото: О. Мерцедин

В том же 1959 году Данелия получает должность штатного режиссера на киностудии «Мосфильм». Начало карьеры у молодого таланта было удачным. Его дебют – фильм «Сережа», снятый по книге Веры Пановой.

Это трогательная история о маленьком мальчике. Режиссеру удалось через искусные диалоги, эмоции Сережи, показать его внутренний мир. Обиды и мечты ребенка раскрывают его как личность. А дружба с отчимом – Коростылевым, проходящая красной нитью, через весь сюжет, помогает осознать и понять, как устроен окружающий мир. Мама малыша ждет второго ребенка, но отчим ни на мгновение не оставляет главного героя наедине со своими проблемами и вопросами.

За свой первый фильм Данелия получил Хрустальный глобус Международного фестиваля, прошедшего в Карловых Варах. Второй фильм «Путь к причалу» тоже был неплох. Но успеха первой картины и всеобщего признания он не добился.

Фильмом, принесшим Данелии известность у широкой публики, стал «Я шагаю по Москве». Эта картина режиссера, снятая 1963 году, стала символом 60-ых, времени «хрущевской оттепели». «Я шагаю по Москве» вышел удивительно светлым, легким для восприятия фильмом. Он был соткан из небольших забавных новелл, объединенных одним днем жизни героев, и оставил у зрителей только положительные впечатления.

Комедия о самой беззаботной поре жизни – юности, когда молодые люди наивны, открыты и радуются каждой мелочи. Их чувства искренни, сильны, и даже любые неприятности воспринимаются с оптимизмом. Это фильм о дружбе и о советской молодежи 60-ых, непосредственной и веселой, но при этом настоящих, во всех смыслах, людях.

В фильме сыграли юные Галина Польских, Евгений Стеблов и Никита Михалков, а также более старшие актеры Владимир Басов и Ролан Быков.

«Я шагаю по Москве» получился яркой картиной, оставляющей ощущение светлого праздника. Но на худсовете не могли принять решение, к какому жанру отнести такое кино. Их не веселили ни нелепые ситуации, ни интеллигентные шутки, ни смешной Ролан Быков, мастерски изобразивший в эпизодической роли взбудораженной жертвы «гипноза».

Тогда Данелия попросил на худсовете слова, и назвал свое творение «лирической комедией». Такого жанра официально не было, и режиссер стал основоположником нового направления в киноискусстве.

Ещё одной заметной вехой в творчестве Данелии стал фильм «Тридцать три». Долгое время он пролежал на полке, запрещенный бюрократами из Госкино. Руку к этому приложил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. На закрытом просмотре главному идеологу партии не понравился изображаемый кортеж – лимузин «чайка» в окружении эскорта мотоциклистов. Он посчитал это насмешкой над встречей космонавтов, и потребовал убрать эту сцену, поскольку она является «клеветой на социалистическую действительность». Данелия отказался. И фильм после двух недель демонстрации был снят с широкого проката, хотя его периодически показывали в провинциях, клубах и кинотеатрах на окраинах Москвы.

В результате забавную комедийно-фантастическую историю, о мужчине с заболевшими зубами, оказавшимся в сумасшедшем доме, а потом и в гостях у инопланетян, несмотря на снятие с проката, посмотрела значительная часть населения СССР. Интересно, что в этом фильме, снялся Евгений Леонов, впоследствии ставший «талисманом» и другом Данелии.

Следующей полноэкранной картиной Георгия стал фильм «Не горюй». Он был снят по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенджамен». А действие произведения перенеслось из Франции в Грузию, начала 20-го столетия. Комедия получилось великолепной. Соединение пикантного французского юмора с невероятным грузинским колоритом дало отличный результат.

Легкий сюжет, наполненный оригинальным шармом, в сочетании с харизмой и актерским мастерством Вахтанга Кикабидзе, Софико Чиаурели, Анастасии Вертинской заставил зрителей влюбиться в этот фильм. «Не горюй» — это рассказ о вечных ценностях. О грусти в глазах, неунывающего весельчака, о том, как иногда просто и одновременно сложно радоваться жизни в различных обстоятельствах.

Интересно, что худрук «Мосфильма» Геннадий Чухрай был занят съемками собственного фильма. Не желая отвлекаться, он доверил Данелии самому редактировать и утверждать сценарий «Не горюй». Поэтому эта картина целиком и полностью творение Георгия Николаевича без ремарок и правок других руководителей. Впоследствии Чухрай ещё несколько раз позволял Данелии корректировать и утверждать собственные фильмы.

Плакат к фильму «Джентльмены удачи» (СССР, 1972)
Плакат к фильму «Джентльмены удачи» (СССР, 1972)

Затем, в 1971 году, были отсняты «Джентльмены Удачи». Режиссером картины стал Александр Серый. Данелия был художественным руководителем фильма. Также он совместно с писательницей Викторией Токаревой стал автором сценария. Но многие артисты и режиссеры были уверены: фильм – творение Георгия Николаевича. Просто он помог своему другу Александру Серому, недавно вышедшему из заключения за нанесение тяжелых увечий. Как рассказывает об этом сам Данелия:

«Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». (с).

Серый, не понаслышке знакомый с нравами уголовников, смог создать красочные типажи главных героев. А Данелия приправил картину своим фирменным мягким юмором. Известно, что некоторые эпизоды он переснимал самостоятельно, поскольку они не отвечали его виденью фильма.

А в 1975 году Георгий Николаевич снял один из своих самых ярких и любимых советскими зрителями шедевров – «Афоню». Трагикомедия о непутевом сантехнике, любящем выпить, стала невероятно популярной, и вырвалась в лидеры кинопроката. Фильм посмотрели 62,5 миллиона зрителей.

Интересно, что Данелия сперва планировал пригласить на роль Афони Владимира Высоцкого, но потом передумал и выбрал Куравлева. Как он сам позже признавался:

«Володя — сильная личность, и ему зрители не простили бы того, что натворил Афоня. А нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели». (с)

Еще одним фильмом, прославившим Георгия Николаевича, стал «Осенний марафон», снятый в 1979 году. Он объединил комедию и драму. Этот фильм поднял актуальную тему – «любовный треугольник», показав ситуацию, когда главный герой разрывается между законной супругой и любовницей. Из-за своей нерешительности он загоняет себя в тупик неразрешимых проблем и противоречий. Главный герой, Бузыкин бежит от жены к любовнице, и, наоборот, не в силах сделать окончательный выбор. Картина покорила зрителей своим жизненным драматизмом.

Данелия считал «Осенний марафон» одним из главных фильмов в своем творчестве.

Он так охарактеризовал своё творение:

«У меня было в жизни два потрясения. Первое — это я сам, и о нём я снял «Не горюй!». А второе — это ты, и о нём я снял «Осенний марафон». И выше этого мне никогда не прыгнуть». (с)

Фильм получил большой резонанс. Рецензии критиков были наполнены бурным восторгом. Он был удостоен наград на Берлинском и Венецианском кинофестивале. Среди режиссеров даже ходили слухи, что «Осенний марафон» могли выдвинуть на получение «Оскара», если бы не ввод войск в Афганистан, усиливший напряженность в мире.

Фрунзик Мкртчян и Георгий Данелия
Фрунзик Мкртчян и Георгий Данелия на съемках фильма «Мимино» / Фото: https://cultvitamin.ru

Но фильмом, принесшим Данелии оглушительный успех у советских зрителей, стал «Мимино». Он рассказывает о пилоте вертолета, летающего в окрестностях небольшого городка и родного села, и мечтающего о работе на международных авиалиниях, чтобы покорить сердце любимой девушки – стюардессы. Картина об искренней дружбе, кавказской щедрости, стремлению к мечте и связи с родной землей покорила сердца зрителей.

Забавные приключения главного героя Вахтанга Кикабидзе – Валико и его друга Рубена Хачикяна, в исполнении Фрунзика Мкртчана смотрелись на одном дыхании. Многие фразы: «Ларису Ивановну хочу», «я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся», «в этом гостинице я директор», стали крылатыми.

Данелия оказался еще и хорошим пророком. Трагикомедия «Кин-дза-дза» о попадании двух советских людей в инопланетное общество чатлан и пацаков, отлично предсказала тенденции современного общества. Чатлане — привилегированное сословие. Пацаки – почти рабы с колокольчиками в носу, обязанные приседать и кричать «ку» при виде «господ». Даже выступать перед зрителями артисты из этого «сословия» должны в железной клетке.

Видимой разницы между чатланами и пацаками нет. Просто специальный прибор реагирует на одних «зеленым», а на других «оранжевым» огоньком. Вся техника на планете ржавая и изношенная, а животные и деревья давно уничтожены.

Если посмотреть на сегодняшнюю действительность, возникнет очень много невольных ассоциаций с этим шедевром советского кино.

Еще одним творением Данелии, запомнившимся в 90-ые, стал фильм «Настя». Сказка о доброй и милой девушке, ищущей счастье, затронула сердца людей. В эпоху потребления Данелия попытался донести до зрителей простую истину: настоящее счастье не в красоте и успешности, а в душевной гармонии и присутствии любимого человека рядом.

Жены и дети, счастье и трагедии

Георгий Данелия с семьей( жена, дочь Светлана от первого брака, внучка Маргарита и правнучка
Георгий Данелия с семьей( жена, дочь Светлана от первого брака, внучка Маргарита и правнучка / Фото: https://zen.yandex.ru/

Жизнь Георгия Данелии была непростой. Оптимизм, талант творца и любимая работа перемежались с личными трагедиями, маленькими и большими.

Ещё во время учёбы в архитектурном ВУЗе Данелия начал встречаться, а потом и женился на Ирине Гинзбург. Девушка была выгодной партией – дочерью заместителя министра нефтяной промышленности Советского Союза. С первой женой Георгий прожил пять лет, а потом расстался. В браке родилась дочь Света. После развода отношения между супругами остались дружескими.

Второй женщиной в жизни Данелии стала Любовь Соколова – знаменитая советская актриса, сыгравшей за свою карьеру около 400 ролей. Георгий Николаевич прожил с ней в гражданском браке 26 лет. В 1959 году у них родился сын Николай. Мальчик был невероятно талантлив. Он любил литературу, ещё в детстве начал писать стихи, а также сниматься в кино. Свою первую роль Николай сыграл, будучи младенцем. Тогда он снялся в первом фильме отца «Сережа» в роли новорожденного братика главного героя. Затем ребенку досталась роль сына Травкиных в картине «Тридцать три» и спустя шесть лет – мальчика с собакой в «Джентльменах Удачи».

Николай ещё в школе заявил, что желает быть режиссером, как его знаменитый отец. Он поступил во ВГИК, хотя его девушка Мария забеременела, когда оба влюбленных были ещё несовершеннолетними. Только решительные действия мамы Любови Соколовой помогли молодым сохранить семью. Спустя время у супругов появилась ещё одна дочь – Алёна.

Николай успел снять всего два короткометражных фильма. Первый «Моментальный снимок» для защиты диплома, где сыграли Панкратов-Черный и его мама. Второй – «Эй, Семенов».

Но жизнь его трагически оборвалась в 26 лет при невыясненных обстоятельствах. Георгий Данелия и Любовь Соколова до конца жизни хранили молчание об обстоятельствах гибели своего ребенка.

Георгий Николаевич тяжело перенес смерть ребенка. Но он нашел в себе силы выйти из депрессии, несмотря на то, что пять лет назад, в 1980 году перенес осложнение перитонита и, как следствие, клиническую смерть.

В этом же 1980-ом году, Данелия расстался со своей гражданской женой Смирновой. Просто честно сказал ей, что полюбил другую. Любовь отпустила его без скандала и упреков. До конца своей жизни, она продолжала любить Георгия.

А гениальный режиссер нашел свою музу – Галину Юркову. Он знал её ещё с середины 60-ых годов, когда молодая студентка взяла интервью у начинающего режиссера, после съемок «Я шагаю по Москве». Но тогда они стали только добрыми знакомыми. Настоящие чувства у пары вспыхнули только в 1980 году.

Галина стала его добрым ангелом. Она делала всё, чтобы режиссер смог полностью сконцентрироваться на творчестве. У них дома часто накрывали стол, и Данелия с друзьями обсуждали новые идеи и сюжеты своих будущих фильмов.

Георгий носил свою благоверную «на руках». И она платила ему за это искренней любовью, оберегая гения от бытовых проблем и забот.

Конечно, в личной жизни Данелия не был идеальным мужем. Творческий человек с южным темпераментом он заводил романы на стороне, от чего особенно страдала Любовь Соколова.

Но после свадьбы на Галине Георгий остепенился. Он прекратил походы «налево», уделяя всё внимание любимой жене. И о своих отношениях с женщинами Данелия, как настоящий мужчина с кавказскими корнями говорить не любил.

«Я был женат три раза. На Ирине, на Любе и на Гале. Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это всё, что я могу сказать о личной жизни». (с)

Георгий Николаевич Данелия умер на 89 году жизни. Как указано в причине смерти «от остановки сердца». Врачи пытались его реанимировать, но не смогли.

Но наследие Данелии никуда не исчезло. Его фильмы всё так же интересны и любимы зрителями. И в каждом творении гениального режиссера осталась частичка его души, заставляющая нас грустить и весело смеяться.

Георгий Данелия Режиссер
Георгий Данелия Режиссер / Фото: https://news2.ru/

Больше познавательного контента — в наших социальных сетях. Поддержите нас подпиской:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Другие статьи

Обращение добровольца к депутату Милонову

Друзья, прежде чем вы продолжите читать, попрошу вас в конце поделиться данным материалом, дабы до нашего героя это обращение гарантированно дошло. Это очень важно!...

Исторический позор Великобритании повторился спустя 84 года.

Нет более наглядного исторического позора для Великобритании, как подписание в 1938 году так называемого «Мюнхенского сговора». Подписали соглашение представители четырех стран - Великобритании, Франции,...

Людмила Павличенко — о снайперской дуэли, об охоте на немецкого аса.

Самая успешная женщина-снайпер в мировой истории. 309 подтвержденных целей врага. Из них - 36 уничтоженных снайперов противника. Журналисты США, в свойственной американской манере, прозвали советскую...

Метамфетамин на службе у Третьего рейха.

Не секрет, что современная западная фармакология зачастую отрабатывает заказы военных ведомств. Задача фармацевтов и этих самых ведомств - снабдить армию стимулирующими препаратами, чтобы солдат...

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Будет интересно
В топ 5 самых дорогих каналов в telegram попали каналы Собчак, Бузовой, Бородиной. Кровавая…
Cresta Posts Box by CP

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.