Музыкальный феномен XX века начинается со знаковой фигуры мира искусства – Игоря Федоровича Стравинского. Композитор, дирижер, пианист, человек, который перевернул представление о музыке в начале прошлого столетия.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в исключительно музыкальной семье. Его отец был известным в Российской империи оперным певцом, а мать – пианисткой. С самого детства он наслаждался творческой атмосферой и тянулся к музыкальным вершинам. Примечательными стали его университетские годы. Именно в тот период он брал частные уроки музыки у известного русского композитора и педагога Николая Римского-Корсакова. Вообще, семья Стравинских вела достаточно светский образ жизни. Частыми гостями в их доме были знаменитые писатели, поэты, артисты театра и эстрады.

Будучи последователем модернизма, собственные произведения Стравинский стремился донести до слушателя, как можно быстрее. Он участвовал в творческих вечерах и встречах – везде, где можно было продемонстрировать свой талант. На одном из подобных вечеров он познакомился с Сергеем Дягилевым, организатором известных «Русских сезонов». Это было судьбоносное знакомство, Дягилев был поклонником таланта Стравинского и всегда высоко оценивал его произведения. Импресарио предложил композитору написать музыку к его новым балетам, что принесло ему мировую славу.

Stravinskij-i-Dyagilev-v-aeroportu-Londona-1926
Стравинский и Дягилев в аэропорту Лондона, 1926

Часто при создании своих произведений, Стравинский прибегал к помощи известных русских художников. «Жар-птица» (1910) – балет Игоря Стравинского, в оформлении костюмов российского художника Льва Бакста, «Петрушка» (1911) – в создании эскизов декораций и костюмов родоначальник объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, «Весна священная» (1913) – в оформлении сценографии академика Императорской Академии художеств Николая Рериха. Дебют последней постановки состоялся в Париже, в «Театре Елисейских Полей», где был провален с треском и вызвал негодование парижских зрителей. Но среди них была одна загадочная женщина, начинающий модельер и в будущем икона стиля – Габриэль Бонер Шанель, которая войдет в историю моды под кратким прозвищем Коко.

Ее ни капли не смутила критика парижан, она напротив, была в восторге от смелости и таланта автора балета. Француженка тут же пожелала лично познакомиться с русским композитором, но Стравинский и его команда были так обескуражены реакцией публики, что на это сил не осталось. Все же удача сопутствовала их знакомству, оно произошло несколькими годами позже.

Igor-Stravinskij-i-Koko-SHanel
Игорь Стравинский (третий справа) и Коко Шанель (крайняя справа). / Фото: diletant.media

В 1920-х годах Игорь Стравинский и Коко Шанель обретают мировую славу. Известные и неподражаемые, они имеют свой самобытный стиль и стремительно несут его в массы. Безупречный вкус мадам Шанель покорил женщин по всему миру. На нее хотят быть похожими, её чувство стиля желают перенимать. Художник должен быть свободным, именно свободу выбора всемирно известный кутюрье подарит женщинам. Она ввела в моду брючные костюмы, что было непозволительно женщинам того времени, тем самым ставя их на ровне с мужчинами. Траурный, но вместе с тем такой изящный и тонкий черный цвет в одежде, также ее заслуга, некоторое время он был визитной карточкой модельера.

Известно, что после знакомства с русским композитором, Коко Шанель пригласила его с семьей погостить на своей вилле. К слову сказать, первой женой Стравинского стала его двоюродная сестра Екатерина, с которой у них было четверо детей. Приглашение мадам Шанель расценивалось, как знак внимания, не более того. Она была гостеприимной и доброжелательной хозяйкой, которой нравилось окружать себя людьми искусства.

На первый взгляд это достаточно разные люди, но каждый, определенно, в своей стихии. Они беспрестанно творили, каждый день были в поиске новых образов, пожалуй, это и влекло их друг к другу. Была это любовь, страсть или дружба доподлинно неизвестно и по сей день.

Жена композитора была больна и вскоре сломлена чумой XX века – туберкулезом, после чего Стравинский с детьми отбывает в США продолжать свою деятельность, вскоре женившись на своей старой знакомой, известной актрисе немого кино Вере Судейкиной.

Тайная страсть Игоря Стравинского
На переднем плане: Вера де Боссе, Игорь Стравинский. На заднем плане: Джон и Жаклин Кеннеди. Фото: ТАСС/DPA

Мадам Шанель на протяжении всей своей жизни поддерживала теплые отношения с русским эмигрантом и даже прибегала к материальной поддержке его семьи. Имея бесчисленное количество романов с известными и всемогущими мужчинами, она до конца никому не принадлежала, но с неподдельной нежностью вспоминала знакомство со Стравинским.    

До сих пор, их роман покрыт пеленой таинственности. Однако, отношения двух гениальных людей строились на взаимовдохновении и понимании. Именно в период плодотворного общения Игорь Стравинский делает перевороты в музыке XX века, а Коко Шанель создает свой неповторимый аромат «Chanel № 5», который она искала долгие годы.

Pervaya-reklama-SHanel-5-1921-god
Первая реклама Шанель №5, 1921 год.

«Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла»

P.S.:

Биографы, которые были всю жизнь рядом с легендами мировой культуры, не могут с уверенностью сказать о наличии близких отношений между Игорем Стравинским и Коко Шанель. Тайнами окутаны факты, которые по-разному представляли друзья, родственники, да и сами герои истории.

Созвучны этой истории слова Стравинского о самой Коко Шанель:

«Эту женщину выковало ее время и история той эпохи, но она была из тех, кто сам помогал ковать историю. У нее было прекрасное чувство стиля, она всегда без всяких усилий оставалась женственной. Это в ней очень привлекает. Я уверен, что мог бы в нее влюбиться, но она, скорее всего, съела бы меня на завтрак».
Koko-SHanel
Коко Шанель, Париж, 1937. Фото: Horst P. Horst

И тем не менее, тайная страсть Стравинского и Шанель не могла так долго оставаться просто красивой историей. В 2009 году, Канский фестиваль закрывала фешн-картина французского режиссера Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский», описывающая короткий период отношений русского композитора и великого дизайнера. Примечательно, что исполнительница главной роли, Анна Муглалис, на протяжении шести лет была лицом аромата Chanel Allure.

Официальный трейлер фильма:

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя