При упоминании таких штампов, как «неоднозначная мазня», «ненужное, абстрактное искусство» в памяти невольно вырастают образы и лица целой плеяды новаторов-авангардистов и футуристов, но самым ярким и одновременно громким именем всегда считался только он один — главный архитектор и революционер, идеолог и философ, гений и безумец — Казимир Северинович Малевич.

В мае 2017-го картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция с полоской в проекции» стала самым дорогим лотом старейшего в мире аукционного дома Sotheby’s. Продана она была за 21,2 миллиона долларов при оценочной стоимости 12-18 миллионов.

Suprematicheskaya-kompozitsiya-s-poloskoj-v-proektsii
«Супрематическая композиция с полоской в проекции», К. Малевич. Фото: Sothebys

В 2008 году на том же аукционе Sotheby’s была продана еще одна картина Малевича, с таким же названием, только уже без полоски — «Супрематическая композиция», ставшая одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником. Неизвестный покупатель согласился расстаться с суммой превышающей 60 миллионов долларов.

Sotheby-s-Malevich
«Супрематическая композиция», К. Малевич. Фото: Sotheby

Но, пожалуй, самая известная и одновременно самая обсуждаемая картина русского художника-авангардиста — это «Черный квадрат». Всего «черных квадратов» — четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковской галерее в Москве, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый висит в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины не продаются.

CHernyj-Kvadrat-Malevicha
«Черный Квадрат» К. Малевича. Фото: rma.ru

Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — „Черного квадрата“. Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом». Татьяна Толстая, писательница, в эссе «Квадрат»

По мнению российского искусствоведа, историка искусства и большого специалиста по русскому авангарду и в частности творчества К. Малевича Татьяны Горячевой:

В истории мировой культуры существует не так много произведений, названия которых вышли за рамки своего изначального смысла и приобрели характер имени нарицательного… Нет картины с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью… «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века».

С мнениями двух Татьян, уверен, согласятся большинство экспертов и критиков, и не только российских… Малевич безусловно художник с мировым именем и, как мы видим, за право обладать картинами русского авангардиста коллекционеры без сожаления выкладывают внушительные суммы. НО!

Большинство людей, обычных ценителей живописи не понимают или с сомнением относятся к творчеству Малевича, разграничивая нормальное искусство и искусство дегенеративное,* разделяя творцов живописи на здоровых художников и на «психически больных»… И в этом нет ничего удивительного. Дело художественного вкуса. Но следует понимать, что художник Малевич и его картины для тех же самых коллекционеров — это не предмет любования и восхищения, а удачное вложение, инвестиция!

В 1927 году Малевич выставлял свои картины на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 г. коллекция картин (более ста полотен) была им передана на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство». 

«Дегенеративное искусство» (нем. Entartete Kunst) — термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства, которое представлялось не только модернистским, антиклассическим, но и еврейско-большевистским, антигерманским, а потому опасным для нации и для всей арийской расы.

Впрочем, авангардизм был нелюбим и советским руководством, считался ненужным и безобразным.

Вы удивитесь, но в богатейшее наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров из свойственных ему направлений супрематизма и кубизма, входят картины и «попроще», более понятные и привычные для классического среднестатистического ценителя живописи… И сегодня мы попробуем разрушить сформированные в обществе штампы о запредельно сложном и непонятном Малевиче.

Итак, другой Малевич! Или 20 «неприлично простых» картин Казимира Малевича, без сложных сюжетов, кубизма, супрематизма и мистических абстракций:

Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Автопортрет. 1910-1911

Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Малевич. Автопортрет. Около 1910

Бульвар. Около 1930, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Бульвар. Около 1930

Весна. 1928-1929. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Весна. 1928-1929

Аргентинская полька. 1911. Частное собрание

Малевич. Аргентинская полька. 1911

Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х

Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Девушка без службы. Около 1930

Женский портрет. 1932-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Женский портрет. 1932-1934

Кузнец. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Кузнец. 1933

Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Мужской портрет. 1933-1934

На бульваре. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. На бульваре. Около 1930

Отдых (Общество в цилиндрах). 1908. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Отдых (Общество в цилиндрах). 1908

Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Портрет матери. Около 1932

Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Портрет жены художника. 1934

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932

Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Работница. 1933

Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Малевич. Сестры. 1930

Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Три женщины на дороге. Около 1930

Цветочница. Около 1930. Этюд к одноименной картине. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Цветочница. Около 1930

Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Малевич. Цветущие яблони. Около 1930

Казимир Северинович Малевич

(23 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ.

Малевич входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Гениальность художника, как и его творчество никого не оставляет равнодушным. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.

Kazimir-Malevich
Казимир Малевич 1878 — 1935

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Эти придурки там, в комментариях, не знают свойств абстракционизма. Он знает, что пишет, отнюдь не поверхностное изображение. Он пишет цвет и проникновение в изображение. Я сам супрематист и уважаю его. Мы знаем, что рисуем. Не фигуры.

  2. Правильно ни в одно художественное училище его не приняли — все более чем посредственно для поступающего даже в обычный кружок вырезания лобзиком.
    Композиция — все завалено влево, нет пространства, элементы разрознены и неуравновешенны относительно друг друга, нет основы, центрального элемента, техника не просто слабая, а вообще — отсутствует. Видно, что Малевич не владел обычным рисунком, не знал анатомии, не умел передать перспективу, плохо смешивал краски, не понимал импрессионизма и экспрессионизма.
    Так наз. «картины» — грязные, нет чистого цвета, как в простеньких набросках Марке или полутонов Мане.
    На что Ван Гог — бездарь, так даже и Ван Гога можно назвать художником по сравнению с этой ЧКисткой фигуркой бездарного, но весьма гоношистого пана.
    Впрочем, таких «гениев» и «всемирно-известных» любителей туфты и чужих денег лепят на Брайтон Бич на спор десятками…
    Увы.
    Не Малевич плох, не те, кто его превозносит и проталкивает, а те. кто весь этот кошмар кушает и не замечает, что «осетрина второй свежести». Гопота с понтами, корчащиеся из себя ценителей искусства, которое они пишут с одной Эс.

  3. Типичное проявление шизофрении (раздвоение личности). Кстати посредственного художника (когда писал в нормальном состоянии).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here