23 августа 1944 года, Румыния. Гарнизон немецкого аэродрома возле города Бырлад только пробуждался ото сна. Солдаты накидывали униформу и выстраивались в очереди к умывальникам и уборным. Часовые позёвывали на постах, ожидая смены. Внезапно воздух наполнился непонятным гулом, словно приближалась огромная стая саранчи. Секунда — и на взлётное поле словно из-под земли выскочили десятки мотоциклов в зеленой защитной окраске. Русские! Для многих немецких солдат эта мысль стала последней.

Не сбавляя хода двухколесные фурии проносились через немецкие позиции, поливая всё вокруг огнем из автоматов и пулеметов, забрасывая гранатами пулеметные позиции. Немцы в панике метались из стороны в сторону, тщетно пытались поймать в прицел стремительно несущиеся мотоциклы — и гибли, гибли, гибли.

Следом за мотоциклами шли бронетранспортеры и легкие танки, добивая остатки сопротивления. В считанные минуты гарнизон аэродрома прекратил существование, а советские мотоциклы уже сеяли смерть и панику среди немецких частей в Бырвале.

Нет, это не сцена из нового фильма Квентина Тарантино, а всего лишь будни 4-го гвардейского мотоциклетного полка.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияДвижение — жизнь

Позиционная мясорубка Первой Мировой войны и конфликты «интербеллума» научили армии ведущих держав, что ключом к успеху является мобильность. Конница уже не могла справиться с требованиями новых реалий войны. Войска стали стремительно обрастать транспортной техникой. Некоторые армии мира даже обзавелись такими специфическими частями, как «велострелки» — пехота верхом на велосипедах. Разумеется, не остались без дела и мотоциклы.

Первые мотоциклетные части в СССР появляются еще в 1932 году. Изначально мотоциклисты выполняли курьерские и транспортные функции, как боевую силу их никто всерьез не рассматривал. Но в 1940 году появляются первые мотоциклетные полки — боевые части повышенной мобильности, на которые возлагалась разведка, в том числе разведка боем, и прорыв в глубокий тыл противника.

Начало войны для них выдалось не менее тяжелым, чем для остальной Красной Армии. Хаос, неразбериха, нехватка техники, да и полезность таких войск на первом, сугубо оборонительном этапе войны, была очень спорной. Но уже с 1942 года, по мере развития наступательных действий, в советских войсках начинает формироваться концепция смешанных механизированных бригад для проведения разведывательно-дозорных действий и огневой поддержки спешившейся пехоты. Окончательно структура мотоциклетных полков оформляется к 1944 году.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияК концу войны типичный мотоциклетный полк выглядел следующим образом. Впереди полка, обычно на дистанции 10-20 км., двигался арьергард на мотоциклах с коляской. Иногда мотоциклетный арьергард дополнялся «виллисами» со станковыми пулеметами.

За арьергардом на грузовиках двигалась мобильная часть снабжения с топливом, боеприпасами, продовольствием и минимальным запасом запчастей. В ее задачи входило непрерывное снабжение арьергарда на переднем крае. И наконец за ними шли основные силы полка — бронетранспортеры и легкие танки, штаб, санитарные машины, основной «обоз». В зависимости от поставленной задачи полк усиливался тяжелой бронетехникой и самоходной артиллерией. Мотоциклетный полк был полностью автономным и мог успешно действовать в отрыве от основных сил даже на расстоянии 200 км.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияВ задачу арьергарда входило разведка, обнаружение противника, в случае необходимости — связывание его боем до подхода главных сил полка. К бойцам предъявлялись самые высокие требования. Помимо отличных боевых и водительских навыков они должны были уметь осуществлять полевой ремонт техники, знать основы взрывного и диверсионного дела. Командиры частей регулярно устраивали тренировки и негласные соревнования бойцов, в том числе в ночных условиях. За счет высокой скорости и манёвренности мотоциклетные полки наводили ужас на тылы противника, захватывали важные опорные пункты, мосты, переправы, уничтожали узлы снабжения и транспортные колонны.

Стальные кони

Харлей-Дэвидсон и Красная Армия
М-72 — точная копия немецкого мотоцикла BMW R71

Основным мотоциклом Красной Армии был М-72, хорошая рабочая лошадка мирного времени. Слабенький, но выносливый мотор, всеядность в плане топлива. Он легко, пусть и слишком уж часто, чинился «с помощью лома и такой-то матери».

Но вот для боевых действий он был малопригоден. Категорически не хватало мощности и скорости. Кроме того, отечественных мотоциклов категорически не хватало. Часть заводов эвакуировали, часть переориентировали на выпуск другой продукции. Всего за годы войны было выпущено около 8 000 М-72. Тогда за мототехникой обратились к союзникам, благо там идея мотоциклетных войск как-то не прижилась и мобильные соединения применяли в основном разномастные «джипы».

Самым лучшим боевым мотоциклом среди красноармейцев считался «харлей-дэвидсон».

Комбриг Красной армии на мотоцикле Harley-Davidson
Комбриг Красной армии на мотоцикле Harley-Davidson

Мощный мотор, хороший разгон, надежность, мог без проблем использовать отечественное горючее. Претензии были разве что к низкому дорожному просвету, что ограничивало проходимость по бездорожью. Зато на ровной дороге «харлеи» не знали себе равных. Правда, за всё приходилось платить. Если уж «харлей» ломался, то без фирменных запчастей и приличной мастерской было не обойтись.

А вот американский же «индиан» советские бойцы откровенно обфыркали.

Индиан, 1941 год
Индиан, 1941 год

Тяжелый, плохая проходимость, капризный насчет топлива, ненадежный. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено около 35 000 мотоциклов. Чем ближе к Берлину, тем больше становилось в составе советского мотопарка трофейных немецких «БМВ» и «цундапов», получивших от бойцов очень высокую оценку. Немецкое качество, ведущие колесо у коляски, передача заднего хода — это была настоящая мечта боевого мотоциклиста.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияМотоциклы вооружались либо пулеметами Дегтярева либо 82 мм миномётами. Из пулеметов вели огонь прямо с коляски. Обычно с остановкой, но при должном опыте можно было эффективно вести огонь и на ходу. Миномёты ставились на коляску таким образом, чтобы его можно было в считанные секунды установить в боевую позицию, а затем вновь уложить на коляску. В результате мотоциклисты-минометчики могли стремительно менять позицию даже на виду у противника, уклоняясь от ответного огня.

Иногда на коляску монтировались противотанковые ружья ПТРС или ПТРД, но это была уже экзотика. В целом, платформа для мотоциклетной коляски была для красноармейцев универсальной палочкой-выручалочкой. На ней устанавливали мощные рации, грузы, цистерны с водой и топливом, носилки для раненых.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияЛендлизовская техника не ограничивалась только мотоциклами. Красноармейцы активно применяли американский колесный бронетранспортер «Скаут» с установленной на него 57-мм пушкой ЗиС-2, за что такая машина получила неуставное прозвище «Су-57».

Боевые мотоциклетные части Красной Армии прошли славный боевой путь. В мае 1945 года в действующей армии числилось 4 отдельных, 37 корпусных мотоциклетных батальонов и 11 отдельных мотоциклетных полков. Боевые мотоциклисты сохранились в составе армии до 80х годов, на них возлагалась всё та же задачи разведки и разрушения вражеских коммуникаций, а также, за счет развития ручного противотанкового оружия — и борьба с бронетехникой противника.

В 2016 году под Калининградом в поселке Дунаевка (бывший Тиренберг) был открыт мемориал воинам-мотоциклистам, погибшим в боях Восточно-Прусской операции. Здесь, в 1945 году, советские мотоциклисты героически сражались и понесли большие потери, сдерживая горловину кольца окружения советской стрелковой дивизии. В боях у Тиренберга погибло 170 мотобойцов, включая командира 2-го отдельного гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка  гвардии подполковника Матвея Купина.

Харлей-Дэвидсон и Красная Армия

Другие статьи

«Чего же ты хочешь?». Роман-предсказание Всеволода Кочетова

«Нет пророка в своём отечестве» – эти вечные евангельские строки учат нас тому, что мы мало обращаем внимания на современников, тех, кто знает больше,...

Как погиб первый космонавт Юрий Гагарин

12 апреля 1961 Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире отправился в космос, став главным национальным героем для всех советских граждан. Огромной трагедией была его...

Почему весельчак Серов был суров и замкнут на самом деле

Начнём с малоизвестной зарисовки из биографии художника.Родители накоротке были знакомы с немецким композитором Р. Вагнером. Часто приезжали в Мюнхен. На виллу Вагнера в баварском...

Похоронен ли Гоголь заживо?

4 марта 1852 года по новому стилю скончался великий Николай Васильевич Гоголь. Обстоятельства его смерти уже целый век остаются спорными и загадочными. Известно, что...

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.