Есть картины, которые представляют собой законченную мысль, афоризм. Мысль краткую и исчерпывающую. В таких них нет ничего лишнего, никаких рюшечек.

Таковы гениальные картины «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали, «Апофеоз войны» Василия Верещагина, «Сын человеческий» Рене Магритта или «Горизонт» Эрика Булатова.

И если к не менее гениальным картинам, например, «Чёрному квадрату» Казимира Малевича или «Запорожцам» Ильи Репина, требуется пояснение, то к картинам-афоризмам — нет.

Арт-афоризмы балансируют на грани карикатуры и плаката, религиозного символа и товарного знака, заменяют собой притчи и анекдоты, визуально воплощают то, что в противном случае потребовало бы множество слов, вместо одного арт-объекта.

Это «красноречивое молчание» художника может одним изображением заменить собой книжные тома. В этом истинная ценность картин-афоризмов.

Мысль, сжатая до размеров холста, отпечатывается в памяти зрителя на долгие годы. Именно мысль, идея, а не техническое совершенство творит мир.

ВЕДЬ БЕЗ ПРИМИТИВНЫХ ГРУБЫХ ШУМЕРСКИХ ПОВОЗОК У НАС БЫ НЕ БЫЛО СЕЙЧАС КРАСИВЫХ И УДОБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, А БЕЗ НЕУКЛЮЖЕГО САМОЛЕТА БРАТЬЕВ РАЙТ — СОВРЕМЕННЫХ АВИАЛАЙНЕРОВ.

Именно картинами-афоризмами известна в России, Европе и США современная художница Татьяна Соколова.

Вот лишь несколько из ее работ 2017 года. Лаконичные, яркие, понятные без слов и даже без названий.

Жизнь на Земле
«Жизнь на Земле»
beremennost
«Беременность»
durshlag
«Дуршлаг»
konveer
«Конвейер»
tolpa
«Толпа»
turist
«Турист»
way
«Дорога»
optimist_artist_pessimist
«Оптимист, артист, пессимист»
obivatel_talant_geniy
«Обыватель, талант, гений»
dva_mira
«Два мира»
mozgi
«Мозги плывут»
Мужчина и Женщина
«Мужчина и Женщина»
«Планеты детства»
«Планеты детства»
«Из-за решетки»
«Из-за решетки»
Континенты
«Континенты»
Женщина-загадка
«Женщина-загадка»

Интересные мысли художницы из интервью / Журнал zagge

Что побудило Вас начать рисовать?

Мы живем в очень быстро меняющемся мире. Я говорю не столько о прогрессе, а о матрице государственного аппарата, которая управляет людьми по своему усмотрению. И порой создает целые армии «Смитов» — зомби отряды, готовые уничтожать тех, кто выбрал другой путь.

Раньше я пыталась говорить с людьми, писала романы и повести о проблемах в семье, которые выливаются в то, что рабский ген передается из поколения в поколение. И от этого все наши беды. Сейчас ситуация изменилась. У меня просто нет слов. В горле ком, и язык не поворачивается. Говорить бесполезно, но сказать очень хочется, а лучше показать.

У философа Платона была притча про людей, сидящих в пещере и боящихся мира, который кроется за ее стенами. Человека, который осмелился выйти, они чуть не убили, когда он пытался рассказать им, что мир прекрасен. Я оставила попытки рассказать, но верю, что людям можно и нужно показывать. Конечно, увидят только те, в ком есть зерна разума, кто хочет учиться и узнавать новое.

Самая главная задача школ – это не набить ребенка, как мешок, знаниями. Родители и учителя должны с первых дней его жизни развивать в ребенке любопытство и жажду познания. А мы своей гонкой за оценками зачастую детское любопытство просто губим на корню. И получаем потом гаджет-детей, которым ничто не интересно. Они подобно роботам подзаряжаются, потребляют, но ничего не создают самостоятельно. Они включаются только по щелчку специальной кнопкой, легко выходят из-под контроля, впадают в агрессию, потому что не умеют управлять собой.

Это опасная толпа, которая может пойти за любым вождем, поманившим их желанным Айфоном. Заметьте — это уже не конфетки, как в наши времена.

Современные люди не хотят читать. У них нет на это времени. Они максимум просматривают картинки в фейсбуке и инстаграме. Видео в ускоренном режиме. Рекламу. Поэтому зачастую я использую те же самые плакатные краски, чтобы привлечь внимание своего зрителя. Ироничные, порой кричащие картины — это своего рода призыв к человеческому мозгу, ключик, чтобы начали вращаться шестеренки.

То есть вы хорошо относитесь к критике своих работ?

Мои картины — не о ком-то другом, они в первую очередь обо мне. Я анализирую свои изъяны, учусь, вижу свое несовершенство и высмеиваю его. Когда кто-то негативно реагирует на мою картину — это сигнал. Значит, его что-то задело за живое, возможно, он увидел в нарисованном портрете себя. Значит, я на верном пути и все делаю правильно.

Я – человек, и ни что человеческое мне не чуждо. Критика не вызывает у меня щенячьего восторга. Особенно если она деструктивна и направлена против личности, а не является своего рода советом, как мне улучшить мастерство.

Иногда под критикой люди вуалируют простое оскорбление. Если в комментарии дают заметку, как мне улучшить технику, я выслушаю, возьму на вооружение, решу, подходит это мне или нет. Если кто-то просто пытается затравить меня, потому что у него нет таланта, и он завидует моей смелости — совесть ему судья. Мне жалко тратить свое время и нервы на таких людей.

Есть ли у вас клуб фанатов?

В первую очередь — мои дети. Я показываю им картины первым, и они пытаются угадать, какое сообщение я в них спрятала. Если это им удается, я понимаю, что и взрослый сможет, если захочет. Другое дело, что не все хотят. А у некоторых мозги за шторами — этакий произвольный железный занавес, который люди сами себе возвели, стены пещеры.

Что является источником Вашего вдохновения?

В первую очередь мой анализ самой себя, наблюдение за окружающей жизнью. Мой муж, который своей жаждой познания помогает мне расти, направляет. Дети, которые своим свежим взглядом на мир развивают воображение. Иногда дети предлагают мне идеи для новых картин.

Сколько часов Вы рисуете?

Я рисую каждую свободную минуту, и ощущаю настолько остро потребность в этом, что если я не притронусь к кистям или карандашам, меня начинает трясти, словно от голода.

Какое определение Вы бы дали своему творчеству?

Смарт-арт — это картины, в которых я стремлюсь говорить с людьми, которыми я пытаюсь заронить зерно познания, рефлексии, самоанализа.

И второе направление — релакс-арт. Это абстрактный или предметный яркий мир. Когда к власти приходит серость, единственная для меня возможность ей противостоять — это краски. В этих картинах я отдыхаю после раздумий, переключаюсь на красочный мир, где каждое пятно может превратиться в живое существо и является приглашением в мир фантазии.

Что посоветуете начинающим художникам?

Терпение и труд — это главное. Рисовать каждый день. Это важно в любом занятии — постоянная ежедневная практика. Верить в себя и получать удовольствие.

Рисовать ради себя, похвала — это бонус. Просто делайте то, что вам нравится, и наслаждайтесь искусством как бокалом вина. С чувством, толком и расстановкой.

Всегда думайте своей головой и рисуйте так, как нравится. Выйдите за рамки, дайте волю своему воображению. Вы – художник, и вы определяете, как и что рисовать.

Каковы Ваши дальнейшие планы?

Открытие собственной галереи, выставки. Планы рисовать, делиться своими мыслями с теми, кто этого хочет. Расти и учиться. У нас с мужем есть идея вывернутого наизнанку музея. Галереи с прозрачными стеклами, где человек, идя в магазин, сможет оказаться в неком художественном пространстве.

Татьяна Соколова
Татьяна Соколова в: Facebook / Instagram

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Невероятные картины Татьяны Соколовой сразу привлекли моё внимание, одной из таких работ, которая просто встрепенула меня была картина «Мужчина и Женщина» и далее я была заинтересована уже всеми ее арт-призывами. На мой взгляд, это что-то кричащее и мудрое одновременно, такая необычная смесь мыслей, чувств, красок. Я в восторге и буду очень рада увидеть галерею Татьяны. Успехов в творчестве, вы делаете прекрасное дело.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here