Советские солдаты на мотоциклах Harley-Davidson
Советские солдаты на мотоциклах Harley-Davidson, Киев, 1945 год

23 августа 1944 года, Румыния. Гарнизон немецкого аэродрома возле города Бырлад только пробуждался ото сна. Солдаты накидывали униформу и выстраивались в очереди к умывальникам и уборным. Часовые позёвывали на постах, ожидая смены. Внезапно воздух наполнился непонятным гулом, словно приближалась огромная стая саранчи. Секунда — и на взлётное поле словно из-под земли выскочили десятки мотоциклов в зеленой защитной окраске. Русские! Для многих немецких солдат эта мысль стала последней.

Не сбавляя хода двухколесные фурии проносились через немецкие позиции, поливая всё вокруг огнем из автоматов и пулеметов, забрасывая гранатами пулеметные позиции. Немцы в панике метались из стороны в сторону, тщетно пытались поймать в прицел стремительно несущиеся мотоциклы — и гибли, гибли, гибли.

Следом за мотоциклами шли бронетранспортеры и легкие танки, добивая остатки сопротивления. В считанные минуты гарнизон аэродрома прекратил существование, а советские мотоциклы уже сеяли смерть и панику среди немецких частей в Бырвале.

Нет, это не сцена из нового фильма Квентина Тарантино, а всего лишь будни 4-го гвардейского мотоциклетного полка.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияДвижение — жизнь

Позиционная мясорубка Первой Мировой войны и конфликты «интербеллума» научили армии ведущих держав, что ключом к успеху является мобильность. Конница уже не могла справиться с требованиями новых реалий войны. Войска стали стремительно обрастать транспортной техникой. Некоторые армии мира даже обзавелись такими специфическими частями, как «велострелки» — пехота верхом на велосипедах. Разумеется, не остались без дела и мотоциклы.

Первые мотоциклетные части в СССР появляются еще в 1932 году. Изначально мотоциклисты выполняли курьерские и транспортные функции, как боевую силу их никто всерьез не рассматривал. Но в 1940 году появляются первые мотоциклетные полки — боевые части повышенной мобильности, на которые возлагалась разведка, в том числе разведка боем, и прорыв в глубокий тыл противника.

Начало войны для них выдалось не менее тяжелым, чем для остальной Красной Армии. Хаос, неразбериха, нехватка техники, да и полезность таких войск на первом, сугубо оборонительном этапе войны, была очень спорной. Но уже с 1942 года, по мере развития наступательных действий, в советских войсках начинает формироваться концепция смешанных механизированных бригад для проведения разведывательно-дозорных действий и огневой поддержки спешившейся пехоты. Окончательно структура мотоциклетных полков оформляется к 1944 году.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияК концу войны типичный мотоциклетный полк выглядел следующим образом. Впереди полка, обычно на дистанции 10-20 км., двигался арьергард на мотоциклах с коляской. Иногда мотоциклетный арьергард дополнялся «виллисами» со станковыми пулеметами.

За арьергардом на грузовиках двигалась мобильная часть снабжения с топливом, боеприпасами, продовольствием и минимальным запасом запчастей. В ее задачи входило непрерывное снабжение арьергарда на переднем крае. И наконец за ними шли основные силы полка — бронетранспортеры и легкие танки, штаб, санитарные машины, основной «обоз». В зависимости от поставленной задачи полк усиливался тяжелой бронетехникой и самоходной артиллерией. Мотоциклетный полк был полностью автономным и мог успешно действовать в отрыве от основных сил даже на расстоянии 200 км.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияВ задачу арьергарда входило разведка, обнаружение противника, в случае необходимости — связывание его боем до подхода главных сил полка. К бойцам предъявлялись самые высокие требования. Помимо отличных боевых и водительских навыков они должны были уметь осуществлять полевой ремонт техники, знать основы взрывного и диверсионного дела. Командиры частей регулярно устраивали тренировки и негласные соревнования бойцов, в том числе в ночных условиях. За счет высокой скорости и манёвренности мотоциклетные полки наводили ужас на тылы противника, захватывали важные опорные пункты, мосты, переправы, уничтожали узлы снабжения и транспортные колонны.

Стальные кони

Харлей-Дэвидсон и Красная Армия
М-72 — точная копия немецкого мотоцикла BMW R71
Основным мотоциклом Красной Армии был М-72, хорошая рабочая лошадка мирного времени. Слабенький, но выносливый мотор, всеядность в плане топлива. Он легко, пусть и слишком уж часто, чинился «с помощью лома и такой-то матери».

Но вот для боевых действий он был малопригоден. Категорически не хватало мощности и скорости. Кроме того, отечественных мотоциклов категорически не хватало. Часть заводов эвакуировали, часть переориентировали на выпуск другой продукции. Всего за годы войны было выпущено около 8 000 М-72. Тогда за мототехникой обратились к союзникам, благо там идея мотоциклетных войск как-то не прижилась и мобильные соединения применяли в основном разномастные «джипы».

Самым лучшим боевым мотоциклом среди красноармейцев считался «харлей-дэвидсон».

Комбриг Красной армии на мотоцикле Harley-Davidson
Комбриг Красной армии на мотоцикле Harley-Davidson

Мощный мотор, хороший разгон, надежность, мог без проблем использовать отечественное горючее. Претензии были разве что к низкому дорожному просвету, что ограничивало проходимость по бездорожью. Зато на ровной дороге «харлеи» не знали себе равных. Правда, за всё приходилось платить. Если уж «харлей» ломался, то без фирменных запчастей и приличной мастерской было не обойтись.

А вот американский же «индиан» советские бойцы откровенно обфыркали.

Индиан, 1941 год
Индиан, 1941 год

Тяжелый, плохая проходимость, капризный насчет топлива, ненадежный. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено около 35 000 мотоциклов. Чем ближе к Берлину, тем больше становилось в составе советского мотопарка трофейных немецких «БМВ» и «цундапов», получивших от бойцов очень высокую оценку. Немецкое качество, ведущие колесо у коляски, передача заднего хода — это была настоящая мечта боевого мотоциклиста.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияМотоциклы вооружались либо пулеметами Дегтярева либо 82 мм миномётами. Из пулеметов вели огонь прямо с коляски. Обычно с остановкой, но при должном опыте можно было эффективно вести огонь и на ходу. Миномёты ставились на коляску таким образом, чтобы его можно было в считанные секунды установить в боевую позицию, а затем вновь уложить на коляску. В результате мотоциклисты-минометчики могли стремительно менять позицию даже на виду у противника, уклоняясь от ответного огня.

Иногда на коляску монтировались противотанковые ружья ПТРС или ПТРД, но это была уже экзотика. В целом, платформа для мотоциклетной коляски была для красноармейцев универсальной палочкой-выручалочкой. На ней устанавливали мощные рации, грузы, цистерны с водой и топливом, носилки для раненых.

Харлей-Дэвидсон и Красная АрмияЛендлизовская техника не ограничивалась только мотоциклами. Красноармейцы активно применяли американский колесный бронетранспортер «Скаут» с установленной на него 57-мм пушкой ЗиС-2, за что такая машина получила неуставное прозвище «Су-57».

Боевые мотоциклетные части Красной Армии прошли славный боевой путь. В мае 1945 года в действующей армии числилось 4 отдельных, 37 корпусных мотоциклетных батальонов и 11 отдельных мотоциклетных полков. Боевые мотоциклисты сохранились в составе армии до 80х годов, на них возлагалась всё та же задачи разведки и разрушения вражеских коммуникаций, а также, за счет развития ручного противотанкового оружия — и борьба с бронетехникой противника.

В 2016 году под Калининградом в поселке Дунаевка (бывший Тиренберг) был открыт мемориал воинам-мотоциклистам, погибшим в боях Восточно-Прусской операции. Здесь, в 1945 году, советские мотоциклисты героически сражались и понесли большие потери, сдерживая горловину кольца окружения советской стрелковой дивизии. В боях у Тиренберга погибло 170 мотобойцов, включая командира 2-го отдельного гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка  гвардии подполковника Матвея Купина.

Харлей-Дэвидсон и Красная Армия

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя